Собинов (Леонид Витальевич) - талантливый оперный певец (лирический тенор). Родился в 1872 г. Кончил юридический факультет Московского университета. Изучал пение в московском филармоническом училище. Его лучшие роли: Ленский, князь в "Русалке", царь Берендеев в "Снегурочке", Фауст, Ромео. Н. Б-н.
СОБИНОВ Леонид Витальевич
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
Один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы, Собинов творчески развивал художественные традиции, идущие от М.И. Глинки, О.А. Петрова, Ф.И. Стравинского. В основе его вокально-сценического искусства лежала высокая поэтизация музыкального образа. Исполнение его покоряло слушателя одухотворенностью и жизнеутверждающим лиризмом. Созданный им образ Ленского стал классическим образцом для последующих поколений русских певцов. Среди лучших партий: Боян ("Руслан и Людмила"), Владимир ("Дубровский"), Берендей ("Снегурочка"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь") и др.
Собинов был горячим пропагандистом русской вокальной лирики, в особенности романсов М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
— даровитый оперный певец (лирический тенор), род. в Ярославле, в купеческой семье, 26 мая 1872; 1890—94 учился в московском университете (юридический факультет), по окончании которого продолжал изучать пение в Филармоническом училище, куда поступил еще 1892 и где оставался до 1897 (ученик Додонова и 1897 Сантагано-Горчаковой). В 1897 дебютировал с успехом на Московской Большой сцене, где и поет доселе, успев за сравнительно короткое время создать себе имя (Ленский, князь в "Русалке", царь Берендеев в "Снегурочке", Фауст, Ромео и др.). С успехом пел также в СПб. (на Мариинской сцене и в итальянской опере, 1903), в Киеве, Одессе и др. Концертировал в большинстве главнейших русских городов.
{Риман}
Собинов, Леонид Витальевич
[26.5(7.6). 1872, Ярославль — 14.10.1934, Рига] — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец. Нар. арт. Республики (1923). Род в купеческой семье. В 1881—90 получил образование в Ярослав, гимназии, в 1890-94 — в Моск. ун-те (юридич. ф-т). В 1894—95, отбывая воинскую повинность, учился на одногодичных курсах при Моск. пехотном уч-ще В 1895—99 работал пом. присяжного поверенного в Моск. коммерческом суде. Будучи студентом, пел в университетском хоре, а также в хоре гастролировавшей в Москве в 1891 укр. труппы М. Заньковецкой и Н. Садовского. По совету директора Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонического общества П. А. Шостаковского в 1891 был зачислен бесплатным учеником этого уч-ща, где обучался пению до 1897 (сначала вкл. А. Додонова, с лета 1896— А. Сантагано-Горчаковой). В сезоне 1893/94 принимал участие в спектаклях моск. Итал. труппы (под псевд. Собини) в партиях Арлекина, Рулевого и др. В этот период выступал также во многих благотворительных и студенческих концертах. В 1897—1904 солист моск Большого т-ра (дебютировал в партии Синодала). С 1901 часто гастролировал в Петербурге — в антр. В. Любимова (Бальшой зал конс.), в т-ре "Аркадия" (антр. М. Максакова). Итал. опере (т-р "Аквариум"). В летние месяцы, начиная с 1900, готовил партии в Италии вначале под рук. А. Маццоли (партию Вильгельма Мейстера), в 1902 — под рук. Ч. Росси (партии Ромео — "Ромео и Джульетта" и Вильгельма Мейстера), в 1905—11 совершенствовался в вокальном искусстве у Р. Делли-Понти. В дек. 1904 дебютировал в операх "Дон Паскуале" и "Фра-Дьяволо" на сцене милан. т-ра "Ла Скала". Здесь выступал по февр. 1905, а также в 1906 и 1911 в операх "Ромео и Джульетта", "Манон" и "Травиата". В 1905— 07 пел в оперных т-рах Петербурга — Итал. опера (антр. А. Церетели), Рус. опера (Новый летний т-р "Олимпия") и Москвы — Опера С. Зимина (т-р Солодовникова). В 1907—15 солист петерб. Мариинского и моск. Большого т-ров, в 1915—18 — петрогр. Нар. дома, в 1918—Киев. оперного т-ра. В 1921—33 выступал вновь в Большом т-ре. Гастролировал в Одессе, Харькове, Н. Новгороде, Севастополе, Симферополе, Баку, Тифлисе, Кисловодске. Свердловске, Ташкенте и за границей — Монте-Карло, Берлине (1907, 1912). Мадриде (1908). Лондоне и Париже (1909—10). Обладал гибким, изящным, ровным во всех регистрах голосом редкой красоты и мягкого "серебристого" тембра. В совершенстве владел голосовым аппаратом, дыханием, легко преодолевал тесситуру высоких нот. Исп. отличалось тончайшей музыкальностью, легкостью звучания, поэтичностью. Был одним из первых русских лирич. теноров, к-рый создавал образ в единстве его вокальной и драм. сторон, приспосабливая свою тембровую палитру к требованиям исполняемой партии и стилю произведения. В лирич. партиях стремился выразить многообразие душевных состояний. Уделял большое внимание слову, муз. речи, пластике жеста. Репертуар певца включал 43 партии (17 в рус. операх и 26—в зарубеж.).
1-й исп. партий: Соловья Будимировича ("Забава Путятишна"), Янника ("Рыбаки"). Рюделя ("Принцесса Греза"), Гондольера ("Анджело"; 2-я ред.); в Большом т-ре — Русский пленник ("Кавказский пленник"), Владимира Игоревича ("Князь Игорь"), Мури ("Сын мандарина"), Самозванца ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Надира ("Искатели жемчуга"), Кавалера де Грие ("Манон"); в Мариинском т-ре — Рюделя (."Принцесса Греза"). Надира ("Искатели жемчуга"). Основное место в творчестве певца занимали лирические партии — Ленский, Левко ("Майская ночь"), Фауст ("Фауст"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Лоэнгрин, Вертер, Кавалер де Грие. Поэтический образ Ленского, созданный С., стал классическим образцом для последующих исп. этой партии. Один из лучших в репертуаре певца — образ Лоэнгрина, представший в его исп. как светлый и возвышенный образ легендарного героя. А. Никиш вспоминал: "Я дирижирую и чувствую, что невольная слеза катится по моей щеке... Скольких Лоэнгринов пересмотрел я на своем веку, но никогда не переживал такого глубоко-поэтичного, захватывающего момента"*. Был одним из лучших исп. партий Йонтека на рус. сцене.
Др. партии: Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Дубровский, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского), Фабий ("Песнь торжествующей любви" А. Симона). Синодал. Вагоа; Орфей, Эрнесто ("Дон Паскуале"), Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"), Джеральд, Каварадосси, Фауст ("Мефистофель"). Партнеры: Г. Бакланов, М. Баттистини, М. Дейша-Сионицкая, Н. Ермоленко-Южина, Л. Кавальєри, М. Каменская, Е. Катульская, М. Кузнецова, А. Нежданова (на протяжении 30 лет), Т. Руффо, Р. Сторкьо. Н. Сперанский, Л. Тетраццини, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, С. Кусевицкого, Э. Направника, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, А. Симона, А. Тосканини. С. был также выдающимся камерным певцом. С 1896 принимал активное участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, где одним из первых начал культивировать русскую музыку на концертной эстраде в Москве. За первые 10 лет существования Кружка певец выступил в 36 концертах и исп. 150 романсов и арий. В 1903—18 ежегодно давал концерты для студентов Моск. ун-та, а также участвовал в Исторических концертах С. Василенко, в к-рых исп. старинные итал. песни XVIII в., фрагменты из оперы "Орфей" К. Монтеверди. После 1917 активно участвовал в концертах для рабочих и красноармейце". Концертировал по Уралу. Кузбассу, Донбассу, Поволжью, Украине (1918, 1926). В 1930—31 гастролировал с концертами в Варшаве, Берлине, Париже, Хельсинки, Риге и др. городах. Последний концерт состоялся 27 марта 1934.
В камерном репертуаре певца насчитывалось св. 200 романсов, среди к-рых большое место занимали произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева. Ц. Кюи, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова (1-й исп. ряда его романсов, в т. ч. 15 романсов, ор. 26, к-рые исп. под аккомпанемент автора), А. Гречанинова, Р. Шумана. 1-й исп. сольной партии в кантате "Свитезянка" Н. Римского-Корсакова (Москва, 7 ноября 1898). Многие композиторы посвящали певцу свои романсы: С. Рахманинов — "Буря", "Ветер прелетный", "Арион", "Сей день я помню", "Какое счастье", А. Аренский — "Знакомые звуки", Ю. Сах-новский — "Часы", Е. Кашперова — "Колокольчики-бубенчики звенят", П. Карасев — "Солнце никнет лучами в отвес", Е. Мансфельд — "Мне снилось вечернее небо", Э. Гранелли — "Звезда", Н. Боборыкин — "Серенада", А. Панаев — "Пускай зима". С 1911 вел также режиссерскую деят-сть — на сцене Большого т-ра поставил оперы "Богема" (совместно с В. Шкафером) и "Орфей" К. В. Глюка.
Искусством певца восхищались А. Аренский, Ц. Кюи, Э. Направник, С Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, Тоти даль Монте, Т. Скипа, К. Сен-Санс, Ж. Массне, К. Коровин, А. Чехов. Многолетняя дружба связывала певца с артистами Худож. т-ра О. Андровской, В. Качаловым, К. Станиславским, Н. Хмелевым, Сохранилась переписка С с А. Глазуновым, Ц, Кюи, А. Бенуа, А. Луначарским, В. Вересаевым. М. Ермоловой. Е. Вахтанговым.
Записывался на грампластинки (74 пластинки, 80 назв.) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1901; "Пате", 1908: "Граммофон". 1912) и Москве ("Граммофон", 1901, 1902. 1904, 1905. 1910, 1911; "His Master´s voice" (1910, 1911).
В 1911 С. был избран директором Муз. филармонического общества и РМО. После 1917 наряду с интенсивной исполнительской деят-стью участвовал в муз.-общ. жизни страны. В 1917—18 и 1921 директор моск. Большого т-ра, в последующие годы — член худож. совета т-ра. В 1918 директор Киев. оперного т-ра, в 1919 пред, комитета Всеукр. отд. искусства в Киеве, в 1920 возглавлял Севастопольский подотдел искусств Нар. образования. В 1934 по просьбе К. Станиславского был назначен зам. директора по худож. части Оперного т-ра им. К. С. Станиславского. В 1923 избирался депутатом Моссовета.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1933).
Саратов. конс. и Ярослав, муз. уч-щу присвоено имя Л. В. Собинова. Начиная с 1981, на Ярославщине в честь певца проводится республ. фестиваль оперной музыки. Именем С. назван пассажирский турбоход, на борту к-рого в 1974 организован посвященный ему музей. В 1981 в Краснодаре на доме, где впервые пел арт. (ул. Красная, 64), была открыта мемориальная доска (авторы — скульпторы А. Аполлонов и Н. Бугаев). В 1972 к 100-летию со дня рождения С. в СССР были выпущены почтовая марка и юбилейный конверте портретом певца. Архив, материалы С.— ЦГАЛИ, ф. 864.
Соч.: Верди в письмах // Рус. ведомости. 1913. 29 сент.; То же. // Сов. музыка. 1952. № 6.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Лит.: Баскин В. Л. В. Собинов//Нива. 1902. № 7; Волков И. Милан: Дебют Собинова // Петербургский дневник театрала, 1904. № 51; В. К. Леонид Собинов // Русь. 1906. 22 июня; Его же. Гастроли Собинова // Там же. 1907. 8 июня; Коптяев А. Концерт Собинова //Бирж, ведомости. 1909. 22 ноября; Конюс Г.У.Л. В. Собинова// Утро России. 1911. 20 янв.; Спиро С. Л. В. Собинов о самом себе//Русское слово. 1911. 15 янв.; Горовиц А. Концерт Л. Собинова // Южный край (Харьков). 1912. 17 марта; Сахновский Ю. Гастроли Л. В. Собинова // Русское слово. 1916. 1 марта; Беляев Ю. Собинов / /Веч. время. 1916. № 1682; Старк Э. Народный дом: Гастроли Л. В. Собинова//Голос Петрограда. 1916. 24 янв.; Его же. Мастер музыкального театра// Музыка. 1937. № 12; Его же. Л. В. Собинов // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера: 1890— 1910. —Л.; М" 1940. С. 257—266; Галерея сценических деятелей: [Л. В. Собинов]. Т. 2— М.. 1917; Веер. Собинов в Музыкальной драме // Вестник (Пг). 1918. № 4; Михайловская В. Собинов — Лоэнгрин, — М., 1923; Леонид Витальевич Собинов: 1898—1923: Юбилейный сборник / Под ред. Вл. И. Немировича-Данченко. — [М., 1923]; Луначарский А. Несколько слов о Собинове // Театр и революция. 1924. с. 153—156; Соболев Ю. Народный артист Республики Леонид Витальевич Собинов//Театр. 1924. № 7: Московский Большой театр. 1825—1925. — М., [1925]: Логинов М. Концерт Л. В. Собинова//Рабочий путь (Омск). 1928. 9 авг.; Волжина Н. Л. Собинов и Д. Смирнов // Жизнь искусства. 1929. № 2. С. 18; Вальтер В. Леонид Витальевич Собинов // Мир искусства (Париж). 1930. № 15; Бугославский С. Большой художник//Сов. искусство. 1933. 20 мая; Браудо Е. Крупнейший артист // Лит. газета. 1934. 16 окт.; Его же. Л. В. Собинов и вокальная культура // Сов. искусство. 1934. 17 окт.; Ипполитов-ИвановМ.Л. В. Собинов//Театр и драматургия. 1934. № 11 — 12; Исаков А. Л. В. Собинов// Театр. декада. 1934. № 26; Городинский В. Памяти Л. В. Собинова// Комсомольская правда. 1934. 15 окт.; Ремезов И. Памяти Л. В. Собинова // Сов. музыка. 1934. № 11; Его же. Образы Чайковского на оперной сцене // Там же. 1940. № 5—6; Его же. Леонид Витальевич Собинов: К 25-летию со дня смерти.
— М., 1960; Собинов на экране//Рабочая Москва. 1934. 2 дек.; Неизданные письма Л. В. Собинова// Сов. музыка. 1934. № 12. С. 57—62; Волков Н. Певец-романтик // Сов. искусство. 1934. 23 окт.; Его же. Орфей русского театра // Муз. жизнь. 1959. № 18; Его же. Бессмертие Собинова // Там же. 1 962. № 13; Хлебодаров А. Воспоминания // Сов. артист.
1935. 14 окт.; Багадуров В. Анкета Л. В. Собинова // Там же. 23 окт.; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 254; Держинская К. Л. В. Собинов. Замечательный артист // Сов. артист. 1936. 19 окт.: Л. В. Собинов: Жизнь и творчество: Сб. статей под рек. Я. О. Боярского. — М., 1937; Рой Н. Как работал великий артист//Сов. артист. 1937. 18 окт.; Его же. Л. В. Собинов в "Фаусте"//Там же. 1938. 5 окт.; Образы Собинова // Там же. 1938. 11 окт.; Иванов К. Две встречи с Собиновым // Там же. 1938. 11 окт.; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М./1940. С. 257—266; Львов М. Леонид Витальевич Собинов // Сов. музыка. 1945. № 4; Его же. Л. В. Собинов. — М., Л., 1945. 2-е изд. — 1951; Его же. Леонид Витальевич Собинов / Львов М. Русские певцы. — М., 1965. С. 38— 93; Владыкина-Бачинская Н. Леонид Витальевич Собинов, — [Ярославль], 1951; Ее же. Собинов. — М., 1958, 3-е изд. — 1972; Ее же. Леонид Собинов // Муз. жизнь. 1976. № 9; Страничка прошлого (Несколько писем) // Сов. музыка. 1951. № 5. С. 60—62; Мигай С. Леонид Витальевич Собинов/ / Сов. музыка. 1952. № 6; Чуковский К. Из воспоминаний о Л. В. Собинове//Театр. 1955. № 2: Л. Собинов в первые годы революции: Материалы к биографии // Там же. 1958. № П. С. 92—96; Лемешев С. Собинов в роли Ленского // Муз. жизнь. 1958. № 8; Власов В. Три автографа// Муз. жизнь. 1959. № 7; Гордеева Н. Сценический образ в искусстве Собинова/Там же. № 13; Поволоцкий Г. Леонид Собинов: Необычное интервью/Театр. жизнь. 1960. № 17; Ремезов И. Леонид Витальевич Собинов: к 25-летию со дня смерти. — [М.], 1960: Слово Собинова// Театр. жизнь. 1960. № 2. С. 7, Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 74, 272. 653: Тиме Е. Дороги искусства. — М.; Л., 1962; 2-е изд.
— 1967; Чуковский К. И. Современники. Портреты и этюды. — М., 1962: Соколова Т. Собинов в Италии // Муз. жизнь. 1964. № 18; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М.. 1964. С. 38—44; Орфенов А. Творческий путь Л. В. Собинова. — М., 1965: Леонид Витальевич Собинов. Т. 1: Письма. — Т. 2: Статьи, речи, высказывания. Письма к Л. В. Собинову. Воспоминания о Л. В. Собинове. — М., 1970; Альтшуллер А. Собинов в письмах и воспоминаниях // Сов. музыка 1971. № 11; Норцов П. Леонид Витальевич Собинов // Муз. жизнь. 1971. № 11; Каришева Т. Л. В. Собінов на Україні Музика (Киів). 1972. № 3; Петрова Ф. Слово о Собинове // Сов. музыка. 1972, № 10; Степанова И. Бессмертная традиция //Там же; Фарберов В. Концерт Собинова// Муз. жизнь.
1972. № 21; Дроздовский Е. Собинов в Севастополе // Муз. жизнь. 1972. № 11; Аврех Н. Памятный вечер // Там же; Вирен В. Юность певца // Театр. жизнь. 1972. № 11; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 223, 263; Его же. Русский оперный театр между двух революций 1905— 1917. — Л., 1975. С. 365; Артур Никиш и русская музыкальная культура: Воспоминания. Письма. Статьи*.
— 77., 1975; Поплавский Г. Собинов: Итальянские сезоны // Театр. 1976. № 3; Его же. Леонид Собинов: "Моя любимая партия"//Там же. 1983. № 6; Сурмило В. "То, о чем я вчера докладывал ревкому" // Театр. жизнь. 1978. № 2: Шульман Н. Той незгладимий слід. (Спогады Н. Шульмана про співака Л. В. Собінова) // Украіна (Киів). 1980. № 26; Янин В. Л., Грюнберг П. Н. Леонид Собинов в грамзаписи // Мелодия. 1984. № 3.
Собинов,
Леонид ВитальевичРод. 1872, ум. 1934. Певец (тенор). Петь начал в хоре при церкви Демидовского юридического лицея, затем в студенческом хоре Московского государственного университета (закончил юридический факультет в 1894). На оперной сцене дебютировал в 1892 г. ("Сельская честь" П. Масканьи, в составе хора Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и сразу был принят в Музыкально-драматическое училище. С 1894 г. пел во вновь созданной итальянской опере при Филармоническом обществе (псевдоним Собонни, Собинни). В 1897, 1904, 1907—1915, 1921—1933 гг. — солист, в 1917, 1918, 1921 — директор Большого театра, в 1901, 1902—03 гг. солист Мариинского театра, 1904—1906, 1911 гг. — "Ла Скала" и др. Среди партий: Синодал ("Демон", дебют в Большом), Ленский ("Евгений Онегин"), Андрей ("Мазепа"), Баян ("Руслан и Людмила"), Князь ("Русалка"), Берендей ("Снегурочка"), Левко ("Майская ночь"), Де Грие ("Манон"), Вальтер ("Тангейзер"), Лоэнгрин ("Лоэнгрин"), Эрнесто ("Дон Паскуале"), Альфред ("Травиата"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Лионель ("Марта" и др. Режиссерские работы: "Богема" (1911, Большой театр). Директор правления Филармонического общества и Русского музыкального общества (1912). Народный артист Республики (1923).