официальный метод советской литературы и искусства, провозглашенный в 1934 г. Главная цель искусства С.Р. – активное воспитывающее воздействие на массы, «иллюстрирование» идеологических догм, мифологизация действительности, обязательная позитивность.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Социалистический реализм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Социалистический реализм
художественная доктрина, согласно которой деятели искусства должны были вносить свой вклад в социалистическое строительство путём создания произведений, в которых в оптимистических тонах говорилось бы о превосходстве социализма, об обречённости буржуазного мира, о важности руководящей роли коммунистической партии. Яркими представителями социалистического реализма являлись: писатели М. Горький, А. Т. Твардовский, М. А. Шолохов, художники А. А. Дейнека, Б. Е. Владимирский, скульпторы В. И. Мухина, Н. В. Томский, Е. В. Вучетич.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
творческий метод литературы и искусства, официально одобренный советским руководством в СССР и других странах социалистической ориентации, суть которого — выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических (коммунистических)идеалов. Сложился первоначально в начале XX в. в творчестве М. Горького, сам термин появился в 1932 г. Идейные принципы С. Р. — народность, партийность и гуманизм. О значениях самого понятия на протяжении всех лет его пропаганды велись дискуссии. Символом С. Р. стала скульптура «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, к ним относится большинство произведений художественной литературы советского периода, рекомендованных для широкого чтения.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
художественная доктрина, установленная в СССР в 30-х гг., термин предложен СТАЛИНЫМ. Согласно доктрине С.Р., писатели, художники и композиторы должны были вносить свой вклад в социалистическое строительство путем создания произведений, в которых в оптимистических тонах говорилось бы о превосходстве социализма, об обреченности старого «буржуазного» мира, о важности руководящей роли компартии. Принятие этой доктрины означало установление политической цензуры и превращение искусства и литературы в ПРОПАГАНДУ. Конкретные установки менялись в зависимости от ситуации. Марксистская идея о ведущей роли масс в истории нашла свое выражение в приверженности С.Р изображению массовых движений и массовых сцен. Герой С.Р, как правило, простой и неприметный внешне человек, убежденность в правоте дела социализма делает его способным на героические свершения. Эстетика С.Р. оказала определенное влияние не только на искусство стран ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА, но и стран Запада (см. НЕОРЕАЛИЗМ).
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
соцреализм), термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении в 1930–80-х гг. для обозначения «основного метода» литературы и искусства, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма». В момент своего провозглашения в нач. 1930-х гг. социалистический реализм был противопоставлен реализму 19 в., который был назван М. А. Горьким «критическим». Социалистический реализм, не имея, как провозглашалось, оснований для критики в новом обществе, должен был воспевать героику трудовых будней, сцены единения народа и взывающих к нему партийных ораторов, воплощать светлую мечту о будущем. На практике внедрение социалистического реализма (главным образом, через вновь созданную (1932) организацию – Союз художников СССР и Министерство культуры) привело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Все художественные объединения, кроме Союза художников, были запрещены. Главным заказчиком становится государство, главным жанром – «тематическая картина» в духе передвижнического реализма, переработанного мастерами Ассоциации художников революционной России (Б. В. Иогансон, Б. И. Пророков, И. И. Бродский, С. В. Герасимов, Вл. А. Серов, А. И. Лактионов, Ф. П. Решетников, А. А. Пластов и многие др.). Художники, продолжавшие отстаивать свободу творчества и не вписывавшиеся в «официальную линию», не допускались на выставки.
На смену «социалистическому реализму» в 1960–70-х гг. пришел т. н. «суровый стиль». С 1950-х гг. началось движение «неофициального искусства», программно создававшего альтернативу «социалистическому реализму».
На смену «социалистическому реализму» в 1960–70-х гг. пришел т. н. «суровый стиль». С 1950-х гг. началось движение «неофициального искусства», программно создававшего альтернативу «социалистическому реализму».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007