СОЦИНИАНЕ
СОЦИНИАНЕ
представители рационалистич. направления в Реформации, последователи религ. учения итальянцев Лелия Социна (1525-62) и особенно его племянника Фауста Социна (1539-1604). С. отвергали догмат о троице и признавали единство бога (антитринитарии, унитарии), считали Христа не богом, а человеком, но наделенным божеств. свойствами (возрождая т. о. в какой-то мере раннехристианскую ересь арианства), отрицали "первородный грех". С. признавали авторитет священного писания лишь постольку, поскольку оно "не противоречит разуму человека"; требовали веротерпимости, признания свободы воли; уделяли много внимания образованию. В конце 16 - нач. 17 вв. учение С. получило значит. распространение в Речи Посполитой, где насчитывалось до 150 общин С., или польских братьев. В числе видных польских С. были С. Будный, Н. Чехович, Ф. Социн и др. В 1605 в г. Ракове - центре деятельности польских братьев вышел катехизис С. на польск. яз. (в 1609 - его лат. перевод). Общины С. были весьма пестрыми по социальному составу, но в них было сильно левое, демократич. крыло. В общинах С. наряду с шляхтой принимали участие горожане и даже крестьяне. Социальная программа левого крыла С. содержала требования равенства людей, ликвидации крепостничества. Наступление католич. реакции привело к изгнанию С. из Польши и Литвы (1658-60). Они рассеялись по разным странам (Трансильвания, Пруссия, Голландия, Англия, Северная Америка) и постепенно растворились в других течениях протестантизма. Прогрессивное для своего времени учение С. способствовало развитию рационализма и свободомыслия, оказало влияние на возникновение деизма. Источн.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 129-92; Bibliotheca fratrum polonorum, t. 1-9, (Amst.), 1656-92; Socinus Faustus, Listy, t. 1-2, Warsz., 1959. Лит.: Левицкий О., Социнианство в Польше и Юго-Зап. Руси в XVI и XVII вв., К., 1882; Chmay L., Bracia Polscy, Warsz., 1957; Ogonowski Z., Socynianizm polski, Warsz., 1960.