— профессор Гельсингфорского университета, сенатор, род. в 1806 г. в Стокгольме, умер 1 июля 1881 г. близ Гельсингфорса. Отец Снельмана, коренной финляндец, был человеком разносторонне образованным и интересовался особенно религиозно-философскими вопросами, но посвятил себя исключительно мореходству. И. В. С. первые семь лет своей жизни провел в Стокгольме и здесь же получил начальное образование в церковной школе. В 1813 г. родители Снельмана переселились из Швеции в Финляндию, в Гамла-Карлебю, где С. некоторое время посещал местную школу. Затем его поместили в Улеаборгскую тривиальную школу, курс которой был рассчитан на подготовку учеников к университету. По окончании курса школы, С. в конце 1822 г. поступил в число студентов университета в Або. Недостаток средств побудил его избрать духовную карьеру, скорее дававшую материальное обеспечение, почему он в 1824 г. и поступил в имевшуюся при университете семинарию для практического обучения богословским наукам. Впоследствии, однако, тяготение к философии и литературе побудило Снельмана изменить это намерение и в 1827 г. он стал деятельно готовиться к кандидатскому экзамену, особенное внимание уделяя занятиям философией. В 1831 г. выдержал в университете, переведенном с 1828 г. в Гельсингфорс, кандидатский экзамен и в 1832 г. получил магистерский венок. Около 1830 г. из наиболее талантливых преподавателей образовался так называемый "субботний кружок", занимавшийся преимущественно разработкой литературных вопросов, и С. на первых же порах занял в этом кружке видное место; в связи с участием Снельмана в этом кружке стоят и его первые литературные опыты, которые он, однако, не оглашал в печати. После сдачи кандидатского экзамена С. получил возможность посвятить значительную часть времени Эстерботническому отделению, в делах которого стал принимать энергическое участие.
Осенью 1833 г. С. получил место преподавателя в Гельсингфорском лицее, где преподавал, главным образом, латинский и греческий языки и логику. Наряду с этим он сам слушал лекции по анатомии и физиологии. Около этого же времени С. выпустил свой первый печатный труд — сборник латинских упражнений, принятый всеми финляндскими учебными заведениями. Покинув вскоре лицей из-за личного недоразумения с его директором, С. защитил предварительно диссертацию на тему из философской системы Гегеля и в 1835 г. был назначен доцентом философии в университете. К этому времени относится первое появление его трудов в иностранной печати: на страницах "Газеты шведского литературного общества" он выступил с защитой Гегеля против нападок одного из критиков. Вскоре за тем вышел в свет, на шведском языке, первый значительный труд Снельмана — "Опыт изложения логики" 1-я (тетрадь), а за ним — 1-я часть его "Элементарного курса философии", излагавшая основы психологии (2-я и 3-я части этого курса, излагавшие логику и учение о праве, были выпущены Снельманом в 1840 г., почти одновременно с другим его сочинением философского характера — "Об академической науке"). Наряду с этим С. принял участие в литературной полемике по вопросу о праве финляндской литературы на самостоятельное существование. Университет, в котором С. читал лекции, страдал от формализма и боязни свободной мысли, и это послужило причиной целого ряда столкновений между университетской администрацией и Снельманом, человеком независимым в своих взглядах.
Столкновения эти привели к шумному процессу, завершившемуся в 1839 г. для Снельмана денежным штрафом и необходимостью покинуть университет. Борьба с консисторией, в которой С. выступил убежденным борцом за академическую свободу, приобрела ему многих поклонников и создала популярность среди молодежи.
По окончании своего процесса С. уехал из Гельсингфорса и поселился в Ню-Карлебю, где отдался научным и литературным занятиям. Вынесенная им борьба за идеи пробудила в нем стремление к публицистической деятельности, и он в том же году стал издавать журнал "Шпанская Муха", главное содержание которого составляла литературная критика и отчасти статьи сатирического характера.
В Стокгольме, куда С. прибыл в конце 1839 г. наблюдалось в то время особенное возбуждение в области политической и литературной жизни. Оно увлекло и Снельмана, который вступил членом в кружок литераторов-публицистов, известный под названием "Общества Фреи" (по названию газеты "Freja", около редакции которой сгруппировались эти писатели). На страницах "Фреи" С. принял горячее участие в поднявшейся в то время литературной борьбе; не вмешиваясь в вопросы чисто политического характера, он поместил в этом журнале ряд полемических статей по вопросам народного образования и политико-экономическим (разбор идей Фридриха Листа). Интересуясь постановкой преподавания философских наук в упсальском университете, он ездил в Упсалу, а в 1840 г. отправился с научными целями в Данию, Германию и Швейцарию. Осенью 1841 г. С. вернулся в Стокгольм и там снова принялся за журнальную деятельность, причем особенное внимание обратил на себя оживленной полемикой о значении релизиозно-философских идей Штраусса. За два года публицистической деятельности в Швеции С. приобрел себе у шведской публики репутацию неустрашимого и находчивого борца за свободные убеждения. Помимо журнальной работы С. во время своего пребывания в Швеции издал описание своего путешествия по Германии ("Германия, путевые очерки"), а также роман "Четыре бракосочетания или Критика любви". Уже незадолго до отъезда из Стокгольма С. выпустил свой капитальный труд, "Учение о государстве", написанный под влиянием философии Гегеля; в этом сочинении С. обосновывает свою теорию о великом значении национальности, которой он придерживался всю жизнь.
В конце 1842 г. С. вернулся в Гельсингфорс и, после неудачной попытки получить место преподавателя в университете, занял должность ректора высшей школы в Куопио. Школу эту С. скоро привел в образцовый порядок и, по его инициативе, в этом городе было устроено еще несколько школ. В 1845 г. С. стал издавать в Куопио две газеты: одну, предназначавшуюся для народа, на финском языке, "Друг земледельца" ("Maamiehen Ystävä"), и другую, для интеллигенции, на шведском языке — "Сайма" ("Saima"). "Друг земледельца" заключал в себе, главным образом, статьи по земледелию, а также по литературе, истории и т. д., и пользовался среди народа значительным вниманием; впоследствии С., за недостатком времени, передал эту газету в другие руки. "Сайма" быстро завоевала себе успех у читателей и заняла в периодической прессе боевое положение; она была в Финляндии первым органом, занимавшимся разработкой общественных вопросов. В ней С., как и прежде, выступил горячим борцом за свои взгляды и вел ожесточенную полемику с многочисленными противниками "Саймы" в лице других газет и отдельных личностей. Влияние "Саймы" на читателей было огромно, и она сослужила большую службу финскому культурному движению, выдвинув на первое место вопрос о просвещении масс. "Сайма" много терпела от цензурных стеснений и в декабре 1846 г. должна была прекратить свое существование. Лишившись своей газеты, С. получил возможность с 1847 по 1849 год редактировать "Литературный Листок" ("Litteraturbladet"), бывший по своему содержанию преимущественно литературным журналом, но отразивший на себе за эти два года заметное влияние редактора "Саймы".
В конце 1849 г. С. по прошению, был уволен в отставку от ректорской должности в Куопио. В следующие годы он подвергся чувствительным материальным затруднениям, заставившим его, между прочим, в 1851 г. занять место конторщика одного купца. В конце 1854 г. "Литературный Листок" снова возродился под редакцией Снельмана и снова стал живым органом с серьезным и разнообразным содержанием, таким же воинственным и беспощадным в полемике, как и "Сайма". Распространение его в обществе было очень значительно. После многих препятствий, которые обусловливались отчасти репутацией Снельмана, как упрямого и беспощадного борца за свои взгляды, а еще больше политическими обстоятельствами того времени, С. в начале 1856 г. добился профессуры в университете: он занял упраздненную в 1852 г. кафедру философии, возобновленную в 1856 г. под названием кафедры этики и систематики университетских наук. В течение семи лет профессорской деятельности С. прочел в университете курсы этики, психологии, истории права, обществоведения, международного и государственного права, а также курс педагогии. Лекции Снельмана, не отличаясь красотою и общедоступностью изложения, были глубоки и богаты содержанием и имели большое влияние на молодежь. Помимо преподавательской деятельности, С. принимал в эти годы близкое участие во многих университетских делах.
Первые мероприятия Императора Александра II, касавшиеся строя Финляндии, постепенно утвердили Снельмана в мысли, что единственным путем к осуществлению наиболее насущных нужд страны является доверие к благожелательности правительства. Этим объясняется неожиданный и поразивший многих переход Снельмана из партии оппозиции в ряды наиболее горячих приверженцев правительственной политики. С этого времени он выступает в "Литературном Листке" истолкователем и защитником правительственных мероприятий, ведет за них полемику с другими газетами, борется с "молодой" Финляндией и финляндскими эмигрантами, пропаганду которых он считал препятствием к осуществлению реформ.
В 1861 г. Снельману были предложены должности сначала помощника директора, а затем директора сенатской канцелярии, но он отказался, мотивируя свой отказ желанием продолжать ученую и публицистическую деятельность. Однако события заставляли его принимать близкое участие в политической жизни Финляндии и неоднократно исполнять различные поручения правительства. С учреждением в 1862 г. особой (так называемой "январьской") комиссии для разработки сеймовых предложений, С. попал в число ее членов и принял большое участие в ее деятельности. Он заседал, между прочим, в 7-м отделении Комиссии, долженствовавшем выработать предложение о податях. В начале 1863 г., по желанию Императора Александра II, Снельману было повторено предложение звания сенатора и в марте этого же года состоялось утверждение его в этом звании, с назначением исправлять должность начальника финансовой экспедиции; такое назначение объяснялось давно уже приобретенной С. репутацией опытного финансиста. Наряду с сенаторской деятельностью, пользуясь исключительным доверием правительства, продолжал участвовать в обсуждении тех или иных мероприятий, а также в исполнении различных поручений. Он, между прочим, принимал весьма значительное участие в редактировании тронной речи, которою Император Александр II открыл сейм 1863 г. Отказавшись несколько ранее от предложенного ему дворянского звания, С. не имел права быть сеймовым депутатом, но зато принимал близкое участие в обсуждении сеймовых работ, как сенатор и как публицист. В своей сенаторской деятельности С. поставил себе, главным образом, три задачи, осуществление которых он считал существенно важными для народа: о правах финского языка, монетную реформу и реформу печати. Первые две реформы Снельману удалось провести, а третью удалось осуществить лишь на непродолжительное время. Реформа языка была осуществлена Высочайшим рескриптом в июле 1863 г. об уравнении прав финского языка с правами шведского в делах, касающихся финской части населения края; проведение в 1865 г. монетной реформы, давшей Финляндии собственную монетную систему, является крупнейшей работой Снельмана, как начальника финансового управления; закономерная свобода печати была временно установлена правительственными постановлениями в июле 1865 г. Многие неблагоприятные условия, при которых Снельману приходилось действовать, не дали ему возможности провести других задуманных им реформ. Возведенный в 1866 г. в дворянское достоинство, С. получил возможность участвовать в следовавших затем сеймах и качестве депутата. Здесь он неоднократно выступал с речами. Помимо указанных выше реформ, С., как сеймовый депутат и как публицист, внес свою долю труда в осуществление ряда реформ, ожививших Финляндию, каковы: постройка железных дорог, реорганизация церковного управления, облегчение положения печати, школьная реформа, реформа воинской повинности и т. д. В тяжелое для Финляндии время половины 1860-х годов, когда страну постигли страшные недороды, голод и все связанные с ними бедствия, С. проявил горячую деятельность, составляющую одну из светлых страниц истории его жизни.
Вскоре С. должен был оставить сенат. Некоторые решения сената в деле монетной реформы, принятые по инициативе Снельмана, многие поступки его и мероприятия, а также его независимый и отчасти деспотический характер, давно создали ему много врагов и недоброжелателей как среди сенаторов, так и среди представителей правящих сфер. Поводом к удалению Снельмана из сената послужили столкновения между ним и генерал-губернатором графом Адлербергом, особенно по поводу постройки финляндской железной дороги в Петербург. В 1868 г. состоялась отставка Снельмана, и вместе с тем закончился наиболее важный период его общественной деятельности.
Большую часть остальной жизни, по-прежнему полной борьбы и труда, С. посвятил Обществу поземельного кредита в Финляндии, избравшему его в 1869 г. в свои председатели. Своими трудами он помог Обществу осуществить многие задачи. Некоторые меры Снельмана в качестве председателя Общества и здесь вызвали против него сильную оппозицию, и на общем собрании Общества в 1881 г. он уже не был избран в председатели.
С уходом Снельмана из сената он получил возможность посвятить значительную часть своего времени участию в деятельности Финского литературного общества, членом которого он состоял с молодых лет. В 1870 г. он был избран в председатели этого общества, и в этом звании оказал ему значительное содействие по изданию многих важных литературных трудов. С отказом Снельмана в 1874 г. от нового избрания в председатели общества, он был избран в его пожизненные почетные члены. В 1870—1871 гг. С. состоял председателем Финского ученого общества, членом которого по историко-филологическому отделению был с 1856 г., но не принимал особенного участия в занятиях общества. Пользуясь большим досугом, С. намеревался заняться переработкой своего "Учения о государстве", но не успел осуществить этого намерения и продолжал принимать участие в политической жизни Финляндии, как сеймовый депутат и публицист. Оставив сотрудничество в официальной газете, С. несколько лет совсем не выступал в печати. С 1872 г. его статьи стали появляться на страницах новой газеты финского направления "Morgonbladet", а с 1876 г. он стал ее постоянным сотрудником. Статьи эти касались, главным образом, вопросов общественной жизни и развития края, но они не проводили новых взглядов и относились скорее отрицательно к веяниям времени, благодаря чему далеко не пользовались тем успехом, как некогда статьи в "Сайме" и "Литературном Листке"; в некоторых статьях С. выступил даже горячим врагом либеральной партии, чем вызвал ряд накладок на себя. В мае 1881 г. с большою торжественностью было отпраздновано 75-летие жизни Снельмана: были изданы между прочим, посвященные Снельману популярные брошюры для народа и специальный альбом; в Гельсингфорсе и многих других городах Финляндии были устроены в честь его празднества. В конце 1870-х годов здоровье Снельмана сильно надломилось и в июле 1881 г. он скончался в деревне, куда незадолго перед тем переехал. Тело его с большою торжественностью было погребено в Гельсингфорсе.
Т. Рейн, Иоган Вильгельм Снельман, историко-биографич. очерк, СПб. , 1903 г. (два тома). — "Снельман", ст. L. в "Новом Времени" 1903 г., №№ 9961 и 9968. — "Вестник Европы" 1903 г., ноябрь, стр. 422—431 (в "Литературном обозрении").
Вл. Греков.
{Половцов}