СОФИЙСКИЙ СОБОР
СОФИЙСКИЙ СОБОР
1. в Киеве - выдающийся памятник др.-рус. зодчества, центр церковно-политич. и обществ. жизни Киевской Руси. Заложен кн. Ярославом Владимировичем в центре нового детинца Киева в 1037 (по др. источникам в 1017). Закончен постройкой в 40-е гг. С. с. в первоначальном виде представлял собой пятинефный храм крестово-купольного типа с 5-алтарными апсидами и 13 главами. С сев., юж. и зап. сторон С. с. окружала открытая арочная галерея. Несколько позднее была пристроена внеш. галерея. Наружный объем здания имел расчлененную пирамидальную центрич. композицию. Массы храма, увенчанные 12 куполами, нарастают по направлению к центр., тринадцатому куполу, наиболее высокому. В кон. 11 - нач. 12 вв. достроены вторые крытые этажи одноярусных галерей. С зап. стороны сооружена юж. башня с лестницей на полати (хоры), позже - сев. башня. Стены были выложены из рядов плоского кирпича - плинфы и камня на розовом растворе извести. Фасад здания украшен нишами и плоскими лопатками, соответствующими членению внутр. пространства рядами столбов. Боковые нефы и зап. часть здания заняты обширными хорами для князя, его семьи и высших слоев боярства. В 11 в. С. с. был украшен мозаикой (центр. купол, подпружные арки, главная алтарная апсида) и фресками. Центр. мозаичная Композиций изображает "оранту" (богоматерь с поднятыми для молитвы руками), под нею - апостолов и др. Интересны портреты семьи Ярослава Мудрого на зап. стене, сцены охоты, выступление музыкантов, скоморохов - в лестничных башнях. Пышность и великолепие С. с. придавали также многоцветные мозаичные полы, резные шиферные парапеты хор и др. украшения. Роскошный ансамбль декоративного убранства собора являлся олицетворением идеи величия и могущества Киевской Руси. В С. с. совершался обряд поставления на вел. княжение; он являлся также усыпальницей княжеской семьи (сохранился мраморный резной саркофаг Ярослава Мудрого). При нем находилась библиотека. В 1654 на Софийской площ. и в С. с. состоялась церемония принятия украинцами российского подданства. В 1240 С. с. был разграблен татаро-монголами. В 13-16 вв. происходит его разорение и запустение. Восстановит. работы начались с 30-х гг. 17 в. Совр. вид (новые барочные купола, лепнина фасада) С. с. приобрел в кон. 17 - 1-й пол. 18 вв. После Окт. революции начались планомерные реставрационные работы, археологич. раскопки и обследования в С. с., к-рые широко развернулись с 1934, когда терр. С. с. была объявлена гос. заповедником. Лит.: История архитектуры, 2 изд., М., 1956; Каргер M. К., Древний Киев, т. 2, М.-Л., 1961; Лазарев В. Н., Мозаики Софии Киевской, М., 1960; Орнаменты Софии Киевской, К., 1949; Кресальский Н. И., Софийский заповедник в Киеве, 4 изд., К., 1965. В. С. Румянцева. Москва. 2. в Новгороде - выдающийся памятник др.-рус. зодчества, древнейший ист. памятник Новгорода. Сооружен в центре детинца новгородским кн. Владимиром Ярославичем в 1045-50 взамен сгоревшего деревянного собора. С. с. представляет собой грандиозный пятинефный крестово-купольный храм с 3 апсидами, увенчанный 5 главами. С юж. и сев. сторон к нему прилегают притворы. Одновременно с собором сооружены галерея (паперть) в один ярус, с башней, лестница к-рой ведет в обширные хоры. В 12 в. достроен 2-й ярус наружных галерей. С. с. построен из крупного волховского известняка. Конструктивной особенностью С. с. является применение, наряду с цилиндрич. сводами, четвертных сводов, а также двускатных перекрытий, что свидетельствует о воздействии приемов деревянного зодчества. Внеш. облик здания отличался суровой простотой и монументальностью. Наружная стена расчленена мощными прямоугольными лопатками, строго соответствующими делению внутр. пространства храма рядами массивных столбов. Убранство интерьера также характеризуется лаконизмом и простотой. Все пространство разделено на две части: нижнюю - для всех граждан, и верхнюю - для князя, его семьи и придворных. В 1108 и 1144 собор и его притворы были расписаны фресками, роспись неоднократно подновлялась, сохранилась фрагментарно. Современная роспись С. с. выполнена при реставрации собора в 90-е гг. 19 в. На зап. фасаде С. с. расположены знаменитые "Корсунские врата". Исполненные в Магдебурге (сер. 12 в.), они попали в Новгород, по-видимому, как воен. трофей. В нач. 12 в. С. с. становится кафедральным собором архиепископа и гл. храмом Новгородской феод. республики. В С. с. хранилась казна города, помещалась библиотека; погребались новгородские владыки. В 1929 постановлением ВЦИК С. с. был превращен в музей. Немецко-фаш. захватчики нанесли ему огромный ущерб. С 1945 развернулись реставрационные работы и археологич. раскопки. Лит.: История архитектуры, 2 изд., М., 1956; Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М.-Л., 1947; Семенов А. И., Софийский собор - древнейший историч. памятник Новгорода, Новгород, 1962. В. С. Румянцева. Москва.