СОФОКЛ
СОФОКЛ
ок. 496 — 406 до н.э.) — др.-греч. поэт-драматург. Жил и писал в Афинах, был близок к Периклу. В 443 — казначей Архе Афинской, в 441/440 — стратег. Из прибл. 120 трагедий и сатировских драм С. до нас дошло целиком 7 трагедий, напис. на миф. сю-жеты.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СОФОКЛ
495 — 406 гг. до н. э.) — один из трех великих афинских трагиков; родился в Колоне близ Афин. Он был моложе Эсхила тридцатью годами и на пятнадцать лет старше Эврипида. Двадцати семи лет Софокл одержал победу над Эсхилом на празднике Диониса, после чего Эсхил удалился на Сицилию; но в 441 г. до н. э. Софокл сам был побежден Эврипидом. Из его 130 трагедий до нас дошли только семь, которые считаются самыми совершенными греческими драмами.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Софокл
(лат. Sophocles, 496–406 гг. до н. э.) — великий древнегреческий трагический поэт, жил в Афинах. Получил хорошее образование, рано начал писать трагедии (100 тыс.). Принимал активное участие в общественной жизни. Исполнял должность казначея, стратега, жреца бога врачевания Асклепия. Его жизнь совпадает с «веком Перикла», выдающегося государственного деятеля. Из литературного наследия до нас дошли 7 трагедий: «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра» и др. В трагедиях Софокла представлен ряд замечательных образов, которые переносят зрителей в мифы прошлого, но соединяют величие героического времени с живостью настоящих людей. Его герои — люди сильной воли, глубоко гуманны. И в этом их вечная прелесть и непреходящее значение. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равенству старого и нового: предостерегал против нарушения традиционных религиозных и гражданских норм жизни, прославляя мощь свободного человека. Еще в античности Софокл считался классиком, его пьесы изучались в школах; в театрах они считались образцом. Начиная с XVI в. его произведения, в особенности «Антигона», «Электра» и «Царь Эдип», многократно ставились в театре.
СОФОКЛ
Sopoklns) (ок. 496 - 406 до н. э.) - др.-греч. поэт-драматург. Жил и писал в Афинах, был близок к Периклу. В 443 - казначей Архе Афинской, в 441/440 - стратег. Из прибл. 120 трагедий и сатировских драм С. до нас дошло целиком 7 трагедий, написанных на мифологич. сюжеты. В его творчестве нашли отражение конкретные черты полисной идеологии: патриотизм, приверженность традиционным полисным законам и религии, сознание общественного долга, вера в силы человека и вместе с тем убежденность в ограниченности человеческого знания, в зависимости счастья людей от судьбы, от воли богов. Благодаря введению третьего актера, уменьшению роли хора, законченности каждой трагедии (при сохранении системы трилогии) углубилась индивидуальная характеристика героев, усложнилось сценическое действие. Соч. в рус. пер.: Драмы, пер. Ф. Ф. Зелинского, т. 1-3, М., 1914-15; Трагедии, пер. С. В. Шервинского, М., 1958. Лит.: Мищенко Ф. Г., Отношение трагедий Софокла к совр. поэту действительной жизни в Афинах, "Университетские известия", Киев, 1874, No 4-8; Радциг С. И., К вопросу о мировоззрении Софокла, "ВДИ", 1957, No 4; Weinstock Н., Sophokles, 3 Aufl., Wuppertal, 1948; Ehrenberg V., Sophocles and Pericles, Oxf., 1954.
СОФОКЛ
sophokles) (ок. 496 до н. э., Колон, Аттика – 406 до н. э., Афины), древнегреческий драматург. Вместе с Эсхилом и Еврипидом составляет триаду величайших античных трагиков. В 468 г. до н. э. Софокл впервые принял участие в состязаниях драматургов и занял первое место, победив Эсхила. В своих трагедиях увеличил число актеров до трех. Античная традиция называет Софокла автором 123 драм, до нас дошло только семь: «Аякс», «Антигона», «Трахинянки», «Эдип-царь», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне». Центральным конфликтом драматургии Софокла является противостояние ослепленного незнанием человека и всемогущего рока. Так, Эдип, пытаясь избежать страшной судьбы, бежит из дома, но все равно становится отцеубийцей и мужем собственной матери, навлекая невольным преступлением беду на родной город. Аякс покрывает себя позором, в безумии (которое наслали на него боги) перебив вместо врагов домашний скот. Единственно достойным человека оказывается принять то, что суждено роком, взять на себя ответственность за совершенное по неведению – в этом Софокл видит не слабость, а силу своих героев. Недаром в трагедии «Антигона», героиня которой погибает, нарушив царский приказ и похоронив брата, пошедшего войной на родной город, хор произносит слова, восхваляющие человека: «В мире много сил великих,/Но сильнее человека/Нет в природе ничего!»
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
СОФОКЛ
(ок. 496–406 гг. до н.э.) — древнегреческий драматург, один из трех великих античных трагиков. По различным свидетельствам Софокл написал 123 драмы, из которых полностью сохранилось семь тра-гедий («Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Филоктет», «Трахинянки», «Электра», «Эдип в Колоне»). От остальных до нас дошли лишь фрагменты и названия. В своих драмах Софокл увеличил число актеров с двух до трех, а количество певцов в хоре — с 12 до 15, ввел в пьесы де-корации, что позволило усилить напряжение в развитии действия его трагедий. Содержание произведений Со-фокла отразило всю противоречивость древнегреческой демократии, которая с одной стороны, видела свою опо-ру в воле богов, а с другой — все больше ценила человеческую свободу. Поэтому основное содержание произведений Софокла — драматическое противоборство человека и неотвратимого рока. Герои Софокла — Аякс, царь Эдип, Электра — осмеливаются противосто-ять богам, но тем самым обрекают себя на неизбежное возмездие рока. Они гибнут, но при этом становятся равными богам. Герои Софокла отражают возросшее внимание к отдельной личности, самостоятельно делающей свой жизненный выбор. Это говорит о все большем значении индивидуального начала в культуре классических Афин. Искусство Софокла высоко ценилось его согражданами. Его трагедии не раз приносили ему награды в театральных состязаниях: достоверно известно, что 24 раза Софокл становился победителем в конкурсах драматургов. Еще в античности Софокл считался классиком, его пьесы изучали в школах, в театрах они счита-лись образцом. Сюжеты и образы Софокла многократно использовались как в античной, так и в новой европейской литературе эпохи классицизма. Эти трагедии до сих пор идут на сценах театров всего мира.
Софокл
(греч. Sophokles, лат. Sophocles), род. ок. 496 до н. э. в аттич. селении Колоне под Афинами в семье богатою фабриканта, ум. 406 до н. э. в Афинах. Один из трех великих античных трагиков. В 480, будучи эфебом, С. руководил хором мальчиков на празднике в честь победы при Саламине. В 443 стал хранителем казны Афинского морского союза, в 441–стратегом (вместе с Периклом), в 420 ввел в Афинах культ Асклепия (сохранились фрагменты пеана С. этому богу). После смерти С. почитался как heros dexion–муж правый. В своих драмах С. увеличил число актеров с двух до трех, количество певцов в хоре с 12 до 15. Как правило, он пренебрегал трилогич. композицией. Из 123 драм, написанных С, полностью сохранились семь; от остальных мы имеем лишь фрагменты и назв. От сашровских драм С. («Следопыты», «Похищение коров мальчиком Гермесом») осталось лишь 400 стихов, от эпиграмм и элегий до нас дошли лишь фрагменты. Установить хронологию большинства произведений С. невозможно. В своих драмах С. использовал мифологию. Сюжет для «Аякса» (самоубийство героя, на которого Афина наслала безумие, в результате чего он в припадке вместо своих врагов убил стадо скота) взят из легенд троянского цикла. Эти же легенды использованы в качестве сюжета для «Филоктета» (героя этой драмы греки во время плавания под Трою высаживают на необитаемый остров). В «Трахинянках» рассказывается о смерти Геракла, надевшего плащ, вымоченный в отравл. крови Несса. «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне» повествуют о судьбе и трагич. конце царя Фив. В «Антигоне» дочь Эдипа вопреки запрету царя Креонта хоронит своего погибшего брата Полиника. Убийство Клитемнестры ее сыном Орестом составляет содержание трагедии «Электра». Искусство С. высоко ценилось его согражданами: 24 раза он становился победителем состязаний драматургов. С. впервые развивает эпич. традицию греч. мифологии, поступки героев он психологически мотивирует их характером. Незнание божеств, правды часто ведет героев к трагич. страданиям и смерти, нередко в трагич. ситуации случается ослепление. Нравств. долг заставляет героев действовать вопреки, человеч. запретам (Антигона), что свидетельствует о гуманизме поэта, для которого важно не только выявить вину и ошибки людей, но и показать трагич. стечение обстоятельств, обусловл. роком (Эдип субъективно невиновен, однако объективно — преступник). Глубоко любя свою родину, С. воспевает Афины и их политич. устройство; он твердо стоит на традиционных религиозных позициях, которые в его время уже подвергались активным нападкам софистов. Еще в античности С. считался классиком, его пьесы изучали в школах, в театрах они считались образцом. Начиная с 16 в. произведения С, в особенности «Антигона», «Электра», «Эдип-царь», многократно ставились в театре. Были и музыкальные переработки драм С. (Орф).
рис. Софокл (Рим. Лагеран).
рис. Софокл (Рим. Лагеран).
Источник: Словарь античности. 1989
Софокл
496–406 до н. э.) Софокл родился в селении Колоне под Афинами в семье богатого предпринимателя. Был хранителем казны Афинского морского союза, стратегом (была такая должность при Перикле), после смерти Софокл почитался как муж правый. Для мира Софокл ценен прежде всего как один из трех великих античных трагиков — Эсхил, Софокл, Еврипид. Софокл написал 123 драмы, до нас полностью дошли только семь из них. Особый интерес для нас представляют «Антигона», «Эдип-царь», «Электра». Сюжет «Антигоны» несложен: Антигона предает земле тело своего убитого брата Полиника, которого правитель Фив Креонт запретил хоронить под страхом смерти — как изменника родины. За непослушание Антигону казнят, после чего ее жених, сын Креонта, и мать жениха, жена Креонта, кончают жизнь самоубийством. Одни толковали софокловскую трагедию как конфликт между законом совести и законом государства, другие видели в ней конфликт рода и государства. Гете считал, что Креонт из личной ненависти запретил похороны. Антигона обвиняет Креонта в попрании закона богов, а Креонт отвечает, что власть государя должна быть незыблема, иначе все погубит анархия. Правителю повиноваться должно Во всем — законном, как и незаконном. События показывают, что Креонт не прав. Прорицатель Тиресий предупреждает его: «Смерть уважь, убитого не трогай. Иль доблестно умерших добивать». Царь упорствует. Тогда Тиресий предсказывает ему мщение богов. И действительно, на правителя Фив Креонта одно за другим обрушиваются несчастья, он терпит и политическое поражение, и нравственное. Креонт Увы! Аида бездна, зачем меня Ты губишь. Непримиримая? О вестник прежних ужасных бед, Какие ты вести приносишь нам? Вторично убьешь ты погибшего! Что, сын мой, скажешь мне нового? Смерть за смертью, увы! Вслед за сыном жена скончалась! Хор Ты можешь видеть: вынесли ее. Креонт Увы! Второе бедствие теперь, злосчастный, вижу! Что за несчастье мне еще готовится? Сейчас держал я сына на руках — И вижу труп другой перед собою! Увы, о мать несчастная, о сын! Вестник Сраженная лежит у алтарей; Ее померкли и закрылись очи; Смерть Мегарея славную оплакав, За ним другого сына, — на тебя Беду накликала, детоубийца. Креонт Увы! Увы! От страха дрожу. Что же грудь мою Двуострым мечом не пронзил никто? Я несчастный, увы! И жестоким сражен я горем! Вестник Изобличен покойницею ты: Ты виноват и в той и в этой смерти. (Перевод С. Шервинского и Н. Познякова) Греческую трагедию называют «трагедией рока». Жизнь каждого предопределена судьбой. Убегая от нее, человек только идет ей навстречу. Именно так случилось с Эдипом («Эдип-царь»). По мифу, Эдип убивает своего отца, не зная, что это его отец, занимает престол, женится на вдове, то есть на своей матери. Софокл следовал мифу, но особое внимание обратил на психологическую сторону отношений героев. Он показывает всесильность судьбы — сам Эдип не виноват в том, что произошло. У Софокла виноват не человек, а боги. В случае с Эдипом виновна Гера, жена Зевса, пославшая проклятье на род, из которого происходит Эдип. Но Эдип не снимает с себя вины — он ослепляет себя и через страдание хочет искупить вину. Вот последний монолог царя: Эдип О, будь благословен! Да бережет Тебя на всех дорогах демон, лучший, Чем мой! О дети, где вы? Подойдите… Так… Троньте руки… брата, — он виною, Что видите блиставшие когда-то Глаза его… такими… лик отца, Который, и не видя и не зная, Вас породил… от матери своей. Я вас не вижу… но о вас я плачу, Себе представив горьких дней остаток, Который вам придется жить с людьми. С кем из сограждан вам сидеть в собраньях? Где празднества, с которых вы домой Вернулись бы с весельем, а не с плачем? Когда же вы войдете в брачный возраст, О, кто в ту пору согласится, дочки, Принять позор, которым я отметил И вас, и вам сужденное потомство? Каких еще недостает вам бед? Отец убил отца; он мать любил, Родившую его, и от нее Вас породил, сам ею же зачатый… Так будут вас порочить… Кто же вам Присватает? Такого не найдется. Безбрачными увянете, сироты. Сын Менекея! Ты один теперь Для них отец. И я, и мать, мы оба Погибли. Их не допусти скитаться — Безмужних, нищих и лишенных крова, Не дай им стать несчастными, как я, Их пожалей, — так молоды они! — Один ты им опора. Дай же клятву, О благородный, и рукой коснись!.. А вам, о дети, — будь умом вы зрелы, Советов дал бы много… Вам желаю Жить, как судьба позволит… но чтоб участь Досталась вам счастливей, чем отцу. Хор О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип, И загадок разрешитель, и могущественный царь, Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел, Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал! Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне, И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того, Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав. (Перевод С. Шервинского) А. Ф. Лосев отмечает несгибаемую стойкость героев Софокла. Они удерживают свое «я», свою подлинную природу вопреки всему. Подлинное несчастье для них не то, которое приносит им судьба, а оставление своего нравственного пути. Да, все претит, коль сам себе изменишь И делаешь наперекор душе. («Филоктет», перевод С. Шервинского) Нет, и в бедственной жизни Чистый сердцем пятнать не захочет Доброе имя свое. («Электра», перевод С. Шервинского) Благодаря силе воли человек выходит из исторического порядка вещей и живет вечно. Мне сладко умереть, исполнив долг… Ведь мне придется Служить умершим дольше, чем живым, Останусь там навек. («Антигона», перевод С. Шервинского) В этом и заключается отличие Софокла от Эсхила. У Эсхила трагическое свойство действия происходило от того факта, что люди сознавали, что они слепо повинуются неотвратимому божественному плану, ведущему к торжеству справедливости. У Софокла источник трагизма в том, что они сознательно и смело отказываются приспособиться к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Геннадий Иванов
Источник: 100 великих писателей. 2004
Софокл
греческий трагический поэт. Родился в аттическом округе Колон; сын Софилла, владельца мастерской, где работали рабы. Еще будучи молодым человеком он завоевывал награды в музыкальных и легкоатлетических состязаниях. После битвы под Саламином руководил хором юношей, исполнявшим пеан в честь этой победы. В 443/442 г. был одним из казначеев Афинского Морского Союза. Дважды был стратегом (вместе с Периклом во время войны с Самосом в 441–439 гг. и в 428 г. до н. э.), а в 413–411 гг. до н. э. – входил в число так называемых пробулов, представителей олигархии, подготавливавших изменение государственного устройства Афин. Поддерживал близкие отношения с Периклом, Геродотом и другими выдающимися личностями своей эпохи. Сыграл важную роль в введении в Афинах культа Асклепия (в честь которого написал пеан), за что после смерти сам был провозглашен героем под именем Дексиона. От брака с Никостратой имел нескольких сыновей, один из которых, Иофон, также был трагиком, а от его союза с Феоридой родился Аристон, сын которого, тоже Софокл, поставил уже после смерти деда его последнюю трагедию Эдип в Колоне. Впервые С. выступил в трагическом агоне в 468 г. до н. э., одержав победу над Эсилом. Он написал свыше 120 драм, то есть приблизительно 30 тетралогий, из которых 20 (или 24) произведения получили первые награды, оставшиеся – вторые, и ни одно никогда не было на третьем месте. С. был также автором не сохранившихся элегий и прозаического произведения о хоре. Сюжеты своих драм он брал из знаменитых мифологических циклов: троянского, фиванского, циклов об Атридах и о Геракле. Полностью сохранилось 7 трагедий, а на папирусе – значительная часть сатировой драмы Преследователи (Ichneutai), в драматической форме передающей содержание гомерова гимна о младенце Гермесе, изобретателе лиры. В нашем распоряжении имеется также несколько сотен фрагментов из погибших пьес. Аякс, драма, которую считают самой ранней из сохранившихся трагедий, представляет историю самоубийства героя, который почувствовал себя оскорбленным судом своих товарищей по оружию, присудивших оружие Ахилла не ему, но Одиссею. Охваченный безумием, он убивает баранов, прини их за ахейских вождей. Однако все эти события разыгрываются за сценой, в трагедии речь идет прежде всего о честь Аякса, который решается на самоубийство, чтобы ее себе вернуть. Стержнем второй части драмы является тот же вопрос, но с точки зрения греков. Они должны решить, имеет ли Аякс право на погребение. Здесь выступает типичный для воззрений С. мотив бессилия человека перед судьбой, которой можно лишь подчиниться. Антигона, предположительно, поставленная в 442 г. до н. э., противопоставляет древние неписаные законы тем, что предписывает людям государство. Вопреки запрету нового правителя Фив Креона, Антигона, дочь Эдипа, хоронит своего брата Полиника, который погиб, сражаясь против собственной родины. Замурованная живьем, кончает жизнь самоубийством, в то время как наконец сокрушенный Креон приказывает сообщить ей о помиловании. Но Креон платит за свою гордыню (hybris – переход границ, заповеданных человеку) личной катастрофой. От собственной руки погибают его сын Гемон, жених Антигоны, и жена Эвридика. Антигона – одна из знаменитейших трагедий Еврипида (в особенности великолепен спор Креона и Антигоны, противопоставляющих друг другу свои позиции, в ходе которого Антигона произносит свою известную реплику: «Я рождена любить – не ненавидеть»). Эдип царь (Oidipus tyrannos), пьеса, поставленная ок. 430 г. до н. э., тоже является трагедией рока, показывающей бессилие человека, даже благородного и полного энергии, перед волей богов. Эдип, сделавший все, чтобы избежать предсказанного ему оракулом Аполлона преступления, в поисках средства помочь охваченному эпидемией государству, сам того не подозревая, шаг за шагом идет к страшной правде. Благодаря композиционному мастерству автора, напряжение возрастает вплоть до так называемой перипетии, переломного момента действия, когда известие о смерти мнимого отца Эдипа, которое должно освободить его от страха перед отцеубийством, делает очевидным то, что это именно он, Эдип, является сыном предшествующего царя Фив. Лая, и его супруги Иокасты,а следовательно, не только убийцей Лая, которого ищут, но и отцеубийцей, живущим в преступном союзе с собственной матерью. Иокаста кончает жизнь самоубийством, а сам Эдип ослепляет себя. Пьеса отмечена трагической иронией, основанной на том, что то, что говорят на сцене герои драмы, всегда имеет второй смысл, понятный только зрителям. Электра, поставленная в 415 г. до н. э., поднимает тему матереубийства Ореста, которую до того затронул Эсхил в Плакальщицах, но здесь на первый план выходит фигура главной героини, оплакивающей отца и живущей только надеждой на возвращение брата, который придет за него отомстить. У этой пьесы сложная интрига (рассказ о мнимой кончине Ореста), в ней присутствует сцена узнавания. В отличие от Эсхила и Еврипида (Электра, Орест), С. полагает, что действие, совершенное по приказу Аполлона, не может возбуждать нравственных колебаний, поэтому его трагедия кончается благополучно для обоих героев и в ней нет места Эриниям, преследующим Ореста. Трахинянки (Trachiniai), названные так по хору девушек той местности, где происходит действие, рассказывают о смерти Геракла, причиной которой случайно становится его жена Деянира: стремясь вернуть чувства неверного мужа, посылает ему одеяние, пропитанное кровью кентавра Несса, будучи твердо убеждена, что это волшебное средство, вызывающее любовь. Эта «одежда Деяниры» сжигает тело Геракла живым огнем. Трагедия заканчивается его смертью, которую опережает добровольная смерть Деяниры. В основу Филоктета (Filoktetes; 409 г. до н. э.), быть может, наиболее психологичной трагедии С. (влияние Еврипида?), поэт положил известный миф троянского цикла. Одиссей и не выносящий притворства юный сын Ахилла Неоптолем прибывают на Лемнос, чтобы привести под Трою оставленного здесь греками Филоктета, без которого троя не может быть взята. Одиссей пытается достичь цели обманом, но Неоптолем, которого он предварительно с большим трудом убедил, в конце концов все же не выдерживает и говорит правду. Филоктет отказывается ехать под Трою, но поскольку из мифа известно, что он тем не менее туда поехал, С. должен был в последний момент (по образцу Еврипида) ввести божество («deus ex machina»), которое убеждает героя это сделать. В Эдипе в Колоне (Oidipus en Kolono), поставленном после смерти С. в 401 г. до н. э., старый поэт вновь возвращается к истории Эдипа, чтобы показать, что человек, столь сурово преследуемый богами, был также их избранником. После тяжких странствий он со смертью обретает высшее бытие, становится героем, который из своей гробницы в священной роще в Колоне отныне хранит от зла жителей округи. Спутником Эдипа в его последнем пути становится афинский царь Тесей, он является единственным свидетелем его таинственной кончины. Эта вовсе лишенная действия пьеса обладает, однгако огромной силой эмоционального воздействия, которая делает ее одной из прекраснейших греческих трагедий. Особенно знаменит хор, восхваляющий Колон, родину поэта. Аристотель отметил три принципиальных новшества С.: он ввел третьего актера, расщирил хор с 12 человек до 15 и первым воспользовался нарисованными декорациями. Важнейшим из них был, разумеется, третий актер, позволивший поэту увеличить число лиц, выступающих в драме, что, в свою очередь, сделало возможным большее разнообразие характеров и позволило усложнить действие. С. искусно использует имеющихся актеров, создавая, например, сцену, где три героя, находясь в одинаковой ситуации, переживают ее совершенно различным образом: таков в Электре рассказ гонца о смерти Ореста, предназначенный обмануть Клитемнестру и облегчить Оресту совершение мести. Для Клитемнестры эта новость означает освобождение от постоянного страха, для Электры же – конец ее надеждам. С. порвал с традицией объединять в трилогии пьесы, связанные между собой по содержанию. Это заставило его усовершенствовать композицию трагедии, ибо в одной теперь надо было сказать все то, что ранее раскрывалось в трилогии, где всегда первая пьеса представляла экспозицию, а последняя была эпилогом для целого (ср., например, Орестею Эсхила). Трагедии С. по большей части построены таким образом, что все действие стремится к катастрофе, перед которой наступает некоторая (всегда обманчивая) перемена к лучшему, еще более углубляющая грозовую атмосферу наступающего непосредственно вслед за ней трагического финала. Хор у С. является выразителем взглядов поэта и неким идеальным зрителем, который интерпретирует сценическое действие в соответствии с замыслом автора. Но этим его роль не исчерпывается. Часто она обусловлена драматически, но порой поэт изменяет характер хора и пишет чисто лирические партии. Иногда вместо хора фигурируют так называемые «коммосы», то есть партии, где поочередно поют актер и хор. Из трагедий С. величайшее влияние на позднейшую литературу оказал Эдип царь, который считался совершенным произведением. У него нашлось много подражателей, среди них Корнель, Расин и Вольтер. Антигона тоже оставила свой отпечаток, в основном в новейшее время ( Ж. Ануй, Б. Брехт).
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Софокл
греч. Sophokles)
(ок. 496 - 406 до н.э.)
греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441-440 гг. - стратегом. Годы зрелости С. относятся к эпохе расцвета афинской рабовладельческой демократии. Вначале он примыкал к вождю аристократической партии Кимону, но, сблизившись с Периклом, стал разделять его взгляды.
С. приписывали свыше ста драматических произведений (трагедий и сатирических драм), однако полностью сохранилось только семь: «Электра», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Филоктет», «Трахинянки» и «Аякс»; кроме того, до наших дней дошел большой отрывок драмы «Следопыты». Особой известностью пользовалась и пользуется трагедия «Царь Эдип». В творчестве С. нашли свое отражение черты полисной идеологии: патриотизм, сознание общественного долга, вера в силу человека. После смерти драматурга его чтили наравне с Гомером и Эсхилом; сорок лет спустя афинский оратор Ликург провел закон о сооружении бронзовой статуи Софокла и о хранении выверенных текстов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида в общественном месте (актерам запрещалось отступать от них при исполнении произведений драматургов).
Софокл. Трагедии / Пер. С.В. Шервинского, под ред. Ф.А. Петровского. М., 1958; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 108-137; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 353-376; Радциг С.И. К вопросу о мировоззрении Софокла // ВДИ. 1957. № 4; Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: "Аякс", "Антигона", "Эдип-царь", "Трахинянки", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колоне" и фрагмент сатировских драм "Следопыты" и "Похищение коров мальчиком Гермесом". Софокл был новатором: он не всегда следовал классической форме трилогии и ввел на сцену третьего актера. Мастерство Софокла проявилось как в его умении организовать диалог персонажей, так и в выборе сюжетной линии. Софокл известен своей своеобразной драматической иронией - персонаж по авторскому замыслу сам не осознает истинного - скрытого - смысла произносимых им слов, в то время как его прекрасно понимают зрители. Из-за этого искусного "несоответствия" возникает психологическое напряжение - начало катарсиса. Особенно сильно этот эффект проявляется в трагедии "Эдип-царь". Софоклом восхищается Аристотель в "Поэтике" и говорит, что его персонажи очень похожи на реальных людей, только лучше их. По мнению Аристотеля, Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какие они есть на самом деле.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. драматург, автор трагедий. Происх. из семьи богатого владельца оружейной мастерской в афин. пригороде Колоне. Получил прекрасное общее и худож. образование. Был близок с Периклом и людьми из его круга, в т. ч. с Геродотом и Фидием. Избирался на важные должности - хранителя казны Афинского морского союза (ок. 444), одного из стратегов (442). Особым гос. талантом С. не отличался, но в силу своей честности и порядочности пользовался всю жизнь глубоким уважением у соотечественников. Впервые С. принял участие., в состязании трагич. поэтов в 470; написал св. 120 драм, т. е. выступил со своими тетралогиями более 30 раз, одержав в общей сложности 24 победы и ни разу не спускаясь ниже 2-го места. До нас дошло целиком 7 трагедий, около половины сатировской драмы «Следопыты» и значит, число фр-тов, в т. ч. папирусных. Уцелевшие трагедии располагаются примерно в след, хронолог, порядке: «Аякс» (сер. 450-х), «Антигона» (442), «Трахинянки» (2-я пол. 30-х), «Царь Эдип» (429 - 425), «Электра» (420 -410-е), «Филоктет» (409), «Эдип в Колоне» (пост, посмертно в 401).
Твор-во С. отражает период высшего подъема афин. демократии, в к-рой прямое участие граждан в гос. управлении привело к невиданной до тех пор свободе личности, расцвету всех ее творч. возможностей. Вм. с тем полное высвобождение индивидуальности породило скептическое отношение к традиц. религии и нрав, заветам предков. Отсюда в трагедиях С. конфликт между свободой в своих решениях и берущей на себя полную ответственность за них личностью и некими объект., непостижимыми для людей законами мироздания. Восстановление нарушенных человеком в неведении нрав, норм происходит не без помощи богов, одн. прямого участия в развитии событий они не принимают, давая понять свою волю в пророчествах, допускающих ложную трактовку. В наиб, раннем из дошедших произв. С. - трагедии «Аякс» - герой, оскорбленный несправедливым решением ахейских вождей присудить доспехи убитого Ахилла Одиссею, принимает решение отмстить обидчикам, но в ослеплении ума, насланном на него Афиной, избивает стадо скота. Придя в себя и видя несовместимость совершенного им с репутацией благородного героя, Аякс кончает жизнь самоубийством. Точно так же жена Геракла Деянира («Трахинянки»), желая вернуть себе любовь мужа, прибегает к приворотному зелью, к-рое оказывается смертельным ядом. Узнав о непоправимости совершенного, Деянира предпочитает расстаться с жизнью. Ограниченность челов. знания становится причиной трагич. саморазоблачения героя в «Царе Эдипе». За 20 лет до начала событий, происходящих в трагедии, Эдип в неведении убил своего отца, фиван. царя Лаия, и стал мужем овдовевшей царицы, своей матери. Завязку действию дает моровая язва, насланная богами на Фивы: чтобы избавиться от нее, надо изгнать живущего на фиван. земле убийцу Лаия. Настойчиво расследуя давнее происшествие, Эдип, несмотря на сопротивление окружающих, раскрывает свои невольные ужасные деяния. Т. о., трагедия С. посвящена не изобр. того, как осуществились некогда полученные Эдипом прорицания, а неустанному поиску героем истины. Убедившись в ходе «трагического анализа» в совершенных по неведению преступлениях, Эдип ослепляет себя, считая это большим наказанием, чем смерть. Другой характер носит конфликт в «Антигоне», где юная героиня, дочь Эдипа, пренебрегая указом нового царя Креонта, хоронит своего брата Полиника, погибшего в междоусобной схватке сыновей Эдипа. Свое неповиновение царской воле Антигона объясняет тем, что соблюдение нрав, долга перед покойным братом диктуется ей вечным божеств, законом., к-рого не может поколебать никакой людской произвол. Напротив, Креонт, наделенный у С. типич. чертами тирана, считает свою волю более авторитетной, чем божеств, заповеди, и терпит крушение, теряя единств, сына и жену. К этим последствиям приводит его героич. бескомпромиссность Антигоны, готовой скорее умереть, чем изменить родств. долгу. Оба участника конфликта представляют собой воплощение положения, выдвинутого Протаго-ром о человеке как «мере всех вещей». Одн. Креонт явно переоценивает свои возможности, навлекая на город негодование богов, в то время как Антигона отвечает истинному представлению о человеке, измеряющем свое поведение верностью нравственному долгу, даже если это ведет к его гибели. Образ Антигоны в наибол. мере отвечает высказыванию С. о том, что он изображал человека «каким тот должен быть».
Падение общественной морали в годы Пелопоннесской войны заставляет С. смягчить нрав, проблематику поздн. трагедий. Их герои по-прежнему верны однажды принятому решению, но его осуществление, как правило, лишено трагич. содержания. Электра (одноим. трагедия) лелеет мысль о мести убийцам своего отца Агамемнона и готова даже свершить кару одна, когда до нее доходит известие о смерти брата. Одн., как только сообщение оказывается ложным, Электра без малейших колебаний присоединяется к брату в осуществлении мести. Гл. в ее образе - не вопрос о справедливости отмщения, а глубина страдания в одиночестве, для показа к-рого С. находит яркие краски. Престарелый Эдип, герой трагедии «Эдип в Колоне», находит убедительные слова для самооправдания, в то время как Эдип-царь в ранней трагедии брал на себя ответственность за поступки, оказавшиеся преступными помимо его намерения. Более сложная проблема возникает в «Филоктете». Гл. герой, оставленный еще до начала Троянской войны ахейскими вождями из-за тяжелой болезни на безлюдном о-ве, теперь нужен грекам, чтобы одержать победу. По плану Одиссея юный Неоптолем должен привезти Филоктета под Трою, пустив в ход обман, тун. честный Неоптолем при виде приступа болезни у страдальца отказывается от коварного плана, и перед ним возникает дилемма: остаться верным своей благородной природе или исполнить приказ ахейских вождей, изменив своим нрав, принципам. Возникшее противоречие разрешает появившийся в кач-ве «деус экс махина» Геракл, к-рый передает Филоктету волю богов: герой должен поехать под Трою, получить там исцеление и внести свой вклад в победу греков. Так решение конфликта между долгом благородного человека и обществ, пользой изымается из сферы деятельности людей и переносится на божеств, уровень - верный признак того, что в реальной жизни С. не видел средств для преодоления противоречия. Яркой обрисовке трагич. ситуации, характеристике вовлеченных в нее персонажей послужило увеличение С. числа актеров до 3. Повысив значение речевых сцен, С. соотв. сократил роль хора, хотя и увеличил число хоревтов до 15. С. приписывают также введение декоративной живописи. Его трагедии пользовались успехом и после смерти поэта, неоднократно возобновлялись и усиленно читались вплоть до самого конца античности, о чем говорит бол. число папирусов с отрывками из его драм., в т. ч. и не дошедших.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 496 - 406 до н.э.)
греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441-440 гг. - стратегом. Годы зрелости С. относятся к эпохе расцвета афинской рабовладельческой демократии. Вначале он примыкал к вождю аристократической партии Кимону, но, сблизившись с Периклом, стал разделять его взгляды.
С. приписывали свыше ста драматических произведений (трагедий и сатирических драм), однако полностью сохранилось только семь: «Электра», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Филоктет», «Трахинянки» и «Аякс»; кроме того, до наших дней дошел большой отрывок драмы «Следопыты». Особой известностью пользовалась и пользуется трагедия «Царь Эдип». В творчестве С. нашли свое отражение черты полисной идеологии: патриотизм, сознание общественного долга, вера в силу человека. После смерти драматурга его чтили наравне с Гомером и Эсхилом; сорок лет спустя афинский оратор Ликург провел закон о сооружении бронзовой статуи Софокла и о хранении выверенных текстов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида в общественном месте (актерам запрещалось отступать от них при исполнении произведений драматургов).
Софокл. Трагедии / Пер. С.В. Шервинского, под ред. Ф.А. Петровского. М., 1958; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 108-137; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 353-376; Радциг С.И. К вопросу о мировоззрении Софокла // ВДИ. 1957. № 4; Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: "Аякс", "Антигона", "Эдип-царь", "Трахинянки", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колоне" и фрагмент сатировских драм "Следопыты" и "Похищение коров мальчиком Гермесом". Софокл был новатором: он не всегда следовал классической форме трилогии и ввел на сцену третьего актера. Мастерство Софокла проявилось как в его умении организовать диалог персонажей, так и в выборе сюжетной линии. Софокл известен своей своеобразной драматической иронией - персонаж по авторскому замыслу сам не осознает истинного - скрытого - смысла произносимых им слов, в то время как его прекрасно понимают зрители. Из-за этого искусного "несоответствия" возникает психологическое напряжение - начало катарсиса. Особенно сильно этот эффект проявляется в трагедии "Эдип-царь". Софоклом восхищается Аристотель в "Поэтике" и говорит, что его персонажи очень похожи на реальных людей, только лучше их. По мнению Аристотеля, Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какие они есть на самом деле.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. драматург, автор трагедий. Происх. из семьи богатого владельца оружейной мастерской в афин. пригороде Колоне. Получил прекрасное общее и худож. образование. Был близок с Периклом и людьми из его круга, в т. ч. с Геродотом и Фидием. Избирался на важные должности - хранителя казны Афинского морского союза (ок. 444), одного из стратегов (442). Особым гос. талантом С. не отличался, но в силу своей честности и порядочности пользовался всю жизнь глубоким уважением у соотечественников. Впервые С. принял участие., в состязании трагич. поэтов в 470; написал св. 120 драм, т. е. выступил со своими тетралогиями более 30 раз, одержав в общей сложности 24 победы и ни разу не спускаясь ниже 2-го места. До нас дошло целиком 7 трагедий, около половины сатировской драмы «Следопыты» и значит, число фр-тов, в т. ч. папирусных. Уцелевшие трагедии располагаются примерно в след, хронолог, порядке: «Аякс» (сер. 450-х), «Антигона» (442), «Трахинянки» (2-я пол. 30-х), «Царь Эдип» (429 - 425), «Электра» (420 -410-е), «Филоктет» (409), «Эдип в Колоне» (пост, посмертно в 401).
Твор-во С. отражает период высшего подъема афин. демократии, в к-рой прямое участие граждан в гос. управлении привело к невиданной до тех пор свободе личности, расцвету всех ее творч. возможностей. Вм. с тем полное высвобождение индивидуальности породило скептическое отношение к традиц. религии и нрав, заветам предков. Отсюда в трагедиях С. конфликт между свободой в своих решениях и берущей на себя полную ответственность за них личностью и некими объект., непостижимыми для людей законами мироздания. Восстановление нарушенных человеком в неведении нрав, норм происходит не без помощи богов, одн. прямого участия в развитии событий они не принимают, давая понять свою волю в пророчествах, допускающих ложную трактовку. В наиб, раннем из дошедших произв. С. - трагедии «Аякс» - герой, оскорбленный несправедливым решением ахейских вождей присудить доспехи убитого Ахилла Одиссею, принимает решение отмстить обидчикам, но в ослеплении ума, насланном на него Афиной, избивает стадо скота. Придя в себя и видя несовместимость совершенного им с репутацией благородного героя, Аякс кончает жизнь самоубийством. Точно так же жена Геракла Деянира («Трахинянки»), желая вернуть себе любовь мужа, прибегает к приворотному зелью, к-рое оказывается смертельным ядом. Узнав о непоправимости совершенного, Деянира предпочитает расстаться с жизнью. Ограниченность челов. знания становится причиной трагич. саморазоблачения героя в «Царе Эдипе». За 20 лет до начала событий, происходящих в трагедии, Эдип в неведении убил своего отца, фиван. царя Лаия, и стал мужем овдовевшей царицы, своей матери. Завязку действию дает моровая язва, насланная богами на Фивы: чтобы избавиться от нее, надо изгнать живущего на фиван. земле убийцу Лаия. Настойчиво расследуя давнее происшествие, Эдип, несмотря на сопротивление окружающих, раскрывает свои невольные ужасные деяния. Т. о., трагедия С. посвящена не изобр. того, как осуществились некогда полученные Эдипом прорицания, а неустанному поиску героем истины. Убедившись в ходе «трагического анализа» в совершенных по неведению преступлениях, Эдип ослепляет себя, считая это большим наказанием, чем смерть. Другой характер носит конфликт в «Антигоне», где юная героиня, дочь Эдипа, пренебрегая указом нового царя Креонта, хоронит своего брата Полиника, погибшего в междоусобной схватке сыновей Эдипа. Свое неповиновение царской воле Антигона объясняет тем, что соблюдение нрав, долга перед покойным братом диктуется ей вечным божеств, законом., к-рого не может поколебать никакой людской произвол. Напротив, Креонт, наделенный у С. типич. чертами тирана, считает свою волю более авторитетной, чем божеств, заповеди, и терпит крушение, теряя единств, сына и жену. К этим последствиям приводит его героич. бескомпромиссность Антигоны, готовой скорее умереть, чем изменить родств. долгу. Оба участника конфликта представляют собой воплощение положения, выдвинутого Протаго-ром о человеке как «мере всех вещей». Одн. Креонт явно переоценивает свои возможности, навлекая на город негодование богов, в то время как Антигона отвечает истинному представлению о человеке, измеряющем свое поведение верностью нравственному долгу, даже если это ведет к его гибели. Образ Антигоны в наибол. мере отвечает высказыванию С. о том, что он изображал человека «каким тот должен быть».
Падение общественной морали в годы Пелопоннесской войны заставляет С. смягчить нрав, проблематику поздн. трагедий. Их герои по-прежнему верны однажды принятому решению, но его осуществление, как правило, лишено трагич. содержания. Электра (одноим. трагедия) лелеет мысль о мести убийцам своего отца Агамемнона и готова даже свершить кару одна, когда до нее доходит известие о смерти брата. Одн., как только сообщение оказывается ложным, Электра без малейших колебаний присоединяется к брату в осуществлении мести. Гл. в ее образе - не вопрос о справедливости отмщения, а глубина страдания в одиночестве, для показа к-рого С. находит яркие краски. Престарелый Эдип, герой трагедии «Эдип в Колоне», находит убедительные слова для самооправдания, в то время как Эдип-царь в ранней трагедии брал на себя ответственность за поступки, оказавшиеся преступными помимо его намерения. Более сложная проблема возникает в «Филоктете». Гл. герой, оставленный еще до начала Троянской войны ахейскими вождями из-за тяжелой болезни на безлюдном о-ве, теперь нужен грекам, чтобы одержать победу. По плану Одиссея юный Неоптолем должен привезти Филоктета под Трою, пустив в ход обман, тун. честный Неоптолем при виде приступа болезни у страдальца отказывается от коварного плана, и перед ним возникает дилемма: остаться верным своей благородной природе или исполнить приказ ахейских вождей, изменив своим нрав, принципам. Возникшее противоречие разрешает появившийся в кач-ве «деус экс махина» Геракл, к-рый передает Филоктету волю богов: герой должен поехать под Трою, получить там исцеление и внести свой вклад в победу греков. Так решение конфликта между долгом благородного человека и обществ, пользой изымается из сферы деятельности людей и переносится на божеств, уровень - верный признак того, что в реальной жизни С. не видел средств для преодоления противоречия. Яркой обрисовке трагич. ситуации, характеристике вовлеченных в нее персонажей послужило увеличение С. числа актеров до 3. Повысив значение речевых сцен, С. соотв. сократил роль хора, хотя и увеличил число хоревтов до 15. С. приписывают также введение декоративной живописи. Его трагедии пользовались успехом и после смерти поэта, неоднократно возобновлялись и усиленно читались вплоть до самого конца античности, о чем говорит бол. число папирусов с отрывками из его драм., в т. ч. и не дошедших.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
СОФОКЛ
• Soph?cles,
?????????,
1. трагик, афинянин, родился в демосе Колоне, вероятно, в 497 г. (а не в 495 г.) до Р. X. Отец его назывался Софил (или, вернее, Софилл), был человек зажиточный и состоятельный, имевший оружейную фабрику, на которой работали рабы. Благодаря ему С. тщательно изучил музыку — учителем его был Лампр, знаменитый мастер своего дела — и гимнастическое искусство. Рассказывают, что С. на 17-м году жизни был в числе афинских юношей, которые после выигранного морского сражения при острове Саламин исполняли хоровую пляску и торжественное пение в честь победы (в то время как Эсхил находился в числе сражавшихся, а Еврипид родился в день сражения; в действительности же Еврипид, кажется, родился уже в 485 г.). О подробностях жизни С. и дальнейшем развитии с этих пор до появления его трагедий на сцене ничего не известно. Краткая заметка позднейшего биографа, в которой говорится, что он изучал трагедию у Эсхила, имеет только тот смысл, что С. по отношению к своему предшественнику был его учеником, т. к. тот, без сомнения, проложил ему путь и доставил художественные средства к достижению совершенства в драматической поэзии. С этим своим предшественником он вступил, как говорят, на 28-м году жизни в состязание постановкой своей пьесы или дидаскалии и при весьма памятных обстоятельствах одержал первую победу; Эсхил будто с досады от такого поражения и унижения удалился в Сицилию (Plut. Cim. 8). К этой дидаскалии, кажется, принадлежала утраченная трагедия «Триптолем». Однако весь этот рассказ страдает такими хронологическими промахами и такой невероятностью по существу дела, что едва ли можно придать ему историческое значение. С. у своих сограждан пользовался, без сомнения, большим почетом и расположением; его поэзия наверно считалась самым чистым и искренним выражением аттического образования. На это указывает и то обстоятельство, что на 54 году жизни ол. 84,3 после представления «Антигоны» он вместе с Периклом был избран на следующий год в полководцы против самосцев и несколько лет спустя занимал должность председателя заведующих союзной казной (????????????, Эллинотамии). О позднейших годах его жизни у нас нет никаких известий; предание сохранило только один случай из его домашней жизни, С., еще не остывшего к радостям жизни, пленила любовь к гетере Феориде. Сын ее Аристон был отцом С. Младшего, который приобрел себе славу как постановкой своих драм, так впоследствии драм и знаменитого С. Рассказывают, что к нему С. питал большое расположение, нежели к своему законному сыну Иофонту, поэту менее ценимому, и вследствие этого был вовлечен в тяжбу с Иофонтом, предъявлявшим против него иск в суд фратрий. Обвинение выставляло на вид, что он выжил из ума и не способен управлять своим домашним хозяйством, и потому от него требовали выдачи имущества. Как бы в ответ на это обвинение С. прочитал перед судьями своего «Эдипа в Колоне» или хор из него, относящийся к Афинам, и этим не только достиг своего оправдания, но, кроме того, удостоился еще чествования со стороны судей. Хотя многие писатели, в том числе и Цицерон (Cat. mai. 7), передают этот случай, все-таки он подлежит большому сомнению, и весь этот рассказ следует принимать за веселую выдумку комика, который, представляя этот процесс на сцене, думал было подтрунить над вялым и скучным Иофонтом. С. умер незадолго до окончания Пелопоннесской войны, на 91 году от рождения, в 3 году 93 ол., т. е. в 406 или в начале 405 г. до Р. X., скоро после смерти Еврипида. О его смерти существуют различные известия. По одному, он умер будто бы от радости по поводу одержанной им победы в трагическом состязании (что очень невероятно), по другому, при чтении «Антигоны», наконец, по третьему, он подавился виноградной ягодой. После смерти С. афиняне учредили в честь его культ, почитая его как героя под именем Дексиона, т. к. он принял к себе в дом бога Асклепия: они соорудили ему святилище и постановили приносить ежегодную жертву. О его погребении впоследствии распространился прекрасный миф, который, правда, грешит против летосчисления. На его могиле стояла сирена или ласточка, символы чарующей прелести поэзии; а сын его Иофонт, говорят, воздвиг ему статую. Впоследствии оратор Ликург побудил афинян поставить в афинском театре за государственный счет изображения трех трагиков: Эсхила, С. и Еврипида — и в публичном месте хранить тщательно составленные копии их трагедий. Еще до нашего времени сохранились два бюста С. и также прекрасная мраморная статуя (может быть, копия со статуи, поставленной в афинском театре); эпиграммы, посвященные ему, помещены в антологии. С. довел до совершенства аттическую трагедию, в чем нет разногласия ни в древнее, ни в последнее время. В суждениях о нем древних выражается величайшее удивление и благоговение к нему; это видно, между прочим, из многих дошедших до нас известий о том, что он за свои трагедии часто (20 раз, по другим, 24) получал первую награду, часто также вторую, но никогда третьей. Поэт в своих произведениях рельефно изображает мысли и воззрения своих современников, которые как в художествах, так и в политике переходили от строгой, но освященной древностью симметрии и тяжелой массивности к тонкой изящности, прелестной группировке и грациозному достоинству. Художество и прогресс С., в сравнении с Эсхилом, состоит главным образом в органическом развитии драмы, и именно в том, что в драме ясно и определенно представляются внутренние мотивы действующих лиц. Этическое изложение Эсхила у него сменилось строгим драматическим планом; действующие силы и душевные побудительные причины более тесно связаны между собой, действующие лица играют более дружно и направляются к ясно определенной цели, между тем как Эсхил не отклонялся от эпической манеры и характеристики и не чувствовал потребности выставлять внутренний духовный мир, выражающийся в стремлениях, противоречиях и столкновениях характеров. Для проведения этого нового, более драматического принципа С., естественно, имел очень важное значение введенный им третий актер; может быть, даже это нововведение было последствием того, что он понял и осознал, что идет по новоизбранному им пути, см. Tragoedia, Трагедия. Применением этого третьего актера С. был в состоянии создавать гораздо более разнообразные и выразительные характеры, чем Эсхил. Мы встречаем у него резко очерченные индивидуальности, значение которых он имеет увеличивать строго рассчитанными контрастами. Лица, как Хрисофемида рядом с Электрой, Исмена с Антигоной, которые увеличивают силу главного действующего лица контрастом нежной женской натуры, могли явиться после введения тритагониста. Характеры С. вообще сходятся с Эсхиловыми в общем понятии идеальности, между тем как Еврипид в этом отступает от них; однако его характеры имеют еще лично ему свойственное, почерпнутое из многостороннего опыта содержание, и хотя они у него все еще остаются символами понятий о добродетелях, без более глубокого развития личности, но все-таки жизненно выражаются в разнообразных, тонких чертах; а контрастами, которые они сами из себя производят и направляют друг против друга, придается им жизнь и индивидуальность. Также и ход действия в его трагедиях более художественнее придуман, и развязка более старательно подготовлена, чем в любой трагедии Эсхила; он умеет сделать более сносным страшный исход действия продолжительным подготовлением к нему и разнообразными перипетиями. Хор С. совершенно отделил от лиц драмы и сделал его зрителем, по возможности не причастным и не прикосновенным к контрастам действия, так что он представляет собой абстрактный образ общины и народного нравственного сознания, которое сохраняет равновесие среди всех противоречивых действий. Языку своему и речи С. предавал прелесть и тонкость тем, что он прежде всего избегал тяжеловатости и соединенной с ней темноты Эсхиловой речи и точнее понимал внутреннее взаимное отношение мыслей, их зависимость друг от друга и выражал с помощью синтаксических соединений. О нововведении и изменении существовавшего до него способа постановки трагедий, который приписывает ему Свида и по которому он установил ?????? ???? ?????? ????????????, ?????? ??? ???????????, см. Tetralogia, Тетралогия. С. был одним из самых плодовитых трагиков. По достоверным известиям, он оставил 123 или даже 130 пьес; нам несомненно известны по их заглавиям по крайней мере 70-72 трагедии и, кроме того, приблизительно 18 сатирических драм. Кроме этого, приводятся еще несколько мелких стихотворений, пеаны и одно сочинение в прозе о хоре, направленное против Феспида и Хэрилла. Но дошло до нас всего только семь полных трагедий (????????, ????????? ????????, ???????, ?????????, ?´???, ?????????? и ????????? ????? ???????), а от остальных порядочное число отрывков (лучше всего у Nauck´a, в его trag. Graec. fragm., p. 103 слл.). Материал для своих трагедий он заимствовал из эпического цикла, аргивских мифов, героических сказаний, преимущественно из мифа об аргонавтах, а иногда из патриотизма пользовался аттическими сказаниями. Только относительно двух пьес нам известно время постановки: Антигона была поставлена на сцену ол. 84,3 или в 442 г. до Р. X., а Филоктет ол. 92,3 или в 410 г. до Р. X.;
2. афинский полководец, в 425 г. до Р. X. вместе с Евримедонтом начальник афинского флота, помог в Керкире довершить победу над демократической партией (Thuc. 4, 3. 46), позднее был сослан (там же 4, 65). Diod. Sic. 12, 54.