Соколовы

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОКОЛОВО
село в Змиевском р-не Харьковской обл. УССР, где во время Великой Отечеств. войны впервые вступили в бой 8 марта 1943 против нем.-фаш. захватчиков 1-й отдельный чехосл. батальон, сформированный в СССР из добровольцев чехов и словаков под команд, полковника Л. Свободы и действовавший в составе 3-й танковой армии Воронежского фронта Сов. Армии. В память о начале боевого содружества сов. и чехосл. воинов в селе С. сооружен памятник. Жители С.- коллективный член Об-ва советско-чехословац. дружбы.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СОКОЛОВ
Михаил Иванович (1880–1906), эсер, основатель партии социалистов–революционеров (максималистов). Из крестьян. Революционную деятельность начал в 1900–х гг. в эсеровском кружке. Вел агитацию, был арестован в 1904, бежал. Летом 1904 в Женеве скложилась группа из 20 человек, которую он возглавил с Е. И. Лозинским, рассматривая «аграрный терроризм» как лучший способ завоевания партией эсеров доверия крестьянства. «Аграрники» во главе с Соколовым выехали в Россию поднимать революцию. Однако Соколов и его единомышленники были, арестованы в Курске в апр. 1905. Осенью Соколов оказался в Москве; где стал одним из руководителей восстания. Авторитет его был огромен среди последователей. Современниками характеризовался как «боец–вождь», «сокол революции». На съезде партии социалистов–революционеров (ПСР) в Петербурге настаивал на максималистских принципах борьбы, не найдя поддержки, создал собственную организацию: ПСР (максималистов), которая оформилась на конференции в янв. 1906. Был арестован 26.11.1906. Судом (1.12.1906) приговорен к смертной казни. Повешен 2.12.1906.

Источник: Терроризм и террористы. Исторический справочник. 2005

СОКОЛОВ
1. Николай Васильевич (16.XI.1832 - 5.III.1889) - рус. революционер. Гвардии офицер, окончил Академию Ген. штаба (1857). В 1863 вышел в отставку в связи с польским восстанием. В 1862-65 - сотрудник "Русского слова" по экономич. вопросам. В 1863-65 жил за границей, написал кн. "Die soziale Revolution" (Bern, 1868). Автор кн. "Отщепенцы" (СПБ, 1866), конфискованной цензурой, переизд. рус. эмигрантами в Цюрихе в 1872 для революц. пропаганды. В 1867 заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан, в окт. 1872 бежал за границу. Умер в Париже.

Лит.: Добровольский Л. М., Запрещенная книга в России, М., 1962; Ефимов A., Публицист 60-х гг., Н. В. Соколов, "КиС", 1931, No 11-12. 2. Федор Федорович (1841 - 1.VI.1909) - рус. историк, филолог и эпиграфист. С 1865 - проф. древней истории и классич. филологии Петерб. ун-та и Петерб. историко-филологич. ин-та. С. является создателем рус. эпиграфич. школы; его учениками были В. В. Латышев, А. В. Никитский, Н. И. Новосадский, В. К. Ернштедт, С. А. Жебелев. С. принадлежит большое количество исследований в области др. истории (гл. обр. эпохи эллинизма), классич. филологии и эпиграфики.

Соч.: Труды, СПБ, 1910.

Лит.: Жебелев С., Из университетских воспоминаний, "Анналы", 1922, кн. 2, с. 168-87.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СОКОЛОВО
село в Змиевском (с 1976 Готвальдском) районе Харьковской области, у к-рого 8 марта 1943 впервые вступил в бой с немецко-фашистскими войсками 1-й отдельный чехословацкий батальон (Л. Свобода), сформированный в СССР. С. стало символом боевого содружества Сов. Армии и чехословацкой Народной армии. В С. воздвигнут обелиск, открыт музей, заложен парк советско-чехословацкой дружбы. СОКОЛОВСКИЙ Василий Данилович (1897—1968), Маршал Сов. Союза (1946), Герой Сов. Союза (1945). Член КПСС с 1931. В Сов. Армии с 1918. Окончил Военную академию РККА (1921). В гражданскую войну командир стрелкового полка, бригады, начальник штаба дивизии. С 1921 пом. начальника оперативного управления штаба Туркестанского фронта, начальник штаба, дивизии и корпуса, командир дивизии, командующий группой войск, зам. начальника штаба, начальник штаба ВО, зам. начальника Генштаба. В Вел. Отеч. войну начальник штаба Западного фронта, Западного направления, командующий Западным фронтом, начальник штаба 1-го Украинского фронта, зам. командующего 1-м Белорусским фронтом. Участвовал в планировании и осуществлении контрнаступления под Москвой, в Орловской и Смоленской наступательных, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. После войны зам. и главнокомандующий Группой советских войск в Германии, первый зам. министра Вооруж. Сил (военного министра) СССР, в 1952—60 начальник Генштаба — первый зам. военного министра (министра обороны) СССР. В 1960—68 в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Член ЦК КПСС в 1952—61, кандидат в члены ЦК КПСС в 1961 — 68. Депутат Верховного Совета СССР 2—7-го созывов.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

СОКОЛОВ
Петр Федорович (1791, Москва – 1848, село Старый Мерчик в Харьковской области, Украина), русский художник, мастер акварельного портрета. Учился в классе исторической живописи Петербургской академии художеств (1800–10) у В. К. Шебуева. Начинал как исторический живописец, но истинное призвание нашел в жанре камерного акварельного портрета. Среди ранних работ – карандашные рисунки, близкие по стилю к произведениям О. А. Кипренского. В 1820-е гг. Соколов обратился к акварельному портрету; сначала применял белила, но вскоре овладел техникой чистой акварели. Он создал обширную портретную галерею своих современников – людей «золотого века» русской культуры. Кисть художника сохранила для нас облик А. С. Пушкина (1836) и его окружения (Н. Л. Соллогуб, 1830-е гг.; Н. В. Кочубей, 1821), декабристов («Портрет Н. М. Муравьева», 1824) и их жен (портреты А. Г. Муравьевой, М. Н. Волконской с сыном на руках; оба – 1825–26). Соколов создавал акварели очень быстро, нередко в один сеанс. Его портреты отличает задушевность, нежность красочной гаммы, плавные очертания, воздушность фона. Лицо художник тщательно прописывал тончайшей кистью, одежду и аксессуары передавал более свободными, широкими мазками. Женщины в его акварелях пребывают в мире романтики и чистой красоты (портреты Е. К. Воронцовой, 1825–26; А. Н. Веневетиновой, ок. 1830 г.; А. О. Витали, 1839). В образах мужчин подчеркиваются интеллект, душевное благородство и строгая элегантность (портреты Н. Н. Раевского, 1826; В. А. Жуковского, 1820-е гг.).
Соколов снискал громкую славу среди современников, имел множество заказчиков. У художника было много последователей, среди них – братья А. П. и К. П. Брюлловы, а также его сын – П. П. Соколов, мастер акварельного портрета.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

СОКОЛОВ
Саша (полное имя Александр Всеволодович; р. 1943, Оттава, Канада), русский писатель. Родился в семье сотрудника советского посольства в Канаде. В 1962 г. поступил в Военный ин-т иностранных языков. В 1965 г. стал членом неофициальной литературной группы «СМОГ» («Самое молодое общество гениев»). Литературный дебют – рассказ «За молоком» в газете «Новороссийский рабочий» (1967). С 1967 г. заочно учился на ф-те журналистики Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова. Как журналист начал работу в газете «Марийская правда», в 1969–72 гг. был сотрудником газеты «Литературная Россия». Работал истопником, егерем охотничьего хозяйства. Первый роман «Школа для дураков» (1972) был переправлен на Запад и издан в США (1976; в России – 1989). Герой романа – слабоумный мальчик, страдающий раздвоением личности, остро и болезненно реагирующий на фальшь и стереотипность мышления. В романе нет традиционной сюжетной схемы, меняется повествователь: на смену герою-рассказчику приходит его несуществующий двойник, с которым мальчик постоянно спорит, в конце романа этих рассказчиков сменяет сам автор. Текст насыщен множеством цитат, пошлых изречений: «Книга – лучший подарок, всем лучшим во мне я обязан книгам, книга за книгой, любите книгу, она облагораживает и воспитывает вкус, смотришь в книгу, а видишь фигу, книга – друг человека, она украшает интерьер, экстерьер, фокстерьер, загадка: сто одежек и все без застежек – что такое? отгадка – книга». Предметом художественного исследования становится время и его восприятие, реальность и мир сознания героя. В 1975 г. Соколов эмигрировал в Австрию, откуда в 1976 г. переехал в США, затем в Канаду. Романы «Между собакой и волком» (1980) и «Палисандрия» (1985; английский вариант «Астрофобия», 1989).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Соколовы

— фамилия четырех живописцев. 1) Петр Федорович С. (1791—1847), глава этого семейства, был принят в воспитанники Имп. Академии художеств в 1800 г. и учился в ней под ближайшим руководством проф. В. Шебуева. Окончив в ней курс в 1809 г. с мал. зол. медалью, полученной за картину: "Андромаха оплакивает своего павшего в битве супруга Гектора", и со званием художника XIV кл., был оставлен при Академии в качестве пенсионера, для дальнейшего усовершенствования, но в следующем затем году, не получив больш. зол. медали, уволен из пенсионеров. Впоследствии, покинув масляные краски, занялся акварелью и достиг в ней большого совершенства. Особенно ценились его акварельные портреты, замечательные по сходству, прекрасному рисунку и приятности красок. За них, в 1839 г., он был удостоен звания академика. Был женат на сестре знаменитого К. Брюллова. Последнее время жизни провел в Москве.


2) Петр Петрович С. (1821—99), старший сын предыдущего, также акварелист, был, собственно говоря, самоучка, так как юношей лишь очень короткое время учился в Академии худ. под руководством своего дяди, К. Брюллова. Специальность его составляли изображения простонародного и солдатского быта, а также охотничьих сцен, но иногда он писал и портреты. Со своими акварелями, в большей или меньшей степени отличающимися верной передачей типов людей и животных, ловким приемом исполнения и гармоничностью красок, особенно в пейзажной части, очень редко являлся на ежегодных академических и других общих выставках, но в 1887 г. устроил из своих работ в СПб. отдельную выставку. В 1877—78 гг. находился при главной квартире русской армии, действовавшей в Европейск. Турции и получил георгиевский крест за храбрость. В 1893 г. совет преобразованной Академии худ. присудил ему, за предшествовавшую деятельность, высшее по ее новому уставу художественное звание академика. Как на лучшие его произведения должно указать на иллюстрации к "Запискам охотника" Тургенева и к стихотворениям Некрасова (некоторые из них изданы в виде альбомов), на акварельную картину "Конская ярмарка" (в Третьяковской гал. в Москве) и на портрет литератора С. Терпигорева (в Музее имп. Александра III, в СПб.).


3) Павел Петрович С., брат предыдущего, род. в 1823 г., получил образование в Имп. академии худ., состоя в числе учеников К. Брюллова, и был выпущен из нее со званием свободного художника. В 1864 г., за картину "Св. Семейство", возведен в звание академика. Занимался предпочтительно акварельной живописью. Из относящихся к ней его работ, заслуживают быть упомянутыми "Тройка" (приобретена имп. Александром II) и "Рассказы бывшего солдата" (у наследников гр. Стенбока-Фермора).


4) Александр Петрович С., младший сын Петра Федоровича С., род. в 1829 г., учился во 2-й СПб. гимназии, но вышел из нее, не окончив в ней курса, и в 1847 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого через два года перешел в ученики Имп. академии худ. По окончании в ней курса, со званием свободного художника, посвятил себя акварельной, преимущественно портретной живописи и вскоре приобрел в этой области почетную известность. В 1859 г., за портреты г-жи фон Крузе, ее детей и своего брата, Петра Петровича С., получил звание академика этой живописи. В 1881 г. примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок и с того времени весьма часто является на них со своими новыми произведениями. Особенно удаются ему дамские портреты, по образцу которых можно видеть в Музее имп. Александра III в СПб., и Третьяковской галерее в Москве. Неоднократно писал портреты вдовствующей имп. Марии Федоровны и других женских особ императорской фамилии. С 1892 г. служит в Академии художеств хранителем ее музея.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Соколовы (живописцы)

Соколов - фамилия четырех живописцев. 1) Петр Федорович С. (1791 - 1847), глава этого семейства, был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств в 1800 г. и учился в ней под ближайшим руководством профессора В. Шебуева . Окончив в ней курс в 1809 г. с малой золотой медалью, полученной за картину "Андромаха оплакивает своего, павшего в битве супруга, Гектора", и с званием художника XIV класса, был оставлен при Академии в качестве пенсионера для дальнейшего усовершенствования, но в следующем затем году, не получив большой золотой медали, уволен из пенсионеров. Впоследствии покинув масляные краски, занялся акварелью и достиг в ней большого совершенства. Особенно ценились его акварельные портреты, замечательные по сходству, прекрасному рисунку и приятности красок. За них, в 1839 г., он был удостоен звания академика. Был женат на сестре знаменитого К. Брюллова . Последнее время жизни провел в Москве. 2) Петр Петрович С. (1821 - 1899), старший сын предыдущего, также акварелист, был, собственно говоря, самоучка, так как юношей лишь очень короткое время учился в Академии Художеств под руководством своего дяди, К. Брюллова. Специальность его составляли изображения простонародного и солдатского быта, а также охотничьих сцен, но иногда он писал и портреты. Со своими акварелями, в большей или меньшей степени отличающимися верной передачей типов людей и животных, ловким приемом исполнения и гармоничностью красок, особенно в пейзажной части, очень редко являлся на ежегодных академических и других общих выставках, но в 1887 г. устроил из своих работ в Санкт-Петербурге отдельную выставку. В 1877 - 78 гг. находился при главной квартире русской армии, действовавшей в Европейской Турции и получил георгиевский крест за храбрость. В 1893 г. совет преобразованной Академии Художеств присудил ему за предшествовавшую деятельность высшее по ее новому уставу художественное звание академика. Как на лучшие его произведения должно указать на иллюстрации к "Запискам охотника" Тургенева и к стихотворениям Некрасова (некоторые из них изданы в виде альбомов), на акварельную картину "Конская ярмарка" (в Третьяковской галерее, в Москве) и на портрет литератора С. Терпигорева (в музее Императора Александра III , в Санкт-Петербурге). 3) Павел Петрович С., брат предыдущего, родился в 1823 г., получил образование в Императорской Академии Художеств, состоя в числе учеников К. Брюллова, и был выпущен из нее со званием свободного художника. В 1864 г., за картину "Св. Семейство" возведен в звание академика. Занимался предпочтительно акварельной живописью. Из относящихся к ней его работ заслуживают быть упомянутыми "Тройка" (приобретена императором Александром II) и "Рассказы бывшего солдата" (у наследников гр. Стенбока-Фермора). 4) Александр Петрович С., младший сын Петра Федоровича С., родился в 1829 г., учился во 2-й Санкт-Петербургской гимназии, но вышел из нее, не окончив в ней курса, и в 1847 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого через два года перешел в ученики Императорской Академии Художеств. По окончании в ней курса с званием свободного художника посвятил себя акварельной, преимущественно портретной, живописи и вскоре приобрел в этой области почетную известность. В 1859 г. за портреты г-жи фон-Крузе, ее детей и своего брата, Петра Петровича С. получил звание академика этой живописи. В 1881 г. примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок и с того времени весьма часто является на них со своими новыми произведениями. Особенно удаются ему дамские портреты, по образцу которых можно видеть в музее императора Александра III, в Санкт-Петербурге и Третьяковской галерее в Москве. Неоднократно писал портреты вдовствующей императрицы Марии Федоровны и других женских особ императорской фамилии. С 1892 г. служит в Академии Художеств хранителем ее музея.

Источник: Биографический словарь. 2008