София
СОФИЯ
в иуд. и христ. религ. представлениях олицетв. мудрость божества. Термин «С.», возникший в Др. Греции, употребл. там как отвлеч., умозрит. понятие, хотя первонач. у Гомера он встреч. в комбинации с им. Афины — применит. к делу стр-ва и упорядочения, художества и рукомесла.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СОФИЯ
мастерство, знание, мудрость — понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. Нашло отражение в ортодоксальной и мистической литературе иудаизма и христианства, выражено в православном богослужении, храмовой архитектуре, иконописи. Идея С, допускающая бесконечный ряд ее символических истолкований, способствовала возникновению русского символизма: А. Белый, А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
София
столица Болгарии. Под названием Сердика возникла в 1 в. н.э. после завоевания римлянами области расселения фракийцев. В 447 г. разрушена гуннами. В 800 г. вошла в состав Первого Болгарского царства (681- 1018 гг.) под названием Средец. В 1018- 1194 гг. - под властью Византии. С начала 14 в. город стал называться Софией, по церкви святой Софии. В 1382 г. захвачена турками. В январе 1878 г. освобождена от турецкого владычества. С 1879 г.- столица Болгарии.
Источник: Исторический словарь
София
София (Sophia) (1630-1714), курфюрстина Ганноверская (1658-1714), двенадцатый ребенок в семье курфюрста Фридриха Пфальцского и Елизаветы, дочери Якова I. Вышла замуж за Эрнста-Августа Бра-уншвейг-Люнебургского, к-рый стал курфюрстом Ганноверским. Согласно Акту о престолонаследии (1701) С. (как единств, здравствующий потомок "Стюартов протест, вероисповедания) была объявлена наследницей Анны на англ, троне. Поскольку С. умерла несколькими неделями раньше Анны ее сын стал, королем Теоргом I. С. отличалась широкой образованностью и проявляла живой интерес ко всему, что происходило в Англии.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
СОФИЯ
греч. — премудрость), Премудрость Божия — в ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом («мы проповедуем... Христа, Божию силу и Божию премудрость» — 1 Кор 1, 24 и др.). В Византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры — как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций на темы Божественного Домостроительства: «Премудрость созда себе дом» (Притч IX, 1) и «София, Премудрость Божия» новгородского извода. Несмотря на то, что первая композиция иллюстрирует определенный текст книги Притчей Соломоновых, а вторая носит абстрактно-догматический характер, и в той и в другой представлены символические образы воплощения, искупительной жертвы, Страшного Суда и грядущего воссоединения человека с Богом — важнейших элементов Божественного Домостроительства, олицетворением которого, в свою очередь, выступает образ Софии. Обе композиции складываются в ХIV-XV вв. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью — отражением такого сближения служит, в частности, т. наз. «киевско-ярославская» икона Софии, Премудрости Божией.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
София
(греч. премудрость, знание, мастерство) – понятие, родившееся в античной философии и связанное с представлением о смысловой благоустроенности космоса. Платон и Аристотель в своих учениях рассматривают С. как объективносмысловую и эстетическую организованность бытия, лишенную какоголибо личностного характера. Библейская традиция придает символу С. весьма сложное и многогранное содержание Премудрости личностного Бога. В Книге Притчей Соломоновых этот символ служит для выражения духовного влияния Бога на мир, подразумевая довольно сложную систему взаимоотношений мира и Слова Божия, тварной реальности и промыслительных духовноэнергетических сил мироздания. Премудрость в данном плане есть Божественная премирность Смысла, его запредельная целокупность, сверхчеловеческая ясность и полнота. Всякая же мудрость человеческая – только тень Премудрости Божией. Христ. традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет С. – Премудрость Божию со вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Словом, Сыном Божиим Иисусом Христом. На православном Востоке (в Константинополе) и на Руси (в Киеве, Новгороде, Полоцке, Тобольске, Архангельске) С. посвящались соборы. Известны также русские иконописные изображения С.
Ряд русских религиозных философов, стремившихся разрабатывать христианскую космологию, обратились к софийной символике и проблематике как к форме духовноинтеллектуального освоения вопросов об отношении Бога и мира, нетварной духовности и тварной телесности. Сложный характер этих вопросов, а также изначально неправославный путь их решения, предложенный основоположником русского религиознофилософского учения о С. – Премудрости Божией В. С. Соловьевым, привели к некоторым уклонам от православной богословской традиции в рамках софиологии, развитой о. Павлом Флоренским и особенно о. Сергием Булгаковым, который, оказавшись в эмиграции и став одним из ведущих преподавателей Русского Православного Богословского института в Париже, именно с разработкой софиологического учения связывал начало нового этапа развития восточнохрист. богословской мысли. Однако построение софиологии в русле соловьевской, по истокам платонической и гностической, метафизики всеединства обусловило теоретически надуманные, православно неоправданные элементы в богословствовании о. Сергия. Его софиологические построения стали предметом многолетней обширной полемики, вызвав резкое неприятие со стороны руководящих православных иерархов как Русского зарубежья, так и России. Учение о. Сергия Булгакова о С. – Премудрости Божией было осуждено сначала Архиерейским синодом (март 1927), затем Архиерейским собором Русской Православной Церкви за границей (октябрь 1935), а также двумя указами Московской Патриархии от 7 сентября и 27 декабря 1935.
Ряд русских религиозных философов, стремившихся разрабатывать христианскую космологию, обратились к софийной символике и проблематике как к форме духовноинтеллектуального освоения вопросов об отношении Бога и мира, нетварной духовности и тварной телесности. Сложный характер этих вопросов, а также изначально неправославный путь их решения, предложенный основоположником русского религиознофилософского учения о С. – Премудрости Божией В. С. Соловьевым, привели к некоторым уклонам от православной богословской традиции в рамках софиологии, развитой о. Павлом Флоренским и особенно о. Сергием Булгаковым, который, оказавшись в эмиграции и став одним из ведущих преподавателей Русского Православного Богословского института в Париже, именно с разработкой софиологического учения связывал начало нового этапа развития восточнохрист. богословской мысли. Однако построение софиологии в русле соловьевской, по истокам платонической и гностической, метафизики всеединства обусловило теоретически надуманные, православно неоправданные элементы в богословствовании о. Сергия. Его софиологические построения стали предметом многолетней обширной полемики, вызвав резкое неприятие со стороны руководящих православных иерархов как Русского зарубежья, так и России. Учение о. Сергия Булгакова о С. – Премудрости Божией было осуждено сначала Архиерейским синодом (март 1927), затем Архиерейским собором Русской Православной Церкви за границей (октябрь 1935), а также двумя указами Московской Патриархии от 7 сентября и 27 декабря 1935.
Источник: Краткий православный словарь.
СОФИЯ
столица Нар. Республики Болгарии, адм. центр Софийского округа. Расположена в котловине, между хребтом Стара-Планина и горным массивом Витоша. 859 т. ж. (1968). Осн. экономич. и культурный центр Болгарии. Крупный трансп. узел: междунар. ж.-д. линии Лондон - С. - Стамбул; С. - Афины; С. - Бухарест - Унгены - Москва; аэропорт Враждебна. В С. сосредоточено св. 1/5 общего пром. произ-ва и 22% пром. рабочих Болгарии. Особенно велика доля С. в продукции машиностроения (трансп., электротехнич., станкостроит. и др.) и металлообработке, а также пищевкусовой, текстильной, химич. пром-сти, произ-ве обуви, швейных изделий, в полиграфич. деле. С. под назв. Сердика (Serdica) возникла в 1 в. н. э. после завоевания римлянами области фракийцев-сердов; была важным адм. и торг. пунктом балканских владений Рим. (затем Визант.) империи. В 447 разрушена гуннами. Восстановлена при Юстиниане (527-565). В 809 вошла в состав Первого болг. царства (681-1018) под назв. Средец. В 1018-1194 - под властью Византии. В 1078 произошло восстание жителей города против визант. власти. В 1194 освобождена от визант. ига. С кон. 14 в. начала называться С. по церкви св. Софии (Света-София). В 1382 была захвачена турками. В С. находилась резиденция румелийского бейлербея. В 16-18 вв. С. - крупнейший после Константинополя торг.-ремесл. и культурный центр Балканского п-ова. С кон. 18 - нач. 19 вв. С. - один из гл. р-нов развития нац.-освободит. движения болг. народа. 4 янв. 1878 была освобождена от тур. ига рус. армией. С 1879 - столица Болгарии. В 1905-07 в С. происходили крупные революц. выступления болг. рабочих, развернувшиеся под влиянием революции 1905-07 в России. В годы второй мировой войны С. - центр антифаш. вооруж. борьбы болг. народа. В С. находились центр. руководство компартии, Рабочего молодежного союза, Нац. к-т Отечеств. фронта. Трудящиеся С. сыграли важную роль в Сентябрьском нар. вооруж. восстании 1944. 9 сент. 1944 в С. было сформировано первое нар.-демократич. пр-во Отечеств. фронта. Памятники архитектуры: церковь св. Софии (6 в.), остатки рим. укреплений, церковь св. Георгия (3-4 вв., с росписями 11-13 вв.), мечети Буюк-джамия (1494) и Баня-баши-джамия (1553) и др. В С. находятся Болг. АН, Академия с.-х. наук, Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия, Ун-т им. Климента Охридского, 14 вузов (1971), Нац. художественная галерея и др. научные и культурные учреждения. Лит.: Кацаров Г. И., Принос къмъ старата история на София, С., 1910; Юбилейна книга на градъ София, (1878-1928), С., 1928; Монеджинова A., София през вековете, ч. 1, С., 1946; София. Водач за историческите и културните забележителности, С., 1959; География на България, т. 1-2, С., 1961-1966; Сердика. Археологически материали и проучвания, т. 1, С., 1964; Беседи за миналото на нашата столица, С., 1965. Е. П. Наумов. Москва.