СОКОЛОВ Василий Викторович
СОКОЛОВ Василий Викторович
режиссер. Соколов родился (1933, с. Усть-Барга), вырос и работает в Хакасии. Впервые, по его словам, почувствовал неодолимую тягу к театру, сыграв десятиклассником в спектакле «Не все коту масленица» по А. Островскому. После окончания Минусинского культурно-просветительного училища руководил драматическими кружками. В 1964 г. поступил на заочное режиссерское отделение Театрального училища им. Б.В. Щукина. Диплом режиссера защитил постановкой спектакля по Т. Уильямсу (три одноактные пьесы) в Минусинском профессиональном театре, где и остался работать. Но вскоре ушел — не выдержал производственного режима, неминуемо приводившего к халтуре: за шесть месяцев работы на стационаре надо было выпускать по пять новых постановок. Некоторое время работал на Абаканском телевидении. Поиски занятия «по душе» привели в поселок Усть-Абакан (20 км от Абакана). Здесь С. возглавил драматический коллектив ДК гидролизного завода. Энергично взялся за дело. Добрал труппу и с размахом — привлек хоровой и хореографический коллективы — поставил «Власть тьмы» Л.Н. Толстого. На краевом смотре в Красноярске театр оказался среди победителей и вскоре получил звание «народный». Вдохновленный успехом, С. продолжал выпускать зрелищные, с большим количеством исполнителей постановки. В спектакле «В списках не значился» по Б. Васильеву использовал не только сцену, но и оркестровую яму большого зала ДК. В том же духе поставил «Солдатскую вдову» — популярную мелодраму Н. Анкилова. Этот спектакль С. специально привез в Красноярск, чтобы показать руководителям и коллегам по зональной лаборатории режиссеров любительских театров. Но вместо привычного одобрения подвергся жесткой критике за стремление выжать слезу, за шаблонные режиссерские приемы, за работу с актерами по принципу типажности и амплуа. С. воспринял критику болезненно. Взял отпуск. Проанализировав пройденный путь, понял, что надо делать выбор: либо работать в стиле «грубого» (по терминологии П. Брука) и популярного в провинции театра, либо следовать мхатовсковахтанговской школе, основы которой изучал в театральном училище. Поскольку именно режиссеры-педагоги ГИТИСа (ученики М.О. Кнебель) и Театрального училища им. Б.В. Щукина возглавляли лаборатории и семинары, в систему которых включился С., выбор был предопределен. В короткий срок со своими ближайшими помощниками, воспользовавшись ремонтом ДК, С. выгородил в его пределах и оборудовал камерный театр на 80 мест. Переход на малую сцену, в условия камерного театра, сопровождался коренным пересмотром взглядов на сценическое творчество, отношения в системе режиссер — актер — зритель. Поставленный здесь «Последний срок» по повести В. Распутина сделал С. и его актеров героями Всесоюзного фестиваля народного творчества 1977 г. «Подлинным открытием» назвала спектакль устьабаканцев рецензент «Советской культуры» Н. Русакова: «Сцены не было — актеры играли в той же плоскости, в которой находились зрители. Впрочем, зрителями-то мы себя не чувствовали, скорее участниками — соседями, односельчанами, которые зашли в этот дом, присели на лавку у порога и стали невольными свидетелями трагедии. Это был как раз тот случай, когда искусство заставляет повернуть взгляд в глубь своей души» (1). В «Последнем сроке» С. проникновенно и достоверно воплотил мудрость и человечность уходившего в небытие традиционного крестьянского — нрав-ственного христианского уклада. В спектакле переплетались мотивы прощания, ностальгии и надежды на способность человека хоть что-то удержать в своей душе из духовного наследия предков. Режиссер апеллировал к генетической памяти, будил ее, пытался восстановить рвавшуюся на глазах связь времен. В дальнейшем С. сделал ставку на молодежь, на студийные методы работы. Поставил «Две стрелы» А. Володина, пытался вместе с актерами, коллективно, методом этюдной разработки текста инсценировать «Прощай, Гюльсары» Ч. Айтматова. Чувствуя, что его новое направление все больше расходится с ожиданиями и предпочтениями поселковой театральной публики, С. покинул Усть-Абакан и налаженный быт. В начале 1980-х в Абакане, на базе Педагогического института он создал студенческий театр «Рампа». В 1988 г. его новый театр с «Гамлетом» В. Шекспира стал лауреатом II Всесоюзного фестиваля народного творчества. С. выстроил современное театральное зрелище на основе архетипических образов сознания, мифологических символов. Впечатляла сценография спектакля. Квадрат площадки с трех сторон был огражден грубыми деревянными лавками. На первом плане — ритуальный барабан. В центре сцены — небольшой бассейн с красным дном. Над ним, макушкой вниз, зависал ствол черного сухого дерева. По тонким ветвям медленно струилась вода, капля за каплей падая в бассейн. На мокрых, блещущих от воды сучьях — цветные тряпицы, которыми язычники Алтая украшали священное дерево. Сцена вначале была пуста. «Но вот ее таинственная безмолвность разрывается электронными звуками композиции «Стена» группы «Пинк Флойд», и одинокие капли поглощает стремительный водопад. Недолго — мгновение или секунду — мощь его доминирует и вновь сменяется размеренностью все умиротворяющих капель. Вызов брошен, иллюзия взорвалась. На сцене появляется человек. Он бос. Только исподнее скрывает его наготу. Белые одежды — наряд смертника и младенца. Это Гамлет. Почти мальчик. Сутулая спина. Беспомощные, неумелые руки зажимают уши, а язык упрямо повторяет слова, взывающие к мести […] Василий Соколов поставил спектакль о нашем общем трагическом пути в поисках выхода из мира, где правят бал наши слепые души» (3). В начале 1990-х С. показал поэтическую композицию, посвященную «светлой памяти А.Д. Сахарова». Назвал ее «Реквием. Поминовение невинноубиенных». Композиция из произведений А. Ахматовой, О. Берггольц, Ш. Бодлера, И. Бродского, П. Верлена, М. Волошина, Ф. Вийона, А. Галича (и еще — по алфавиту — сорока авторов), инструментальной и хоровой духовной музыки Чайковского, Рахманинова, Архангельского, Струмского, лагерных песен и частушек. Действующие лица: Поэт, Любимая, Виолончелист, Хор. Роль Поэта исполнял сам С. Время действия спектакля — предсмертные часы жизни Поэта. Он сам уходит из жизни потому, что прошлое не уходит из него. Оно не отпускает, жжет, разрывает душу. Ужасное, звериное, предательское, унижающее насилие над человеческой личностью, естеством превысило меру, которую способен вынести человек даже мощной духовной организации. Его не может спасти и Любимая, тщетно бьющаяся рядом с ним, за него. «Реквием» стал последним спектаклем С. в студенческом театре. Началась экономическая реформа. Руководителя «Рампы», как и многих других режиссеров любительских театров, уведомили об увольнении по причине отсутствия средств. С. вернулся в профессиональный театр. (А. Ш.)Лит.: 1. Русакова Н. Актеры пришли из зрительного зала // Советская культура. 1978. 6 янв.; 2. Силин А. «Потому, что не могут не выйти…»: Из опыта работы молодежных любительских театров 1967–1977 гг. М., 1978. С. 44–46; 3. Кузнецова Е. Тайгою рожденный «Гамлет» // Сцена. 1991. № 1. С. 28–29; 4. Шульпин А. Театр любителей. Последний парад. М., 1992. С. 19–23.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010