Смысл истории

Найдено 1 определение
Смысл истории
Это выражение может просто подразумевать, что историческая реальность представляет собой не набор случайностей и не полный хаос, а наделена неким содержанием и своей особой интеллигибельностью. Но обычно оно означает нечто гораздо большее. Употребляющие сто хотят сказать, что история обладает строго определенной направленностью, что ее будущее детерминировано (телеология истории). Со времен апостола Павла христианские богословы неустанно распространяли идею о том, что история есть воплощение Божественного промысла, главное содержание которого составляет исполнение человечеством своего духовного предназначения, а развязкой драмы должно стать спасение. В результате философского переворота XVIII в. и отказа от идей Творения и Потерянного рая утвердилась концепция самостоятельного развития человечества по пути прогресса. Мыслители, подобные Вольтеру, Канту и Кондорсе, рассматривали историю как движение человечества к идеальному состоянию. Так, Иммануил Кант представлял себе «историю рода человеческого, в целом, как реализацию скрытого плана природы по созданию совершенного политического устройства [республиканского правления]» [Кант И. Идея всеобщей истории с космополитической точки зрения (1784)]. А в XIX в., под влиянием Французской революции, получили распространение самые что ни на есть телеологические варианты философии истории. Согласно одной из таких моделей, основанной на доктрине Гегеля, эволюция всего человечества представляет собой медленное, диалектически организованное, поэтапное (бытие, небытие и становление) движение Духа и должно закончиться утверждением современного бюрократического Государства как абсолютной формы прогресса, олицетворяющей наступление эры морали, свободы и разума. Восприняв и переделав на свой лад гегелевскую философию истории, Карл Маркс придал истории иной смысл, направив эволюцию человечества к новой конечной цели: обществу равных, с наступлением которого должны исчезнуть общественные классы. В XX в. редко кто из французских историков не принимался ругать философию истории в том или ином ее виде. Отказ от телеологической истории (по крайней мере, теоретически) стал краеугольным камнем французской историографии и особенно наследия «Анналов». В противовес великим спекулятивным философиям получили развитие критическая философия истории, отвергающая всякую «ретроспективную иллюзию фатальности» (Раймон Арон), а вслед за ней - рефлексия эпистемологического порядка, обращенная на ход исторического познания, со свойственным ей отказом от претензий на тотальное знание. Тем не менее и в XX в. сохранялись детерминистские и финалистские философии истории: это циклические интерпретации судеб цивилизаций, представленные Освальдом Шпенглером (Закат Европы. 1918) и Арнольдом Тойнби (Постижение истории. 1934— 1961); это также продолжение марксистской мысли, подобное теориям Дьёрдя Лукача (История и классовое сознание. 1967), или позднее - неолиберальная философия истории Фрэнсиса Фукуямы (Конец истории и последний человек. 1992). + Диалектика, Исторический материализм, Финализм

Источник: Словарь историка 2011