нечистое по закону животное (Лев 11.27). Евреи с отвращением относились к собакам (Исх 22.31; Вт 23.18; Ис 56.11; 66.3; Мф 7.6; Флп 3.2; От 22.15) и в Библии они чаще называются псами (Иов 30.1; Пс 21.17,21; Мф 15.26). Как видно из Мф 15.27 псы у язычников допускались под стол во время еды, а теперь это одно из любимых животных цивилизованных народов. Однако во все времена псы вызывали у многих отвращение за свое особенное бесстыдство и некоторые отвратительные инстинкты.
собака
собака
СОБАКА
(англ. dog), первый вид животного мира, одомашненный человеком. Наиболее ранние свидетельства этого относятся к мезолиту (Стар Карр, 7500 г. до н.э.), в Америке — к позднему плейстоцену (отложения Ягуаровой пещеры в Айдахо). К числу функций С., кроме сторожевых, принадлежали также охотничьи, в Америке С. разводилась на мясо. Использование С. пастухами, по-видимому, относится к более позднему времени. Ее дикий предок до сих пор не установлен, для этой роли больше всего подходит мелкая разновидность волка.
Источник: Археологический словарь. 1990
СОБАКА
как домаш. животное была известна уже в эпоху неолита (ок. 8 тыс. лет до н.э.). Из античности до нас дошло 183 назв. различ. пород С. Греки использов. С. в кач-ве поводырей слепых и помощников в сраж. В Спарте С. принос. в жертву богу войны. На одной из картин в Пестром портике изображ. боевые С. в битве при Марафоне. Из охотнич. С. лучшими были призн. лаконские С., за ними следовали молосские доги, к-рые часто изображ. в произв. иск-ва. У римлян С. посвящ. фавнам и ларам. В Др. Риме перед домами устанавл. доски, на к-рых делалась надпись «Берегись собаки». Изображ. С. встреч. на мозаич. панно в Помпеях. Др. римляне знали об опаснейшей и неизлеч. болезни бешенстве как следствии укусов бешеной собаки. В кач-ве профилакт. от бешенства они применяли чемерицу, примеш. ее к корму С. Во времена христианства С. стала символом верности офиц. вероучениям и бдительности по отношению к ересям. Поэтому изображ. С. находят часто у подножия могильных памятников. У германцев С. была в почете, но это не носило никакого религ. оттенка.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Собака
(греч. kyon, лат. canis), как домашнее животное была известна уже в эпоху неолита (ок. 8 тыс. лет до н. э). Из античности до нас дошло 183 назв. различных пород С. Греки использовали С. в качестве поводырей слепых и помощников в сражениях. В Спарте С. приносили в жертву богу войны. На одной из картин в Пестром портике (Stoa poikile) изображены боевые С. в битве при Марафоне. Из охотничьих С. лучшими были признаны лаконские С, за ними следовали молосские доги, которые часто изображались в произведениях искусства. У римлян С. посвящались фавнам и ларам. В Др. Риме перед домами устанавливались доски, на которых делалась надпись «Cave Canem» («Берегись собаки!»). Изображения С. встречаются на мозаичных панно в Помпеях. Др. римляне знали об опаснейшей и неизлечимой болезни бешенстве как следствии укусов бешеной собаки. В качестве профилактики от бешенства они применяли Veratrum (чемерицу), примешивая ее к корму С. Во времена христианства С. стала символом верности официальным вероучениям и бдительности по отношению к ересям. Поэтому изображения С. находят часто у подножия могильных памятников. У германцев С. была в почете, но это не носило никакого религиозного оттенка.
Источник: Словарь античности. 1989
Собака
ж., горн. Окованный железный ящик, в котором горняки перемещали добытую породу внутри рудника. — Привоз руд от ортов, где оныя добываются до того шахта, в котором их вытаскивать надобно, по большей части тележками производится, в низких штольнях или штреках употребляются так называемые собаки и шлебтреге. Оныя собаки состоят из окованных железом ящиков, которые на 4 колеса поставлены, и которые по насыпке рудою работники перед себя подвигают. Шл., 1760: 58; // Венгерская собака. Немецкая собака. — Венгерская собака применяется только при разработке руд и движется без направляющих по доскам из твердого дерева шириною 0,3 м. и толщиною 40 мм. Кузов окован железом, суживается кверху и вперед, длина его 0,75 — 1,20 м., ширина 0,38 — 0,4 м. и высота 0,35 — 0,4 м. Вместимость колеблется между 0,13 и 0,2 куб. м. Диаметр задних колес ок. 0,18 — 0,20, диаметр передних колес 0,12 — 0,18 м. Венгерская собака обыкновенно применяется в разработках руд, где приходится доставлять небольшое количество на значительные расстояния. Немецкая собака катится на всех 4 колесах с одинаковым диаметром, имеет направляющий шкворень с роликом и движется по 2-м параллельным доскам, лежням с планками, в виде закраин. Геф., 1900,2: 282.
Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998
СОБАКА
У древних Египтян собаки, равно как и кошки, пользовались, особенным уважением. По Иудейскому закону эти животные считались нечистыми, как они и доселе еще считаются у Мусульман. Между Евреями считалось крайним оскорблением сравнить кого либо с мертвым псом (1Цар 24:15), и даже деньги полученные за продажу столь презренного животного, равно как плата блудницы, не могли быть вносимы в Скинию — в дом Господа (Вт 23:18). Посему-то название пес прилагается an. Павлом к лжеучителям (Филип. 3:2), а Соломон и ап. Петр сравнивают грешников с псами (Прит 26:11, 2Пет 2:22). Слово псы употребляется иносказательно для означения гонителей (Пс 22:16), лжеучителей (Ис 56:11), нечестивых людей (Мф 7:6) и язычников (Мф 15:27). Впрочем даже и у Евреев собаки назначались для охранения стад (Иов 30:1, Ис 56:10-11). Соломон говорит: псу живому лучше, нежели мертвому льву (Ек 9:4), обозначая сими словами, что всякое, даже самое ничтожное существо пользующееся жизнью счастливее и важнее самого благородного и великою существа уже умершего. Восклицание Авенира: разве я собачья голова? (2Цар 3:3) означает почти то же самое. Как домашнее животное, собаки в Библии являются уже поздно. Собака сопровождала Товита в его путешествии (Тов 5:17). Что около времен Господа Иисуса Христа собак нередко держали при домах, показывает ответ жены Хананейской на отказ ей Спасителя в помощи (Мф 15:27). Не давайте святыни псам, говорит Спаситель Своим ученикам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф 7:6), показывая тем, что они не должны предлагать святые истины Евангелия людям гордыни, ожесточенным и нераскаянным, иначе подобно псам они могут попрать оные своими ногами, и возвратившись растерзать их самих Собак, как мы заметили выше, боготворили в древнем Египте. Египетский бог Анубис имел собачью голову. В древней Греции, как то можно видеть из Гомера, собаки пользовались большою любовью и расположением.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990