СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Социалистический реализм
официальный метод советской литературы и искусства, провозглашенный в 1934 г. Главная цель искусства С.Р. – активное воспитывающее воздействие на массы, «иллюстрирование» идеологических догм, мифологизация действительности, обязательная позитивность.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Социалистический реализм
художественная доктрина, согласно которой деятели искусства должны были вносить свой вклад в социалистическое строительство путём создания произведений, в которых в оптимистических тонах говорилось бы о превосходстве социализма, об обречённости буржуазного мира, о важности руководящей роли коммунистической партии. Яркими представителями социалистического реализма являлись: писатели М. Горький, А. Т. Твардовский, М. А. Шолохов, художники А. А. Дейнека, Б. Е. Владимирский, скульпторы В. И. Мухина, Н. В. Томский, Е. В. Вучетич.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
творческий метод литературы и искусства, официально одобренный советским руководством в СССР и других странах социалистической ориентации, суть которого — выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических (коммунистических)идеалов. Сложился первоначально в начале XX в. в творчестве М. Горького, сам термин появился в 1932 г. Идейные принципы С. Р. — народность, партийность и гуманизм. О значениях самого понятия на протяжении всех лет его пропаганды велись дискуссии. Символом С. Р. стала скульптура «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, к ним относится большинство произведений художественной литературы советского периода, рекомендованных для широкого чтения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
художественная доктрина, установленная в СССР в 30-х гг., термин предложен СТАЛИНЫМ. Согласно доктрине С.Р., писатели, художники и композиторы должны были вносить свой вклад в социалистическое строительство путем создания произведений, в которых в оптимистических тонах говорилось бы о превосходстве социализма, об обреченности старого «буржуазного» мира, о важности руководящей роли компартии. Принятие этой доктрины означало установление политической цензуры и превращение искусства и литературы в ПРОПАГАНДУ. Конкретные установки менялись в зависимости от ситуации. Марксистская идея о ведущей роли масс в истории нашла свое выражение в приверженности С.Р изображению массовых движений и массовых сцен. Герой С.Р, как правило, простой и неприметный внешне человек, убежденность в правоте дела социализма делает его способным на героические свершения. Эстетика С.Р. оказала определенное влияние не только на искусство стран ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА, но и стран Запада (см. НЕОРЕАЛИЗМ).

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
соцреализм), термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении в 1930–80-х гг. для обозначения «основного метода» литературы и искусства, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма». В момент своего провозглашения в нач. 1930-х гг. социалистический реализм был противопоставлен реализму 19 в., который был назван М. А. Горьким «критическим». Социалистический реализм, не имея, как провозглашалось, оснований для критики в новом обществе, должен был воспевать героику трудовых будней, сцены единения народа и взывающих к нему партийных ораторов, воплощать светлую мечту о будущем. На практике внедрение социалистического реализма (главным образом, через вновь созданную (1932) организацию – Союз художников СССР и Министерство культуры) привело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Все художественные объединения, кроме Союза художников, были запрещены. Главным заказчиком становится государство, главным жанром – «тематическая картина» в духе передвижнического реализма, переработанного мастерами Ассоциации художников революционной России (Б. В. Иогансон, Б. И. Пророков, И. И. Бродский, С. В. Герасимов, Вл. А. Серов, А. И. Лактионов, Ф. П. Решетников, А. А. Пластов и многие др.). Художники, продолжавшие отстаивать свободу творчества и не вписывавшиеся в «официальную линию», не допускались на выставки.
На смену «социалистическому реализму» в 1960–70-х гг. пришел т. н. «суровый стиль». С 1950-х гг. началось движение «неофициального искусства», программно создававшего альтернативу «социалистическому реализму».

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.77 кб

Социалистический реализм советского кино

Лубашова Н.И., Лухтан А.С.
В статье идет речь о соцреализме в советском кино и выделении его аспектов в кинематографических практиках.
Читать PDF
565.63 кб

Социалистический реализм: метод или стиль

Дубровина Надежда Викторовна
В статье рассматривается социалистический реализм как сложный культурно-идеологический комплекс, который нельзя изучать, основываясь на традиционных эстетических мерках.
Читать PDF
3.66 мб

От социалистического реализма — к плюрализму

А. Быстров
Читать PDF
170.89 кб

"социалистический реализм": к истории термина и понятия

Ревякина Алина Александровна
Читать PDF
168.16 кб

Социалистический реализм: проблемы веры и интерпретации

Святославский Алексей Владимирович
В статье поднимается вопрос о специфике понятия «социалистический реализм» в аспектах веры и интерпретации текстов.
Читать PDF
200.46 кб

Социалистический реализм как «Образцовый» творческий метод

Литовская Мария Аркадьевна
В статье осмысляется генезис метода соцреалистического реализма, его место и специфика функционирования в советской культуре ХХ века. Особое внимание уделено разработке теоретических основ соцреализма в 1932-1933 г.
Читать PDF
150.60 кб

К вопросу о возникновении термина «Социалистический реализм»

Захаров А. В.
The article concerns how the name of the Soviet official artistic method "socialist realism" came into being. According to some archive sources and memories, this term was first used by I.V.
Читать PDF
97.74 кб

Н. М. Куренная сакрализация термина "социалистический реализм"

Гудимова С. А.
Куренная Н.М. Сакрализация термина "социалистический реализм" // Оппозиция сакральное / светское в славянской культуре. М., 2004. С.7784.
Читать PDF
29.14 мб

Творчество Горького и возникновение социалистического реализма

Спиридонова Лидия Алексеевна
В 1932 г. партийные идеологи по воле Сталина объявили М. Горького «основоположником социалистического реализма».
Читать PDF
407.93 кб

Современный взгляд на «открытую концепцию» социалистического реализма

С. А. Шерлаимова
Читать PDF
214.10 кб

ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО МИРОСТРОЕНИЯ: СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ(1930-Е ГОДЫ)

Воскресенская Виктория Владимировна
Революционная идея строительства нового мира, нового человека, нового искусства модифицировалась в ходе грандиозного эксперимента по социоэстетической реорганизации действительности в СССР 1930-х гг.
Читать PDF
565.53 кб

Роль литературного авангарда в становлении концепции социалистического реализма

Пападопулу И.
В статье рассматривается вопрос соотношения эстетики и политики в новом советском государстве.
Читать PDF
555.26 кб

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Фидарова Рима Японовна, Кайтова Ирина Анатольевна
Осетинская советская литература в 60-80-е гг. XX в.
Читать PDF
206.32 кб

Отражение советской и немецкой ментальности в системе топосов социалистического реализма

Дубровина Н. В.
В статье выявляются идеологические штампы социалистического реализма. Анализ основан на описании топосов, являющихся показательными для соцреалистического романа.
Читать PDF
20.63 мб

Сценическое речевое искусство в контексте социалистического реализма: логико-стилистические каноны

Прокопова Н.Л.
Актуальность осмысления сценического речевого искусства советского периода объясняется отсутствием исчерпывающей научной рефлексии по данному вопросу и своевременностью переосмысления художественной культуры 1917-1990 годов.