Соборная мечеть г. Челябинска
Соборная мечеть г. Челябинска
Акмечеть») – историческое мус. культовое здание (ул. Елькина, 16). В связи со значительным увеличением в 1870–80-е гг. численности мус. общины Челябинска (выросшей с 1863 по 1894 г. в 4,8 раза) за счет татарских и башкирских переселенцев, компактно проживавших на Азиатской ул. (ныне ул. Елькина), у них возникла потребность в назначении муллы и строительстве с.м. 30.03.1883 г. мусульмане Челябинска ходатайствовали об утверждении в должности муллы избранного ими башкира М.М. Салимова «впредь до постройки ими мечети», а 30.04.1884 г. мусульмане в количестве 143 чел. ходатайствовали о разрешении им постройки с.м. с образованием самост. прихода численностью не менее 300 душ м.п. (из них в Челябинске было 200 мусульман м.п., остальные должны были быть приписаны из окрестных деревень). Они обязались после получения разрешения немедленно представить на рассмотрение план предполагаемой с.м. Через челябинское полицейское управление было объявлено, что строительство будет разрешено губ. правлением не раньше, чем мусульмане представят на утверждение план и добьются в городской управе соответствующего земельного отвода. Однако крупный челябинский предприниматель З.Г. Галеев пожертвовал под строительство с.м. собств. участок в 24-м квартале по Азиатской ул. 3.02.1889 г. мусульмане подали заявление в городскую управу, в котором просили освидетельствовать место на предмет будущей постройки. Городская дума на заседании 14.02.1889 г. постановила образовать спецкомиссию, которая 8.03.1889 г. осмотрела участок и единогласно высказалась за то, что «место вполне и совершенно пригодно для постройки мечети». 9.04.1890 г. от мусульман был подан официальный запрос с просьбой разрешить начало строительства, которое продолжалось с 1890 по 1899 г. Из сохранившихся архивных документов следует, что во время строительства, в частности в 1894–96 гг., мусульмане совершали молитвы во временной деревянной мечети. Вокруг истории с.м. сложилась обширная историография. Один из исследователей вопроса отмечает, что новая каменная с.м., открытая в 1899 г., «получившая в народе название “Белой” (Ак-мечети), стала подлинным центром объединения мус. общины города, местом сосредоточения религиозной и культурной жизни». В др. статье, посвященной с.м., приводится архитектурное описание здания. С.м. «состоит из молитвенного дома с михрабом и минарета. Одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание под вальмовой крышей с металлической кровлей. Высокие с полукруглым завершением окна в профилированных наличниках. По периметру здания, под многопрофильным карнизом на кронштейнах проходит фриз, декорированный “ширинками”. Михраб обработан горизонтальным рустом, перекрыт граненой конхой. 4-ярусный, 8-угольный в плане минарет, встроенный в объем мечети, завершен куполом, увенчанным шпилем. Два верх. яруса имеют круговые балконы. Грани минарета выполнены под небольшим уклоном к центру». В 1896 г. муэдзином с.м. был избран Исхак Хусаинович Хусаинов. Одновременно со строительством с.м. поблизости был возведен комплекс из трех зданий для мектеба, в последующем в одном из них разместилось медресе при соборной мечети Челябинска. В 1906 г. попечителем с.м. был избран З.Г. Галеев, утвержденный в этой должности муфтием ОМДС. Для содержания с.м. он пожертвовал свой магазин на ул. Сибирской (ныне ул. Труда), ежегодный доход которого составлял 1200 руб. Вторым муллой был избран известный историк и обществ. деятель М.Г. Гадиев, выступивший одним из учредителей Челябинского мус. благотв. общества. В том же году при с.м. открылась мус. библиотека г. Челябинска. После революции с.м. была объявлена собственностью гос-ва и передана во временное пользование зарегистрированной общине верующих. Мус. община с.м. пыталась выстроить адекватные отношения с новой властью. В частности, в ноябре 1917 г. действовал комитет по мус. образованию при Челябинской городской думе, который выделял средства на содержание мус. учебных и просветительских учреждений. В 1922 г. была образована Челябинская губ. мус. комиссия помощи голодающим. После организованного ею 25.03.1922 г. спектакля «Голод заставил» и призыва имама-ахуна Салимзяна Урманова (см. Репрессированные имамы Челябинской обл.) была собрана значительная сумма денег в пользу голодающих. Однако усилия мус. общины оказались тщетными. В 1924 г. властями был инициирован процесс против работавшего при с.м. товарищества «Идтихад», выделявшего согласно нормам шариата 1/40 часть своих доходов на содержание мечети и платившего имаму Урманову зарплату. В результате процесса имам был осужден, а товарищество закрыто. Еще в 1923 г. была закрыта вторая мечеть Челябинска на ул. Труда, переданная губоно под школу. В кон. 1920-х гг. началась кампания по изъятию у мус. общины с.м. Проводились массовые собрания рабочих, публиковались гневные статьи в газетах (см. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала). Не выдержав давления, имам Исхак Исмагилов 24.08.1928 г. сложил с себя обязанности муллы, объявив об этом через советскую печать. В нач. 1930 г. собрание общины с.м., на котором присутствовали 181 чел., под давлением властей приняло решение о самороспуске и закрытии с.м. 21.02.1930 г. окрисполком утвердил закрытие мечети и передал здание под «клуб нацменов». В годы войны в здании с.м. размещались фонды обл. краеведческого музея и татаро-башкирской библиотеки. Оценив патриотическую позицию мусульман страны, прав-во вернуло ряд культовых сооружений (см. III-я мечеть г. Троицка) верующим. Должно было быть возвращено и здание с.м. Решение об этом было принято 9.09.1942 г. малым составом исполкома горсовета. Однако из-за нехватки помещений для размещения ценностей, хранящихся в мечети, решение осталось невыполненным. В 1950–60-е гг. от мусульман поступало немало просьб о возвращении здания верующим, но они были проигнорированы. До сер. 1980-х гг. здание с.м. использовалось как склад под хозяйственные нужды, в результате ненадлежащего ухода были утеряны купол и часть минарета. Однако после передачи здания Челябинскому обл. краеведческому музею они были восстановлены. 16.08.1988 г. горисполком выступил с ходатайством о разрешении регистрации в Челябинске мус. общины, после чего весной 1989 г. здание с.м. было возвращено верующим. При с.м. работает воскресная школа, где все желающие могут получить начальные знания по основам шариата и чтению Корана. В администр. помещении работают редакция газеты «Хилял», аппарат Регионального ДУМ Челябинской обл., которым руководили Г.Ю. Шакаев (1992–2005), Р.А. Раев (с 2006 г. по наст. время). Лит.: Боже В.С. Материалы к истории церковнорелигиозной жизни Челябинска (1917–1937) // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. – Челябинск, 1998, вып. 2, с. 127, 137–38, 168–70; Он же. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала ХХ века // Там же. – Челябинск, 1996, вып. 2, с. 24, 34; Боже В.С., Вознюк Л.Ю., Конышева Е.В. Ак-мечеть // Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. Изд. испр. и доп. – Челябинск, 2001; Габидуллин М. Ак-Масджит – Белая Мечеть // Челябинский рабочий. 14.11.1989; Дегтярев И.В. Купола над городом: История судьбы челябинских церквей / И.В. Дегтярев, В.С. Боже. – Челябинск, 1992; Денисов Д.Н. Мусульманская община Челябинска (60-е гг. XIX – начало XX веков) // Вестник Челябинского госуниверситета. История. Вып. 27. – 2008, № 34, с. 137–48; Карымова Ю. История создания Ак мечети // Хилял. – Челябинск, 2006, № 5, с. 4, 6; ОГАЧО, ф. И-3, оп. 3, д. 50, л. 69–75. В.Б., Д.Д., А.С.