принцип классической модели исторического исследования, ориентирующий историка на поиск общего и закономерного в исторической действительности. С. интерпретирует познавательную деятельность историка с позиций «нейтрального наблюдателя». С. сложился в русле классической рациональности, которая, абстрагируясь от деятельностной природы субъекта, претендует на познание исторической действительности такой, какая она есть сама по себе, без примеси человеческой субъективности. С. ориентирует историка на получение объективно-истинного знания, которое бы полностью соответствовало изучаемой исторической действительности, обеспечивая тем самым однозначность его содержания. С. включает два аспекта: предметный и методологический. Предметный аспект проявляется в холизме - интерпретации общества как целостной социальной реальности, и в социальном детерминизме, в рамках которого общество представлялось в виде социетальной системы с жесткой взаимозависимостью ее различных структур. Поэтому классическая модель исторического исследования игнорирует казуальность истории, признает только ее каузальность и объясняет исторические явления путем установления между ними причинноследственных связей, отказываясь при этом обсуждать проблемы целесообразности в истории и вводить в процедуры объяснения понятие целевой причины. Предметная область классической модели исторического исследования - надындивидуальная историческая действительность, что ориентирует ее представителей на изучение, в первую очередь, социальных отношений, процессов и структур. При этом историк, стремясь к систематичности и целостному воспроизводству исторической действительности, опирается на различные теории социальных фак торов и принципы социального детерминизма. Индивидуальное начало в истории, если и рассматривается историками, то всегда выводится или сводится к социальному. Классическая историческая наука - это, прежде всего, социальная наука. Методологический аспект социологизма реализуется в когнитивной стратегии классической модели исторического исследования, которая носит номотетический характер. Она ориентирует исследователя, с одной стороны, на познание общего, приобретающего форму социального типа, а с другой - на открытие исторических закономерностей. Целью когнитивной стратегии классической модели исторического исследования является реконструкция исторического прошлого в виде системы эмпирического и теоретического знания, свободного от оценочных суждений и адекватного исторической действительности. Достижение этой цели связывается вначале с эмпирическим описанием на основе исторических фактов предмета исторического исследования. При этом С. предписывает рассматривать исторические факты как своего рода «вещи», изолированные от того «живого» исторического контекста, в котором они реально существовали. Это превращает изучаемые социальные практики прошлого в «мертвый» корпус исторических фактов, требующих рационального объяснения. Кроме того, представители классической исторической науки, отождествляя исторические факты с естественнонаучными, абсолютизируют их статус как независимых от исследователя описаний. Представители классической модели исторического исследования стремятся к созданию такой же доказательной и общезначимой исторической теории, как и в естественных науках, а доказательность исторической теории они видят в ее обоснованности историческими фактами.
В методологическом плане С. приводит к господству в классической исторической науке исторических теорий «репрессивного» типа как по отношению к изучаемой исторической действительности, так и по отношению к историку, поскольку историческая действительность «собирается» историком в соответствии с социальным каркасом, который априорно задается той или иной исторической теорией, претендующей на методологическую универсальность. С. стандартизирует познавательную деятельность историка в духе той или иной монистической интерпретации истории.
Лит.: Гофман А. Б. Социологизм // Современная западная социология: Словарь. М., 1990; ЛубскийА.В. Альтернативные модели исторического ис следования. М., 2005; Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. А. В. ЛУБСКИЙ
СОЦИОЛОГИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
СОЦИОЛОГИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.