Собор Успения Пресвятой Богородицы (итал. Cattedrale di Vergine Assunta) – кафедральный собор Палермо (Сицилия), место пребывания мощей святой Розалии, покровительницы города. Неоднократно перестроен в течение XII-XVIII веков, соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма. Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров.
История собора
Предыстория (IV-XII века)
В IV веке на месте нынешнего собора была построена церковь в честь местного мученика Мамилиана, разрушенная впоследствии вандалами. При византийцах в 604 году на том же месте был построен новый собор в честь Пресвятой Богородицы, освященный, по местной легенде, папой Григорием Великим. В 831 году Палермо был захвачен арабами, которые превратили собор в Пятничную мечеть.
6 января 1072 года норманны во главе с Робертом Гвискаром и его младшим братом Рожером взяли Палермо. В тот же день Пятничная мечеть была вновь освящена в честь Богородицы, и здесь архиепископ Палермо совершил первую литургию по греческому обряду и благодарственный молебен в честь победителей. После переезда Аделаиды Савонской, матери Рожера II и регентши в годы его несовершеннолетия, в Палермо (не позднее 1112 года) собор Палермо становится главным собором норманнской Сицилии. 25 декабря 1130 года Рожер II был коронован в соборе в качестве первого короля Сицилийского королевства. Здесь же впоследствии были коронованы его преемники Вильгельм I Злой (4 апреля 1154 года) и Вильгельм II Добрый (10 мая 1166 года). В 1154 году в соборе был погребен Рожер II.
От здания собора VII-XII века до нашего времени дошли лишь крипта, по форме которой и можно судить о первоначальном строении, и левая из четырех колонн южного портика, на стволе которой вырезана цитата из Корана.
Норманнский собор XII-XIII веков (базилика Гуальтеро)
В 1179 – 1186 годах на месте старого собора амбициозный и влиятельный архиепископ Палермо Гуальтеро Оффамилио (Уолтер Милль) построил новый кафедральный собор. Сооружение нового собора было вызвано стремлением Уолтера Милля подчеркнуть столичный статус его епархии в противовес построенному Вильгельмом II Добрым собору Монреале, сделанному центром нового архиепископства. Так как возможности архиепископа значительно уступали возможностям короля, базилика Гуальтеро значительно уступала своему конкуренту из Монреале.
Собор Палермо представлял собой трехнефную базилику в виде латинского креста, завершающуюся тремя апсидами. В 1250 году четыре угла собора были увенчаны изящными башнями, а в 1260 году к юго-восточной части собора была пристроена ризница. О внешнем виде базилики Гуальтеро можно судить по восточной части современного собора, сохранившей свой первоначальный арабо-норманнский вид – узкие стрельчатые окна, многочисленные переплетающиеся ложные арки, утонченные инкрустации, растительные орнаменты.
В эту же эпоху в соборе были погребены императоры и сицилийские короли из дома Гогенштауфенов Генрих VI и Фридрих II, а также их супруги – Констанция Норманнская и Констанция Арагонская. В новую базилику из старого собора было перенесено тело Рожера II. Эти саркофаги, собранные в одной из боковых капелл в ходе последней крупной перестройки XVIII века, являются единственными следами норманнского периода в интерьере собора.
В течение XII – XIII веков в соборе Палермо короновались все короли Сицилии, начиная с Рожера II. В числе исторически значимых коронаций следует отметить следующие:
- коронация Танкреда (январь 1190 года), избранного королем после пресечения мужской линии Отвилей, вопреки законным правам Констанции Норманнской и ее мужа Генриха Гогенштауфена,
- коронация Генриха VI (25 декабря 1194 года), первого сицилийского короля из дома Гогенштауфенов, свергнувшего последнего норманнского короля Вильгельма III и вскоре истребившего большую часть норманнской знати,
- коронация Федериго I (май 1198 года), будущего императора Фридриха II, превратившего Палермо в имперскую столицу,
- коронация Манфреда (10 августа 1258 года), вопреки воле папы римского, послужившая поводом для крестового похода Карла Анжуйского против Сицилийского королевства и уничтожения династии Гогенштауфенов,
- коронация Педро III Арагонского (4 сентября 1282 года) - результат Сицилийской вечерни, переход Сицилии под власть Арагонского дома, начало продолжавшейся более столетия борьбы Арагонского и Анжу-Сицилийского дома за власть в Сицилии,
- коронация Федериго II (25 марта 1286 года) – отказ Сицилии от исполнения одобренного папой договора Ананьи, по которому Сицилия должна была быть возвращена Анжу-Сицилийскому дому.
Перестройки XIV-XVII столетий
После Федериго II власть королей Арагонской династии значительно ослабла, они уже не контролировали Палермо, перешедшего под власть феодального дома Кьярамонте. Сломить могущественных Кьярамонте и вернуть Палермо под непосредственный контроль центральной власти удалось только Мартину I Младшему (1396 год) при поддержке отца – арагонского короля Мартина Старшего (в 1409 году наследовал сыну на Сицилии под именем Мартина II). Таким образом, возвращение Палермо под непосредственную власть короля совпало по времени с пресечением собственной линии сицилийских королей (1409 год) и переходу власти над Сицилией непосредственно королям Арагона. В течение последующих трех столетий Сицилия являлась частью арагонских, а затем испанских владений и управлялась вице-королями. В связи с этим значение собора Палермо как кафедрального столичного собора падает, а из всех сицилийских королей Арагонского дома в соборе Палермо погребен только Педро II.
В это время собор обрел свои наиболее известные святыни: статую Madonna Libera Inferni (1469 год) и мощи святой Розалии (1635 год).
В XIV-XVI веках сооружение собора Палермо продолжилось. В 1342 году были завершены четыре угловые башни собора, а в 1352 году сооружен главный (западный) портал собора в готическом стиле. В период с 1426 по 1430 годы по проекту Антонио Гамбара был сооружен южный портик собора с тремя стрельчатыми арками, выдержанный в стиле каталанской готики. В это же время над южным порталом собора тем же Антонио Гамбара была помещена мозаичная икона Богородицы на Троне. Позднее, в том же XV столетии, на примыкающей к южному фасаду собора площади (Соборная площадь – Piazza Cattedrale) по повелению архиепископа Симоне да Болонья был разбит сад.
Развитие собора в XVI веке связано с семьей сицилийских архитекторов и скульпторов Гаджини. В 1510 году по проекту Антонелло Гаджини алтарная часть собора была украшена мраморным ретабло со статуями святых (утрачено в результате реконструкции Фердинандо Фуга в XVIII веке). В 1536 году Винченцо Гаджини и Фабио Гаджини пристроили к собору северный портик. В 1575 году по проекту Винченцо Гаджини Соборная площадь была ограждена мраморной балюстрадой со статуями святых. В 1685 году посреди площади был установлен фонтан, увенчанный в 1744 году статуей святой Розалии, поражающей чуму, работы Винченцо Витталиано.
Собор в XVIII веке и реконструкция Фердинандо Фуга
В XVIII веке в результате двух общеевропейских войн (за Испанское и Польское наследство) Сицилийское королевство вновь обрело независимость, и кафедральный собор Палермо (впервые более чем за три столетия) стал местом двух коронаций: Виктора Амадея Савойского (22 сентября 1713 года) и Карла Бурбонского (1734 год). Соответственно с новым статусом собора в 1781 году в царствование Фердинанда III началась грандиозная реконструкция под руководством флорентийского архитектора Фердинандо Фуга.
Завершившаяся в 1801 году реконструкция существенным образом изменила облик собора. Здание было увенчано классическим куполом, помещенным над пересечением осей главного нефа и трансепта, в результате чего здание потеряло характерный для норманнских соборов Сицилии внешний вид. К боковым нефам были пристроены четырнадцать капелл, в результате чего здание расширилось в поперечнике и перестало соответствовать классическому типу базилики. Новые северный и южный фасады собора приобрели ряд мини-куполов, помещенных над капеллами. Ранее оживлявший северный фасад портик работы Гаджини оказался в результате присоединения дополнительных капелл встроенным в общую массу собора.
Еще большие изменения претерпел интерьер собора. Характерный для норманнской Сицилии резной деревянный потолок был заменен низким сводом. Ретабло Гаджини было разобрано, а его составные части (главным образом статуи святых) разнесены по пространству собора. Королевские и императорские саркофаги собраны в двух соседних капеллах, что создало в соборе особую "мемориальную" зону. В целом, интерьер приобрел свойственный неоклассицизму холодный сдержанный вид.
Реконструкция Фуга была последней, самой крупной и знаменательной перестройкой собора, так что в 1801 году внешний вид и интерьер собора приобрели в целом современный вид. Последним штрихом в архитектурном решении собора стало завершение в 1805 году по проекту Палаццотто главной колокольни собора, которая в 1954 году была увенчана статуей Мадонны делла Конко-д´Оро работы скульптора Нино Джерачи.
Внешний вид собора
В результате неоднократных перестроек и реконструкций собора, растянувшихся на семь веков, здание собора приобрело причудливый эклектичный вид. Характерные особенности разных эпох и архитектурных стилей накладываются друг на друга. Тем не менее, во внешнем виде собора выделяются ярко выраженные арабо-норманнские (особенно в восточной части), готические (западный фасад и южный портик), неоклассические черты (купол).
Королевские гробницы
В первых двух капеллах справа от основных западных ворот собора находятся королевские и императорские гробницы. Здесь погребены:
- Рожер II (1095-1154) – первый король Сицилийского королевства (1130-1154 годы),
- Констанция Норманнская (1154-1198) – младшая посмертная дочь Рожера II, королева Сицилии с 1194 года, императрица Священной Римской империи, королева Германии и Италии по браку с Генрихом VI,
- Генрих VI (1165-1197) – император Священной Римской империи (с 1191 года), король Германии (с 1190 года), Италии (с 1186 года), Сицилийского королевства (с 1194 года),
- Фридрих II (1194-1250) – император Священной Римской империи (с 1220 года), король Сицилийского королевства (с 1197 года) и Иерусалима (с 1225 года),
- Констанция Арагонская (1179-1222) – дочь арагонского короля Альфонса II, первая жена Фридриха II, по браку с ним императрица Священной Римской империи и королева Сицилии,
- Педро II (1304-1342) – король Сицилийского королевства (с 1338 года),
- Вильгельм (Гульельмо) Арагонский (1312-1338) – один из братьев Педро II, номинальный герцог Афин и Неопатрии (с 1317 года).
Констанция Арагонская и Вильгельм Афинский покоятся в мраморных античных саркофагах. Констанция Арагонская была погребена в роскошной золотой тиаре, богато убранной жемчугом и драгоценными камнями. Изъятая в 1491 году из гробницы тиара Констанции представлена в настоящее время в Сокровищнице собора.
Гробницы Рожера II, Констанции Норманнской, Генриха VI и Фридриха II представляют собой порфировые саркофаги под балдахинами. Балдахины и поддерживающие их колонны гробниц Рожера II и Констанции Норманнской выполнены из белого мрамора и покрыты золотой мозаикой, а у Генриха VI и Фридриха II изготовлены из порфира.
Непроста история этих захоронений. Рожер II в своем завещании указал местом своего погребения собор Чефалу, куда заблаговременно в 1145 году были помещены два массивных порфировых саркофага, богато украшенных резьбой. Тем не менее, после кончины Рожера II его наследник принял решение похоронить отца в столичном соборе, а не в провинциальном Чефалу. Изготовленный для Рожера II палермитанский саркофаг значительно проще надгробий Чефалу, его единственным украшением являются опоры из белого мрамора в виде коленнопреклоненных юношей. После внезапной кончины Генриха VI его вдова Констанция заказала для покойного супруга надгробие по образцу находящихся в Чефалу, но изготовленный поспешно в 1197 году саркофаг был не цельным, а склеенным из четырнадцати отдельных частей. Наконец в 1215 году сын Генриха VI и Констанции Фридрих II приказал перевести из Чефалу в Палермо остававшиеся пустыми саркофаги 1145 года, в один из них он перенес останки своего отца, а в другом завещал похоронить собственную особу (последнее и было выполнено в 1250 году). В "освободившуюся" при этом гробницу 1197 года было помещено матери Фридриха II. В завершение этой чехарды после внезапной кончины короля Педро II его тело было помещено в усыпальницу Фридриха II, так что останки Фридриха II и его праправнука покоятся в одном саркофаге.
Использованные источники
1. Норвич, Дж. Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии: 1130—1194. — М., 2005. ISBN 5-9524-1752-3
2. «Искусство и история Палермо и Монреале» Флоренция, 2007. ISBN 88-476-0207-6/
3. «Золотая книга Сицилия» Флоренция, 2004. ISBN 88-8029-758-9