СОФРОНОВ Пимен Максимович
СОФРОНОВ Пимен Максимович
9.09.1898 (дер. Тихотка Псковской губ., ныне Эстония) — 16.05.1973 (Мелвилл, Лонг-Айленд, США). Иконописец. Из семьи крестьян-старообрядцев поморского согласия. В 12 лет поступил в иконописную мастерскую Г. Е. Фролова при старообрядческой молельне в деревне Раюши на Чудском озере. Пробыл при учителе 17 лет, считался его лучшим учеником. Участвовал в росписи храма в Раюшах. В 1928-31 работал в Риге в собственной мастерской при старообрядческом обществе «Гребенщиковское училище». Вел уроки иконописи в Кружке ревнителей русской старины, возглавлявшемся старообрядцем И. Н. Заволоко. На выставке кружка (1929) была показана его большая икона «Нерукотворный образ» и другие работы. Эпизодически обращался к светской живописи, исполнил портреты А. С. Пушкина и И. А. Крылова. В 1931 по приглашению парижского общества «Икона» принял участие в работе Международного съезда ученых-иконописцев. Реставрировал старинные иконы в католическом монастыре в Амэ близ Намюра (Бельгия), написал икону Богоматери. В 1932 по приглашению Семинара им. Н. П. Кондакова приехал в Прагу для организации курсов иконописи. Переехал в Париж, вместе с П. А. Федоровым, Г. В. Морозовым и другими участвовал в создании иконописной артели при обществе «Икона». Весной 1934 по приглашению короля Александра I приехал в Югославию для росписи дворцовой церкви и возглавил созданную при содействии Синода Сербской православной церкви трехгодичную иконописную школу в монастыре в Раковицах. Школа работала с 1934 по 1937; в ней прошли подготовку около 20 учеников, в том числе будущие иерархи Русской зарубежной церкви епископ Иоанн Эстонский и митрополит Антоний (Барташевнч) Женевский и Западно-Европейский. В 1937-39 жил в Белграде. Писал иконы по заказам Церкви и частных лиц. В мае 1939 приехал в Ватикан для участия во Всемирной выставке христианского искусства. Написал более 50 икон для пятиярусного иконостаса храма, предназначенного для православных служб. Несколько лет работал в Риме как иконописец и реставратор. В 1941 провел персональную выставку в Восточном институте Ватикана; работы с нее были приобретены музеями Ватикана. В 1947 переехал в США и поселился в Мелвилле на Лонг-Айленде. Писал иконы, расписывал церкви в Мелвилле, Ансонии, Бруклине, Вайнланде, Си-Клиффе, Сиракьюсе, Трентоне. Провел несколько персональных выставок, в том числе в СанФранциско ( 1966) и Лос-Анджелесе ( 1967), выступал с лекциями по вопросам иконописи. В 1968 побывал в СССР, посетил Москву, Ленинград, Ригу и Таллин. Собирал старописные и старопечатные книги, старинные бронзовые кресты. В последние месяцы жизни работал над миниатюрным портретом протопопа Аввакума для его «Жития». Готовил книгу о своем творчестве. Похоронен в Мелвилле, близ расписанного им старообрядческого храма св. Николы.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
СОФРОНОВ Пимен Максимович
(4 сент. 1898, дер. Тихотка в Причудье, зап. берег Чудского оз. - 16 мая 1973, Милвилл, шт. Нью-Джерси) — иконописец, изограф. Род. в семье старообрядца, малоземельного крестьянина. После 1920 зап. берег Чудского оз. вошёл в состав Эстонской республики. На побережье были ещё и др. старообрядч. деревни: Чёрный Посад и Раюши. Кроме сельского хоз-ва отец занимался извозом и рыбной ловлей. Уходя от притеснений, старообрядцы поселились в этой местности ещё во времена патриарха Никона (сер. XVII в.) и стали известны как поморцы или поморы. В возрасте четырёх лет осиротел. В школе проявлял способности к рис., и мать отдала С. в ученики к известному иконописцу Гавриилу Ефимовичу Фролову, писавшему иконы немеркнувшими яичными красками в новгородско-псковском стиле. Фролов строго придерживался иконописной традиции, всего уклада старообрядч. жизни, а также правил письма одежды и украшений, репродукции которых публиковались в старообрядч. журнале «Родная Старина» (Рига). С. оказался столь способным и талантливым, что Фролов предложил ему работать у него на жалованьи. Вместе они писали иконы для иконостасов, расписывали церкви в разных городах и реставрировали старинные иконы. С образованием независимой Эстонии, захватившей рус. Причудье, и захвата власти в России большевиками у иконописцев появились трудности с поиском заказчиков. С. пришлось искать занятие в др. странах. По приглашению староверч. кружка ревнителей старины работал в Латвии. В рижской старообрядч. общине, известной как Гребенщиковская, познакомился со многими иконами XVI столетия, стиль письма которых оказал сильное влияние на его последующее творч. В 1931 приглашён в Париж рук. курсами древнерус. живописи, организованными об-вом «Икона». После выставки работ курсантов работал и преподавал в Бельгии, Чехословакии и в Югославии. В Югославии, с благословения патриарха Сербской Церкви Варнавы, организовал школу иконописи, которой рук. 3 года. Затем последовало приглашение в Рим, где С. должен был написать 56 икон для пятиярусного иконостаса, который предполагалось разместить в часовне на Всемирной выставке в 1942. Однако из-за военных действий выставка не состоялась, и работы С. оказались помещены в Восточ. ин-т и в Академию Грегориано Ватикана. После оконч. войны не подлежал насильственной репатриации как все русские, бывшие гражданами СССР, решил не возвращаться на родину, попавшую под власть безбожников.
В 1947 по приглашению епископа Виталия (Максименко) приехал по туристич. визе в США. В Америке стал получать многоч. заказы по росписи церквей, но вскоре виза С. истекла, потребовались сложные хлопоты для получения права на постоянное жительство. Для этого потребовался особый закон, проведённый в пользу С. в Палате представителей. Поселился в Милвилле, где существует старообрядч. община. Здесь С. купил дом, оборудовал мастерскую и собрал библиотеку древних книг, включая первопечатный «Апостол» Ивана Фёдорова, Острожскую Библию, Триадь постную, рукописную Библию и много старинных муз. вещей. Творч. С. достигло расцвета в США, в заказах мастер не имел недостатка. Роспись стен одного храма обычно занимала около двух лет. Расписывал храмы разных юрисдикций — РПЦЗ, ПЦА и старообрядческие. В 1953-55 расписал стены храма св. Петра и Павла в Сиракузах (шт. Нью-Йорк); в 1955-57 — стены и иконостас во Владимирской церкви в Трентоне (шт. Нью- Джерси); в 1958-60— стены храма Св. Троицы в Бруклине (Нью-Йорк); в 1960-62 написал фрески и иконы для иконостаса в храме Трёх Святителей в Ансонии (шт. Коннектикут). Последнее расценивается как лучшее из того, что создано в США религиозным эмигрантским искусством. Украсил своей росписью старообрядч. храм св. Николая в Милвилле и усыпальницу архиепископа Иоанна (Максимовича). В июле 1965 в Сан-Франциско Об-вом ревнителей рус. православной старины под рук. С. были открыты курсы с целью возрождения искусства древнерус. иконописи, как величайшего проявления человеческой культуры и духа. Помимо росписи церквей с большим успехом устраивал выставки своих икон в Сан- Франциско, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке (в музее Николая Рериха) и в Майами. За своё творч. в обл. возрождения византийской живописи награждён в 1952 греч. орденом Св. Дионисия. В нач. творч. пути написал несколько портретов, включая портреты А.С. Пушкина, И.А. Крылова и картин из мирской жизни. Но потом сосредоточился исключительно на иконописи, требовавшей определенной дух. сосредоточённости и подготовки к выполнению каждого образа. Каждый образ святого должен был обладать дух., безгрешным обликом и не иметь явно выраженных телесных форм. Творч. С. известно во многих странах, как среди православных, так и инославных. С. заслуженно считается самым выдающимся рус., из всего славянского мира, иконописцем XX столетия, сохранившим технику и стиль древнерус. письма, унаследованного от Византии. Произведения С. изуч. специалистами-искусствоведами и богословами. В Болгарии существуют иконописные школы имени Пимена С. Последователь иконописцев, писавших в псковском стиле XVI столетия, преподанном ему еще его учителем Гавриилом Фроловым, С. известен среди знатоков, таких как Вяч. Завалишин, живостью своей композиции и сочетанием канона с расширением тематики, преображением дух. и творч. опыта др. древних иконописных школ, помимо Псковской. Незадолго до кончины С. ныне покойные Вяч. Завалишин и проф. Б.Г. Унбегаун предполагали издать сб., посвящённый творч. великого мастера.
Похоронен на старообрядч. кладбище позади храма св. Николая в Милвилле. Ист. АА. Данилов Ф. Изограф из Тихотки (рукопись), 1991. 10 с.; Czap Ivan Michaelson. Imopressions of the Icons of Pimen Sofronov // Icon Society of America. 2p.
Лит. Завалишин Вяч. Выставка икон в Фор- дэмском ун-те// НРС. 1967. 8 июня; Его же. Иконник из Причудья// Там же. 1972. 3 дек.; Его же. Лучший иконописец нашего времени: // Рус. возрождение (Нью-Йорк - Париж - Москва). 1980. № 12. С. 177-190;Я.£.С. Открытие курсов иконописи // РЖ. 1965. 31 июля; Несго- воров А. {Александров Е.А.) Пимен Максимович Sofronov// РА. 1997. №21. С. 144-148 (With English summary); Шаталов В. В гостях у Со- фронова //НРС. 1973.22 марта;KamowN. Pimen Sofronow: Master iconographer // The Russian Orthodox Journal. 1973. Sept. P. 14-15.
В 1947 по приглашению епископа Виталия (Максименко) приехал по туристич. визе в США. В Америке стал получать многоч. заказы по росписи церквей, но вскоре виза С. истекла, потребовались сложные хлопоты для получения права на постоянное жительство. Для этого потребовался особый закон, проведённый в пользу С. в Палате представителей. Поселился в Милвилле, где существует старообрядч. община. Здесь С. купил дом, оборудовал мастерскую и собрал библиотеку древних книг, включая первопечатный «Апостол» Ивана Фёдорова, Острожскую Библию, Триадь постную, рукописную Библию и много старинных муз. вещей. Творч. С. достигло расцвета в США, в заказах мастер не имел недостатка. Роспись стен одного храма обычно занимала около двух лет. Расписывал храмы разных юрисдикций — РПЦЗ, ПЦА и старообрядческие. В 1953-55 расписал стены храма св. Петра и Павла в Сиракузах (шт. Нью-Йорк); в 1955-57 — стены и иконостас во Владимирской церкви в Трентоне (шт. Нью- Джерси); в 1958-60— стены храма Св. Троицы в Бруклине (Нью-Йорк); в 1960-62 написал фрески и иконы для иконостаса в храме Трёх Святителей в Ансонии (шт. Коннектикут). Последнее расценивается как лучшее из того, что создано в США религиозным эмигрантским искусством. Украсил своей росписью старообрядч. храм св. Николая в Милвилле и усыпальницу архиепископа Иоанна (Максимовича). В июле 1965 в Сан-Франциско Об-вом ревнителей рус. православной старины под рук. С. были открыты курсы с целью возрождения искусства древнерус. иконописи, как величайшего проявления человеческой культуры и духа. Помимо росписи церквей с большим успехом устраивал выставки своих икон в Сан- Франциско, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке (в музее Николая Рериха) и в Майами. За своё творч. в обл. возрождения византийской живописи награждён в 1952 греч. орденом Св. Дионисия. В нач. творч. пути написал несколько портретов, включая портреты А.С. Пушкина, И.А. Крылова и картин из мирской жизни. Но потом сосредоточился исключительно на иконописи, требовавшей определенной дух. сосредоточённости и подготовки к выполнению каждого образа. Каждый образ святого должен был обладать дух., безгрешным обликом и не иметь явно выраженных телесных форм. Творч. С. известно во многих странах, как среди православных, так и инославных. С. заслуженно считается самым выдающимся рус., из всего славянского мира, иконописцем XX столетия, сохранившим технику и стиль древнерус. письма, унаследованного от Византии. Произведения С. изуч. специалистами-искусствоведами и богословами. В Болгарии существуют иконописные школы имени Пимена С. Последователь иконописцев, писавших в псковском стиле XVI столетия, преподанном ему еще его учителем Гавриилом Фроловым, С. известен среди знатоков, таких как Вяч. Завалишин, живостью своей композиции и сочетанием канона с расширением тематики, преображением дух. и творч. опыта др. древних иконописных школ, помимо Псковской. Незадолго до кончины С. ныне покойные Вяч. Завалишин и проф. Б.Г. Унбегаун предполагали издать сб., посвящённый творч. великого мастера.
Похоронен на старообрядч. кладбище позади храма св. Николая в Милвилле. Ист. АА. Данилов Ф. Изограф из Тихотки (рукопись), 1991. 10 с.; Czap Ivan Michaelson. Imopressions of the Icons of Pimen Sofronov // Icon Society of America. 2p.
Лит. Завалишин Вяч. Выставка икон в Фор- дэмском ун-те// НРС. 1967. 8 июня; Его же. Иконник из Причудья// Там же. 1972. 3 дек.; Его же. Лучший иконописец нашего времени: // Рус. возрождение (Нью-Йорк - Париж - Москва). 1980. № 12. С. 177-190;Я.£.С. Открытие курсов иконописи // РЖ. 1965. 31 июля; Несго- воров А. {Александров Е.А.) Пимен Максимович Sofronov// РА. 1997. №21. С. 144-148 (With English summary); Шаталов В. В гостях у Со- фронова //НРС. 1973.22 марта;KamowN. Pimen Sofronow: Master iconographer // The Russian Orthodox Journal. 1973. Sept. P. 14-15.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.