СОБИНОВ Леонид Витальевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Собинов Леонид Витальевич

Собинов (Леонид Витальевич) - талантливый оперный певец (лирический тенор). Родился в 1872 г. Кончил юридический факультет Московского университета. Изучал пение в московском филармоническом училище. Его лучшие роли: Ленский, князь в "Русалке", царь Берендеев в "Снегурочке", Фауст, Ромео. Н. Б-н.

Источник: Биографический словарь. 2008

Собинов Леонид Витальевич
(1872–1934) - певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). В 1892–1896 занимался в Музыкальнодраматическом училище Московского филармонического общества, ученик А.М. Додонова и А.А. Сантагано-Горчаковой. С 1897 - солист Большого театра. Один из выдающихся представителей русской классической вокальной школы, искусства бельканто. Выступал также в оперных театрах Петербурга, в 1905–1911 - Западной Европы (в «Ла Скала» в Милане, в Мадриде и др.), завоевав мировую известность. После Октябрьской революции 1917 наряду с исполнительской вел интенсивную музыкально-общественную деятельность. В 1917–1918 - директор Большого театра. В апреле 1902 впервые посетил Харьков, где первый его концерт прошел неудачно, зато второй - с успехом. Совершая весной 1910 гастрольную поездку по стране, 16 марта снова пел в Х-ве, в его репертуаре были романсы и арии из опер отечественных и зарубежных композиторов. Весной 1914 во время такой же поездки выступил в Х-ве, теперь к его ариям добавились дуэты с певицей Е.А. Попелло-Давыдовой. В 1915 снова выступал с концертным репертуаром в Х-ве. После революции певец неоднократно приезжал в Харьков. Тут он выступал 22 октября 1925, 20 ноября 1926, исполнил в Государственной опере партию Лоэнгрина Р. Вагнера на украинском языке.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

СОБИНОВ Леонид Витальевич
26.05/7.06.1872 - 14.10.1934), русский оперный певец (лирический тенор). Родился в Ярославле, в семье приказчика. Дед его был крепостным. В 1894 окончил юридический факультет Московского университета. Уже в годы учебы пел в университетском хоре. В 1897 окончил Музыкально-драматическое училище по классу пения. С 1896 активно участвует в концертах "Кружка любителей русской музыки", сближается со Станиславским и Немировичем-Данченко. Дебютировал в Большом театре в 1897, с которым в дальнейшем была связана вся его творческая жизнь, хотя артист много выступал на лучших сценах Европы.
Один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы, Собинов творчески развивал художественные традиции, идущие от М.И. Глинки, О.А. Петрова, Ф.И. Стравинского. В основе его вокально-сценического искусства лежала высокая поэтизация музыкального образа. Исполнение его покоряло слушателя одухотворенностью и жизнеутверждающим лиризмом. Созданный им образ Ленского стал классическим образцом для последующих поколений русских певцов. Среди лучших партий: Боян ("Руслан и Людмила"), Владимир ("Дубровский"), Берендей ("Снегурочка"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь") и др.
Собинов был горячим пропагандистом русской вокальной лирики, в особенности романсов М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СОБИНОВ Леонид Витальевич
(1872—1934) — российский и советский музыкальный общественный деятель, певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). В 1895—1899 гг. — помощник присяжного поверенного, одновременно учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. В 1897 г. дебютировал на сцене Большого театра, с которым был связан на протяжении всей своей творческой деятельности. Выступал также в Мариинском театре, гастролировал в Зап. Европе (1905—1911), завоевав мировую известность. После Октябрьской революции 1917 г. продолжал исполнительскую и вел интенсивную музыкально-общественную деятельность. В 1917—1918 гг. — директор Большого театра; с октября 1917 г. — комиссар театра Московского совета; в 1919 г. избран членом Директории Большого театра. В ноябре 1920 г. — зав. подотделом искусств в Севастопольском отделе народного образования. По его инициативе в апреле 1921 г. в Севастополе была создана консерватория. Один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы. Обладал неповторимым, пленительным голосом (лучисто-серебристого тембра), артистизмом и драматическим талантом. Был крупным мастером камерного вокального жанра, исполняя романсы М. И. Глинки, Я. И. Чайковского, Я. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Прославился исполнением оперных партий: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского); Боян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки); Берендей («Майская ночь» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова); Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина); Лоэнгрин («Лоэнгрин» Р. Вагнера); Герцог, Альфред («Риголетто», «Травиата» Дж. Верди) и др.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Собинов, Леонид Витальевич

— даровитый оперный певец (лирический тенор), род. в Ярославле, в купеческой семье, 26 мая 1872; 1890—94 учился в московском университете (юридический факультет), по окончании которого продолжал изучать пение в Филармоническом училище, куда поступил еще 1892 и где оставался до 1897 (ученик Додонова и 1897 Сантагано-Горчаковой). В 1897 дебютировал с успехом на Московской Большой сцене, где и поет доселе, успев за сравнительно короткое время создать себе имя (Ленский, князь в "Русалке", царь Берендеев в "Снегурочке", Фауст, Ромео и др.). С успехом пел также в СПб. (на Мариинской сцене и в итальянской опере, 1903), в Киеве, Одессе и др. Концертировал в большинстве главнейших русских городов.


{Риман}





Собинов, Леонид Витальевич


[26.5(7.6). 1872, Ярославль — 14.10.1934, Рига] — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец. Нар. арт. Республики (1923). Род в купеческой семье. В 1881—90 получил образование в Ярослав, гимназии, в 1890-94 — в Моск. ун-те (юридич. ф-т). В 1894—95, отбывая воинскую повинность, учился на одногодичных курсах при Моск. пехотном уч-ще В 1895—99 работал пом. присяжного поверенного в Моск. коммерческом суде. Будучи студентом, пел в университетском хоре, а также в хоре гастролировавшей в Москве в 1891 укр. труппы М. Заньковецкой и Н. Садовского. По совету директора Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонического общества П. А. Шостаковского в 1891 был зачислен бесплатным учеником этого уч-ща, где обучался пению до 1897 (сначала вкл. А. Додонова, с лета 1896— А. Сантагано-Горчаковой). В сезоне 1893/94 принимал участие в спектаклях моск. Итал. труппы (под псевд. Собини) в партиях Арлекина, Рулевого и др. В этот период выступал также во многих благотворительных и студенческих концертах. В 1897—1904 солист моск Большого т-ра (дебютировал в партии Синодала). С 1901 часто гастролировал в Петербурге — в антр. В. Любимова (Бальшой зал конс.), в т-ре "Аркадия" (антр. М. Максакова). Итал. опере (т-р "Аквариум"). В летние месяцы, начиная с 1900, готовил партии в Италии вначале под рук. А. Маццоли (партию Вильгельма Мейстера), в 1902 — под рук. Ч. Росси (партии Ромео — "Ромео и Джульетта" и Вильгельма Мейстера), в 1905—11 совершенствовался в вокальном искусстве у Р. Делли-Понти. В дек. 1904 дебютировал в операх "Дон Паскуале" и "Фра-Дьяволо" на сцене милан. т-ра "Ла Скала". Здесь выступал по февр. 1905, а также в 1906 и 1911 в операх "Ромео и Джульетта", "Манон" и "Травиата". В 1905— 07 пел в оперных т-рах Петербурга — Итал. опера (антр. А. Церетели), Рус. опера (Новый летний т-р "Олимпия") и Москвы — Опера С. Зимина (т-р Солодовникова). В 1907—15 солист петерб. Мариинского и моск. Большого т-ров, в 1915—18 — петрогр. Нар. дома, в 1918—Киев. оперного т-ра. В 1921—33 выступал вновь в Большом т-ре. Гастролировал в Одессе, Харькове, Н. Новгороде, Севастополе, Симферополе, Баку, Тифлисе, Кисловодске. Свердловске, Ташкенте и за границей — Монте-Карло, Берлине (1907, 1912). Мадриде (1908). Лондоне и Париже (1909—10). Обладал гибким, изящным, ровным во всех регистрах голосом редкой красоты и мягкого "серебристого" тембра. В совершенстве владел голосовым аппаратом, дыханием, легко преодолевал тесситуру высоких нот. Исп. отличалось тончайшей музыкальностью, легкостью звучания, поэтичностью. Был одним из первых русских лирич. теноров, к-рый создавал образ в единстве его вокальной и драм. сторон, приспосабливая свою тембровую палитру к требованиям исполняемой партии и стилю произведения. В лирич. партиях стремился выразить многообразие душевных состояний. Уделял большое внимание слову, муз. речи, пластике жеста. Репертуар певца включал 43 партии (17 в рус. операх и 26—в зарубеж.).


1-й исп. партий: Соловья Будимировича ("Забава Путятишна"), Янника ("Рыбаки"). Рюделя ("Принцесса Греза"), Гондольера ("Анджело"; 2-я ред.); в Большом т-ре — Русский пленник ("Кавказский пленник"), Владимира Игоревича ("Князь Игорь"), Мури ("Сын мандарина"), Самозванца ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Надира ("Искатели жемчуга"), Кавалера де Грие ("Манон"); в Мариинском т-ре — Рюделя (."Принцесса Греза"). Надира ("Искатели жемчуга"). Основное место в творчестве певца занимали лирические партии — Ленский, Левко ("Майская ночь"), Фауст ("Фауст"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Лоэнгрин, Вертер, Кавалер де Грие. Поэтический образ Ленского, созданный С., стал классическим образцом для последующих исп. этой партии. Один из лучших в репертуаре певца — образ Лоэнгрина, представший в его исп. как светлый и возвышенный образ легендарного героя. А. Никиш вспоминал: "Я дирижирую и чувствую, что невольная слеза катится по моей щеке... Скольких Лоэнгринов пересмотрел я на своем веку, но никогда не переживал такого глубоко-поэтичного, захватывающего момента"*. Был одним из лучших исп. партий Йонтека на рус. сцене.


Др. партии: Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Дубровский, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского), Фабий ("Песнь торжествующей любви" А. Симона). Синодал. Вагоа; Орфей, Эрнесто ("Дон Паскуале"), Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"), Джеральд, Каварадосси, Фауст ("Мефистофель"). Партнеры: Г. Бакланов, М. Баттистини, М. Дейша-Сионицкая, Н. Ермоленко-Южина, Л. Кавальєри, М. Каменская, Е. Катульская, М. Кузнецова, А. Нежданова (на протяжении 30 лет), Т. Руффо, Р. Сторкьо. Н. Сперанский, Л. Тетраццини, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, С. Кусевицкого, Э. Направника, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, А. Симона, А. Тосканини. С. был также выдающимся камерным певцом. С 1896 принимал активное участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, где одним из первых начал культивировать русскую музыку на концертной эстраде в Москве. За первые 10 лет существования Кружка певец выступил в 36 концертах и исп. 150 романсов и арий. В 1903—18 ежегодно давал концерты для студентов Моск. ун-та, а также участвовал в Исторических концертах С. Василенко, в к-рых исп. старинные итал. песни XVIII в., фрагменты из оперы "Орфей" К. Монтеверди. После 1917 активно участвовал в концертах для рабочих и красноармейце". Концертировал по Уралу. Кузбассу, Донбассу, Поволжью, Украине (1918, 1926). В 1930—31 гастролировал с концертами в Варшаве, Берлине, Париже, Хельсинки, Риге и др. городах. Последний концерт состоялся 27 марта 1934.


В камерном репертуаре певца насчитывалось св. 200 романсов, среди к-рых большое место занимали произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева. Ц. Кюи, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова (1-й исп. ряда его романсов, в т. ч. 15 романсов, ор. 26, к-рые исп. под аккомпанемент автора), А. Гречанинова, Р. Шумана. 1-й исп. сольной партии в кантате "Свитезянка" Н. Римского-Корсакова (Москва, 7 ноября 1898). Многие композиторы посвящали певцу свои романсы: С. Рахманинов — "Буря", "Ветер прелетный", "Арион", "Сей день я помню", "Какое счастье", А. Аренский — "Знакомые звуки", Ю. Сах-новский — "Часы", Е. Кашперова — "Колокольчики-бубенчики звенят", П. Карасев — "Солнце никнет лучами в отвес", Е. Мансфельд — "Мне снилось вечернее небо", Э. Гранелли — "Звезда", Н. Боборыкин — "Серенада", А. Панаев — "Пускай зима". С 1911 вел также режиссерскую деят-сть — на сцене Большого т-ра поставил оперы "Богема" (совместно с В. Шкафером) и "Орфей" К. В. Глюка.


Искусством певца восхищались А. Аренский, Ц. Кюи, Э. Направник, С Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, Тоти даль Монте, Т. Скипа, К. Сен-Санс, Ж. Массне, К. Коровин, А. Чехов. Многолетняя дружба связывала певца с артистами Худож. т-ра О. Андровской, В. Качаловым, К. Станиславским, Н. Хмелевым, Сохранилась переписка С с А. Глазуновым, Ц, Кюи, А. Бенуа, А. Луначарским, В. Вересаевым. М. Ермоловой. Е. Вахтанговым.


Записывался на грампластинки (74 пластинки, 80 назв.) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1901; "Пате", 1908: "Граммофон". 1912) и Москве ("Граммофон", 1901, 1902. 1904, 1905. 1910, 1911; "His Master´s voice" (1910, 1911).


В 1911 С. был избран директором Муз. филармонического общества и РМО. После 1917 наряду с интенсивной исполнительской деят-стью участвовал в муз.-общ. жизни страны. В 1917—18 и 1921 директор моск. Большого т-ра, в последующие годы — член худож. совета т-ра. В 1918 директор Киев. оперного т-ра, в 1919 пред, комитета Всеукр. отд. искусства в Киеве, в 1920 возглавлял Севастопольский подотдел искусств Нар. образования. В 1934 по просьбе К. Станиславского был назначен зам. директора по худож. части Оперного т-ра им. К. С. Станиславского. В 1923 избирался депутатом Моссовета.


Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1933).


Саратов. конс. и Ярослав, муз. уч-щу присвоено имя Л. В. Собинова. Начиная с 1981, на Ярославщине в честь певца проводится республ. фестиваль оперной музыки. Именем С. назван пассажирский турбоход, на борту к-рого в 1974 организован посвященный ему музей. В 1981 в Краснодаре на доме, где впервые пел арт. (ул. Красная, 64), была открыта мемориальная доска (авторы — скульпторы А. Аполлонов и Н. Бугаев). В 1972 к 100-летию со дня рождения С. в СССР были выпущены почтовая марка и юбилейный конверте портретом певца. Архив, материалы С.— ЦГАЛИ, ф. 864.


Соч.: Верди в письмах // Рус. ведомости. 1913. 29 сент.; То же. // Сов. музыка. 1952. № 6.



Лит.: Баскин В. Л. В. Собинов//Нива. 1902. № 7; Волков И. Милан: Дебют Собинова // Петербургский дневник театрала, 1904. № 51; В. К. Леонид Собинов // Русь. 1906. 22 июня; Его же. Гастроли Собинова // Там же. 1907. 8 июня; Коптяев А. Концерт Собинова //Бирж, ведомости. 1909. 22 ноября; Конюс Г.У.Л. В. Собинова// Утро России. 1911. 20 янв.; Спиро С. Л. В. Собинов о самом себе//Русское слово. 1911. 15 янв.; Горовиц А. Концерт Л. Собинова // Южный край (Харьков). 1912. 17 марта; Сахновский Ю. Гастроли Л. В. Собинова // Русское слово. 1916. 1 марта; Беляев Ю. Собинов / /Веч. время. 1916. № 1682; Старк Э. Народный дом: Гастроли Л. В. Собинова//Голос Петрограда. 1916. 24 янв.; Его же. Мастер музыкального театра// Музыка. 1937. № 12; Его же. Л. В. Собинов // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера: 1890— 1910. —Л.; М" 1940. С. 257—266; Галерея сценических деятелей: [Л. В. Собинов]. Т. 2— М.. 1917; Веер. Собинов в Музыкальной драме // Вестник (Пг). 1918. № 4; Михайловская В. Собинов — Лоэнгрин, — М., 1923; Леонид Витальевич Собинов: 1898—1923: Юбилейный сборник / Под ред. Вл. И. Немировича-Данченко. — [М., 1923]; Луначарский А. Несколько слов о Собинове // Театр и революция. 1924. с. 153—156; Соболев Ю. Народный артист Республики Леонид Витальевич Собинов//Театр. 1924. № 7: Московский Большой театр. 1825—1925. — М., [1925]: Логинов М. Концерт Л. В. Собинова//Рабочий путь (Омск). 1928. 9 авг.; Волжина Н. Л. Собинов и Д. Смирнов // Жизнь искусства. 1929. № 2. С. 18; Вальтер В. Леонид Витальевич Собинов // Мир искусства (Париж). 1930. № 15; Бугославский С. Большой художник//Сов. искусство. 1933. 20 мая; Браудо Е. Крупнейший артист // Лит. газета. 1934. 16 окт.; Его же. Л. В. Собинов и вокальная культура // Сов. искусство. 1934. 17 окт.; Ипполитов-ИвановМ.Л. В. Собинов//Театр и драматургия. 1934. № 11 — 12; Исаков А. Л. В. Собинов// Театр. декада. 1934. № 26; Городинский В. Памяти Л. В. Собинова// Комсомольская правда. 1934. 15 окт.; Ремезов И. Памяти Л. В. Собинова // Сов. музыка. 1934. № 11; Его же. Образы Чайковского на оперной сцене // Там же. 1940. № 5—6; Его же. Леонид Витальевич Собинов: К 25-летию со дня смерти.


— М., 1960; Собинов на экране//Рабочая Москва. 1934. 2 дек.; Неизданные письма Л. В. Собинова// Сов. музыка. 1934. № 12. С. 57—62; Волков Н. Певец-романтик // Сов. искусство. 1934. 23 окт.; Его же. Орфей русского театра // Муз. жизнь. 1959. № 18; Его же. Бессмертие Собинова // Там же. 1 962. № 13; Хлебодаров А. Воспоминания // Сов. артист.


1935. 14 окт.; Багадуров В. Анкета Л. В. Собинова // Там же. 23 окт.; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 254; Держинская К. Л. В. Собинов. Замечательный артист // Сов. артист. 1936. 19 окт.: Л. В. Собинов: Жизнь и творчество: Сб. статей под рек. Я. О. Боярского. — М., 1937; Рой Н. Как работал великий артист//Сов. артист. 1937. 18 окт.; Его же. Л. В. Собинов в "Фаусте"//Там же. 1938. 5 окт.; Образы Собинова // Там же. 1938. 11 окт.; Иванов К. Две встречи с Собиновым // Там же. 1938. 11 окт.; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М./1940. С. 257—266; Львов М. Леонид Витальевич Собинов // Сов. музыка. 1945. № 4; Его же. Л. В. Собинов. — М., Л., 1945. 2-е изд. — 1951; Его же. Леонид Витальевич Собинов / Львов М. Русские певцы. — М., 1965. С. 38— 93; Владыкина-Бачинская Н. Леонид Витальевич Собинов, — [Ярославль], 1951; Ее же. Собинов. — М., 1958, 3-е изд. — 1972; Ее же. Леонид Собинов // Муз. жизнь. 1976. № 9; Страничка прошлого (Несколько писем) // Сов. музыка. 1951. № 5. С. 60—62; Мигай С. Леонид Витальевич Собинов/ / Сов. музыка. 1952. № 6; Чуковский К. Из воспоминаний о Л. В. Собинове//Театр. 1955. № 2: Л. Собинов в первые годы революции: Материалы к биографии // Там же. 1958. № П. С. 92—96; Лемешев С. Собинов в роли Ленского // Муз. жизнь. 1958. № 8; Власов В. Три автографа// Муз. жизнь. 1959. № 7; Гордеева Н. Сценический образ в искусстве Собинова/Там же. № 13; Поволоцкий Г. Леонид Собинов: Необычное интервью/Театр. жизнь. 1960. № 17; Ремезов И. Леонид Витальевич Собинов: к 25-летию со дня смерти. — [М.], 1960: Слово Собинова// Театр. жизнь. 1960. № 2. С. 7, Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 74, 272. 653: Тиме Е. Дороги искусства. — М.; Л., 1962; 2-е изд.


— 1967; Чуковский К. И. Современники. Портреты и этюды. — М., 1962: Соколова Т. Собинов в Италии // Муз. жизнь. 1964. № 18; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М.. 1964. С. 38—44; Орфенов А. Творческий путь Л. В. Собинова. — М., 1965: Леонид Витальевич Собинов. Т. 1: Письма. — Т. 2: Статьи, речи, высказывания. Письма к Л. В. Собинову. Воспоминания о Л. В. Собинове. — М., 1970; Альтшуллер А. Собинов в письмах и воспоминаниях // Сов. музыка 1971. № 11; Норцов П. Леонид Витальевич Собинов // Муз. жизнь. 1971. № 11; Каришева Т. Л. В. Собінов на Україні Музика (Киів). 1972. № 3; Петрова Ф. Слово о Собинове // Сов. музыка. 1972, № 10; Степанова И. Бессмертная традиция //Там же; Фарберов В. Концерт Собинова// Муз. жизнь.


1972. № 21; Дроздовский Е. Собинов в Севастополе // Муз. жизнь. 1972. № 11; Аврех Н. Памятный вечер // Там же; Вирен В. Юность певца // Театр. жизнь. 1972. № 11; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 223, 263; Его же. Русский оперный театр между двух революций 1905— 1917. — Л., 1975. С. 365; Артур Никиш и русская музыкальная культура: Воспоминания. Письма. Статьи*.


— 77., 1975; Поплавский Г. Собинов: Итальянские сезоны // Театр. 1976. № 3; Его же. Леонид Собинов: "Моя любимая партия"//Там же. 1983. № 6; Сурмило В. "То, о чем я вчера докладывал ревкому" // Театр. жизнь. 1978. № 2: Шульман Н. Той незгладимий слід. (Спогады Н. Шульмана про співака Л. В. Собінова) // Украіна (Киів). 1980. № 26; Янин В. Л., Грюнберг П. Н. Леонид Собинов в грамзаписи // Мелодия. 1984. № 3.






Собинов, Леонид Витальевич


Род. 1872, ум. 1934. Певец (тенор). Петь начал в хоре при церкви Демидовского юридического лицея, затем в студенческом хоре Московского государственного университета (закончил юридический факультет в 1894). На оперной сцене дебютировал в 1892 г. ("Сельская честь" П. Масканьи, в составе хора Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и сразу был принят в Музыкально-драматическое училище. С 1894 г. пел во вновь созданной итальянской опере при Филармоническом обществе (псевдоним Собонни, Собинни). В 1897, 1904, 1907—1915, 1921—1933 гг. — солист, в 1917, 1918, 1921 — директор Большого театра, в 1901, 1902—03 гг. солист Мариинского театра, 1904—1906, 1911 гг. — "Ла Скала" и др. Среди партий: Синодал ("Демон", дебют в Большом), Ленский ("Евгений Онегин"), Андрей ("Мазепа"), Баян ("Руслан и Людмила"), Князь ("Русалка"), Берендей ("Снегурочка"), Левко ("Майская ночь"), Де Грие ("Манон"), Вальтер ("Тангейзер"), Лоэнгрин ("Лоэнгрин"), Эрнесто ("Дон Паскуале"), Альфред ("Травиата"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Лионель ("Марта" и др. Режиссерские работы: "Богема" (1911, Большой театр). Директор правления Филармонического общества и Русского музыкального общества (1912). Народный артист Республики (1923).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008