СОКОЛОВ
СОКОЛОВ
Михаил Иванович (1880–1906), эсер, основатель партии социалистов–революционеров (максималистов). Из крестьян. Революционную деятельность начал в 1900–х гг. в эсеровском кружке. Вел агитацию, был арестован в 1904, бежал. Летом 1904 в Женеве скложилась группа из 20 человек, которую он возглавил с Е. И. Лозинским, рассматривая «аграрный терроризм» как лучший способ завоевания партией эсеров доверия крестьянства. «Аграрники» во главе с Соколовым выехали в Россию поднимать революцию. Однако Соколов и его единомышленники были, арестованы в Курске в апр. 1905. Осенью Соколов оказался в Москве; где стал одним из руководителей восстания. Авторитет его был огромен среди последователей. Современниками характеризовался как «боец–вождь», «сокол революции». На съезде партии социалистов–революционеров (ПСР) в Петербурге настаивал на максималистских принципах борьбы, не найдя поддержки, создал собственную организацию: ПСР (максималистов), которая оформилась на конференции в янв. 1906. Был арестован 26.11.1906. Судом (1.12.1906) приговорен к смертной казни. Повешен 2.12.1906.
Источник: Терроризм и террористы. Исторический справочник. 2005
СОКОЛОВ
1. Николай Васильевич (16.XI.1832 - 5.III.1889) - рус. революционер. Гвардии офицер, окончил Академию Ген. штаба (1857). В 1863 вышел в отставку в связи с польским восстанием. В 1862-65 - сотрудник "Русского слова" по экономич. вопросам. В 1863-65 жил за границей, написал кн. "Die soziale Revolution" (Bern, 1868). Автор кн. "Отщепенцы" (СПБ, 1866), конфискованной цензурой, переизд. рус. эмигрантами в Цюрихе в 1872 для революц. пропаганды. В 1867 заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан, в окт. 1872 бежал за границу. Умер в Париже. Лит.: Добровольский Л. М., Запрещенная книга в России, М., 1962; Ефимов A., Публицист 60-х гг., Н. В. Соколов, "КиС", 1931, No 11-12. 2. Федор Федорович (1841 - 1.VI.1909) - рус. историк, филолог и эпиграфист. С 1865 - проф. древней истории и классич. филологии Петерб. ун-та и Петерб. историко-филологич. ин-та. С. является создателем рус. эпиграфич. школы; его учениками были В. В. Латышев, А. В. Никитский, Н. И. Новосадский, В. К. Ернштедт, С. А. Жебелев. С. принадлежит большое количество исследований в области др. истории (гл. обр. эпохи эллинизма), классич. филологии и эпиграфики. Соч.: Труды, СПБ, 1910. Лит.: Жебелев С., Из университетских воспоминаний, "Анналы", 1922, кн. 2, с. 168-87.
СОКОЛОВ
Петр Федорович (1791, Москва – 1848, село Старый Мерчик в Харьковской области, Украина), русский художник, мастер акварельного портрета. Учился в классе исторической живописи Петербургской академии художеств (1800–10) у В. К. Шебуева. Начинал как исторический живописец, но истинное призвание нашел в жанре камерного акварельного портрета. Среди ранних работ – карандашные рисунки, близкие по стилю к произведениям О. А. Кипренского. В 1820-е гг. Соколов обратился к акварельному портрету; сначала применял белила, но вскоре овладел техникой чистой акварели. Он создал обширную портретную галерею своих современников – людей «золотого века» русской культуры. Кисть художника сохранила для нас облик А. С. Пушкина (1836) и его окружения (Н. Л. Соллогуб, 1830-е гг.; Н. В. Кочубей, 1821), декабристов («Портрет Н. М. Муравьева», 1824) и их жен (портреты А. Г. Муравьевой, М. Н. Волконской с сыном на руках; оба – 1825–26). Соколов создавал акварели очень быстро, нередко в один сеанс. Его портреты отличает задушевность, нежность красочной гаммы, плавные очертания, воздушность фона. Лицо художник тщательно прописывал тончайшей кистью, одежду и аксессуары передавал более свободными, широкими мазками. Женщины в его акварелях пребывают в мире романтики и чистой красоты (портреты Е. К. Воронцовой, 1825–26; А. Н. Веневетиновой, ок. 1830 г.; А. О. Витали, 1839). В образах мужчин подчеркиваются интеллект, душевное благородство и строгая элегантность (портреты Н. Н. Раевского, 1826; В. А. Жуковского, 1820-е гг.).
Соколов снискал громкую славу среди современников, имел множество заказчиков. У художника было много последователей, среди них – братья А. П. и К. П. Брюлловы, а также его сын – П. П. Соколов, мастер акварельного портрета.
Соколов снискал громкую славу среди современников, имел множество заказчиков. У художника было много последователей, среди них – братья А. П. и К. П. Брюлловы, а также его сын – П. П. Соколов, мастер акварельного портрета.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
СОКОЛОВ
Саша (полное имя Александр Всеволодович; р. 1943, Оттава, Канада), русский писатель. Родился в семье сотрудника советского посольства в Канаде. В 1962 г. поступил в Военный ин-т иностранных языков. В 1965 г. стал членом неофициальной литературной группы «СМОГ» («Самое молодое общество гениев»). Литературный дебют – рассказ «За молоком» в газете «Новороссийский рабочий» (1967). С 1967 г. заочно учился на ф-те журналистики Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова. Как журналист начал работу в газете «Марийская правда», в 1969–72 гг. был сотрудником газеты «Литературная Россия». Работал истопником, егерем охотничьего хозяйства. Первый роман «Школа для дураков» (1972) был переправлен на Запад и издан в США (1976; в России – 1989). Герой романа – слабоумный мальчик, страдающий раздвоением личности, остро и болезненно реагирующий на фальшь и стереотипность мышления. В романе нет традиционной сюжетной схемы, меняется повествователь: на смену герою-рассказчику приходит его несуществующий двойник, с которым мальчик постоянно спорит, в конце романа этих рассказчиков сменяет сам автор. Текст насыщен множеством цитат, пошлых изречений: «Книга – лучший подарок, всем лучшим во мне я обязан книгам, книга за книгой, любите книгу, она облагораживает и воспитывает вкус, смотришь в книгу, а видишь фигу, книга – друг человека, она украшает интерьер, экстерьер, фокстерьер, загадка: сто одежек и все без застежек – что такое? отгадка – книга». Предметом художественного исследования становится время и его восприятие, реальность и мир сознания героя. В 1975 г. Соколов эмигрировал в Австрию, откуда в 1976 г. переехал в США, затем в Канаду. Романы «Между собакой и волком» (1980) и «Палисандрия» (1985; английский вариант «Астрофобия», 1989).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006