(урожд. Соколова; по мужу Мшанская) (1870, Москва — 14.4.1949, Ленинград)— арт. оперы (меццо-сопрано и контральто), камерная певица и вокальный педагог. Мать О. Миланской. Пению обучалась в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской), по окончании к-рой в 1892 дебютировала в партии Леля в моск. Большом т-ре; выступала здесь до 1894.
Партии: Ангель, Ольга ("Евгений Онегин"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Весна-красна; Зибель, Маддалена.
С 1896 принимала участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. романсы М. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, А. Глазунова.
В 1899 была вынуждена оставить сцену. С этого времени занялась активной муз.-общ. и пед. деят-стью. В Москве принимала участие в работе муз. кружка Гнесиных. С 1911 жила в Н. Новгороде, где была участницей местного муз. кружка (в к-рый входили певцы В. Багадуров, А. Фурдуева и пианист Оболенский), неоднократно выступала в концертах. С 1911 преподавала в Нижегород. вокальной студии, где силами своих учеников поставила "Русалку" А. Даргомыжского (1913) и "Евгения Онегина" (1916); в последней участвовали две ее дочери — Тамара и Ольга. В 1918 организовала вместе с учениками "Молодую оперу" и поставила здесь "Евгения Онегина" (в зале Общественного собрания, ныне клуб им, К. Е. Ворошилова). До 1932 вела пед. работу в Нижегород. муз. уч-ще (здесь осуществила постановку оперы "Кащей бессмертный" в конц. исп.) и в Нар. конс. Здесь по инициативе С.-М. была организована Оперная студия, в репертуар к-рой вошли отрывки из опер "Демон" А. Рубинштейна, "Сказка о царе Салтане". "Садко", "Вера Шелога", "Пиковая дама", "Риголетто". В 1932— 49 педагог-вокалист Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова. Среди учеников — О. Мшанская, Г. Серебровский.
Лит.: Полуэктова Н., Коллар В. Музыканты-нижегородцы // Люди русского искусства: Сб. статей. — Горький, 1960. С. 275—278; Беляков Б. Н., Блинова В. Г., Бордюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком. — Горький, 1980. С. 75, 76, 214.