Соколов (Владимир Тимофеевич) - композитор, медик по образованию, автор многочисленных романсов, имевших большое распространение в 50-х и 60-х гг. Многие из них выдержали до четырех изданий. По характеру и мелодичности романсы С. могут быть отнесены к разряду романсов Гурилева , Варламова и пр.; в некоторых из них видно направление Даргомыжского , советами которого С. долго пользовался. Кроме романсов С. писал дуэты, квартеты, трио, хоры. Многие романсы и песни других композиторов С. аранжировал на два, три и четыре голоса. Некоторые смешанные хоры из "Жизни за Царя" и "Руслана", а также духовные сочинения Давыдова , Галуппи , Березовского , Бортнянского С. перекладывал на одни мужские или на одни женские голоса. С. принадлежит почин переложения популярных фортепьянных пьес (например, "Fruhlingslied" Мендельсона) для одного голоса с аккомпанементом. Многие песни без слов Мендельсона переложены им на два, три, четыре голоса. В 1872 г. С. был помощником инспектора в Петербургской консерватории, позднее - преподавателем пения в полтавском корпусе. Н. С.
Соколов Владимир Тимофеевич
— композитор; умер 3 мая 1890 г. Образование получил в Медико-Хирургической Академии, по окончании курса которой недолго занимался медициной и скоро вполне отдался своему любимому искусству — музыке. Особенно известен С. своими романсами, которых написал огромное число. Романсы эти были в большом распространении в 1850-х и 1860-х годах, и некоторые из них выдержали до четырех изданий. Особенною популярностью пользовался в свое время романс "Море и сердце". На некоторых романсах Соколова отразилось влияние Даргомыжского, который долгое время руководил его музыкальными занятиями. Кроме романсов, Соколову принадлежит: ряд дуэтов, квартетов, трио, хоров; аранжировка на два, три и четыре голоса ряда романсов и песен других композиторов; переклад на одни мужские или женские голоса некоторых смешанных хоров из "Жизни за Царя" и "Руслана и Людмилы", а также духовных сочинений Галуппи, Березовского, Бортнянского; ряд переложений для одного голоса популярных фортепианных пьес; переложение многих песен без слов Мендельсона на два, три и четыре голоса. С. написал также несколько музыкально-педагогических статей, помещенных в журналах. В 1872 г. С. приглашен был в качестве помощника инспектора в Петербургскую Консерваторию, позже был преподавателем пения в Полтавском кадетском корпусе.
А. И. Рубец, Биографический лексикон русских композиторов, и музыкальных деятелей, СПб. , 1886. — П. Д. Перепелицын, История музыки в России с древнейших времен до наших дней, СПб. , 1888 г. — Некролог в "Русск. Календаре" Суворина на 1891 г. — Энциклопедическ. словарь Брокгауз-Ефрон.
В. Г.
{Половцов}
Соколов,
Владимир Тимофеевич— композитор, медик по образованию, автор многочисленных романсов, имевших большое распространение в 50-х и 60-х годах. Многие из них выдержали до четырех изданий. По характеру и мелодичности романсы С. могут быть отнесены к разряду романсов Гурилева, Варламова и пр.; в некоторых из них видно направление Даргомыжского, советами которого С. долго пользовался. Кроме романсов С. писал дуэты, квартеты, трио, хоры. Многие романсы и песни других композиторов С. аранжировал на два, три и четыре голоса. Некоторые смешанные хоры из "Жизни за Царя" и "Руслана", а также духовные сочинения Давыдова, Галуппи, Березовского, Бортнянского С. перекладывал на одни мужские или на одни женские голоса. С. принадлежит почин переложения популярных фортепианных пьес (напр. "Frühlingslied" Мендельсона) для одного голоса с аккомпанементом. Многие песни без слов Мендельсона переложены им на два, три, четыре голоса. В 1872 г. С. был помощником инспектора в Петербургской консерватории, позднее — преподавателем пения в Полтавском корпусе.
Н. С.
{Брокгауз}
Соколов, Владимир Тимофеевич
— самоучка-композитор; род. на Охтенском пороховом заводе близ СПб.; учился в СПб. медико-хирургической академии; по пению ученик Казелла, пользовался также советами Даргомыжского. 1872 был помощником инспектора СПб. консерватории, позднее долгое время был преподавателем пения в Полтаве. Издано 110 его романсов и еще более хоров (в том числе и переложения чужих композиций для двух и более голосов). Романсы С., с одной стороны, примыкают к Алябьеву и Варламову, с другой — к ранним романсам Даргомыжского; в свое время некоторые из них пользовались большой популярностью.
(В.).
{Риман}