Сокальский Петр Петрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сокальский Петр Петрович
(1832–1887) - композитор, музыкальнообщественный деятель и фольклорист. Брат И.П. Сокальского. В 1852 окончил естественный факультет Харьк. университета. В 1856–1857 работал в русском консульстве в Нью-йорке. В 1858 поселился в Одессе, сотрудничал в газете «Одесский вестник», участвовал в работе Филармонического общества. В 1861– 1863, живя в Петербурге, выступал также как музыкальный критик. В 1864 организовал в Одессе Общество любителей музыки (впоследствии Одесское отделение Русского музыкального общества), выступал в прессе, читал публичные лекции. Отстаивал идеи реализма и народности в искусстве. Сочинения: оперы «Мазепа» (1859), «Майская ночь» (1863), «Осада Дубно» (1878); кантата «Пир Петра Великого» (1859), баллада «Слушай», ок. 40 пьес для фортепьяно; свыше 40 романсов, среди них на слова Т. Шевченко «Утоптала стежечку», «Полюбила молодого козака дівчина», «Єсть на світі доля»; сборник «Малороссийские и белорусские песни» (1903) и др. Автор капитального труда «Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки» (Х., 1888). «

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Сокальский Петр Петрович

Сокальский (Петр Петрович, 1830 - 1887) - литератор, композитор и исследователь русской народной песни. Окончив курс в Харьковском университете и получив степень магистра химии, писал в "Московских" и "Санкт-Петербургских Ведомостях" и "Голосе", издавал и редактировал "Одесский Вестник", помещал статьи по литературе и искусству в "Отечественных Записках", "Русской Мысли" и прочих. Написал оперы: "Мария" (или "Мазепа"), "Майская ночь", "Тарас Бульба" ("Осада Дубно"); первая осталась незаконченной. В шестидесятых годах С. читал лекции о музыке в Одесском филантропическом обществе, в которых намечены идеи о русской народной музыке, получившие полное развитие в его капитальном труде "Русская народная музыка" (Харьков, 1888). Из других музыкально-литературных трудов С. особого внимания заслуживают статьи: "Китайская гамма в русской народной музыке" ("Музыкальное Обозрение", 1885 - 86) и "О будущности русской музыки" ("Баян", 1889). Кантата С. "Пир Петра Великого" была премирована русским музыкальным обществом в Петербурге в 1860 г. Н. С.

Источник: Биографический словарь. 2008

Сокальский, Петр Петрович

(1830—1887) — литератор, композитор и исследователь русской народной песни. Окончив курс в Харьковском унив. и получив степень магистра химии, писал в "Московских" и "С.-Петербургских Ведомостях" и "Голосе", издавал и редактировал "Одесский Вестник", помещал статьи по литературе и искусству в "Отечеств. Записках", "Русской Мысли" и пр. Написал оперы: "Мария" (или "Мазепа"), "Майская ночь", "Тарас Бульба" ("Осада Дубно"); первая осталась незаконченной. В шестидесятых годах С. читал лекции о музыке в одесском филантропическом обществе, в которых намечены идеи о русской народной музыке, получившие полное развитие в его капитальном труде "Русская народная музыка" (Харьков, 1888). Из других музыкально-литературных трудов С. особого внимания заслуживают статьи: "Китайская гамма в русской народной музыке" ("Музыкальное Обозрение", 1885—86) и "О будущности русской музыки" ("Баян", 1889). Кантата С. "Пир Петра Великого" была премирована русским музыкальным обществом в Петербурге, в 1860 г.



Н. С.


{Брокгауз}





Сокальский, Петр Петрович


— род. 14 сентября 1832 в Харькове, ум. 30 марта 1887 в Одессе. Внук профессионального музыканта и дирижера и сын профессора харьковского университета, С. в 1847—52 учился в харьковском университете (естественный факультет) и в то же время занимался музыкой, учиться которой (фп.) стал рано. По окончании университета С. поступил преподавателем в екатеринославскую гимназию; в то же время он стал собирать народные песни. Получив степень магистра химии в Харькове в 1855, С. был затем домашним учителем, сотрудничал в журнале министерства государственных имуществ и других общих изданиях, три года состоял секретарем русского консульства в Нью-Йорке (1857—60; здесь С. сделал наброски своей первой оперы). С 1860 был помощником своего брата по редактированию "Одесского вестника", а в 1871—76 редактором его. Во время русско-турецкой войны С. находился на театре ее, но с 1878 отдался главным образом музыке. Плодотворная общественная и литературная деятельность С. была крайне разнообразна. Начиная с 1855 С. выступал в печати в качестве беллетриста, автора специальных статей по химии, сельскому хозяйству, экономическим вопросам, музыке и газетного корреспондента (из Америки, из Турции). Сторонник общественной самодеятельности, С. основал в Одессе несколько обществ, в том числе "Филармоническое" (1864), где читал лекции о музыке. Плод многолетних трудов С., капитальное исследование "Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и отличие ее от основ современной гармонической музыки" выпущено было в свет в Харькове 1888, после смерти С., братом покойного И. П. С. В сочинении этом, в своем роде единственном, С. устанавливает звукоряды, лежащие в основе народной русской песни (в разные эпохи ее развития), а также стремится выяснить — в связи с текстом — ее ритмическое построение. Из композиций С. крупнейшей является "Осада Дубно", опера в 4 д. с пролог. (либретто С. на сюжет "Тараса Бульбы"; клавираусц. напечат.); начата она 1876, изд. 1884 и нигде целиком не ставилась. Опера эта в музык. смысле широко задумана, но не выдержана; судя по ней С. талант далеко не заурядный, которому не хватало однако знаний и опыта, чтобы создать нечто действительно выдающееся. Кроме "Осады Дубно" изданы еще: "Славянский марш", "Священный благовест" для 4 голосов; "Песнь утопленницы" и, " Дума" (для 1 гол.); "О Rimembranza" и южно-славянская рапсодия "На берегах Дуная" (для фп.); несколько романсов, полек, вальсов и др. В 1903 вышел из печати посмертный сборник малорусских и белорусских народных песен в обработке С., с интересным (неоконченным) предисловием, где проводится мысль о допустимости и неизбежности авторского субъективизма при обработке народных песен. Написаны, но не изданы: оперы "Мазепа" (или "Мария"; не оконч.) и "Майская ночь", фортепианные пьесы, много хоров и 32 романса (для пения с фп.). Статьи С. по музыке печатались в "СПб. Ведомостях" (1863, №№ 1—31), "Времени" ("О музыке в России" 1862, март), сборнике "Из мира искусства и науки" ("О механизме музык. впечатлений"; 1887, выпуски 1 и 2) "Голосе", "Отечественных записках", "Русской Мысли", "Музыкальном обозрении" ("Китайская гамма в русской музыке", 1885, №№ 26—27) и "Баяне" ("Будущность русской музыки", №№ 15—18). Остались в рукописи "Основы музыкальной психологии" и "Лекции по истории музыки".


{Риман}





Сокальский, Петр Петрович


композитор и писатель, был после своего брата редактором-издателем "Одесского вестн."; † 30 марта 1887 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008