(сцен. псевд.; наст. фам. Плаксин) [1878, Ростов-н/Д —27.4(10.5). 1915. Москва] — арт. оперы (драм. баритон). Пению обучался в Ростов. муз. уч-ще (кл. Е. Ряднова). В 1900 дебютировал в партии Елецкого в петерб. т-ре "Аркадия" (антр. М. Максакова). Позднее выступал в Ростове-н/Д (антр. М. Салтыкова, 1901), Екатеринославе и Кишиневе (1901—02), Иркутске, Казани, Москве ("Летняя опера". 1907; Опера С. Зимина, 1909), Петербурге (1907, "Рус. опера" А. Дракули), Киеве (1908), Тифлисе, Баку, Одессе, Екатеринбурге (1912—13). Обладал красивым, мощным голосом "металлического", богатого красками тембра с беспредельным верхним регистром. С одинаковым успехом пел лирич. и драм. партии, иногда выступал в теноровом репертуаре. Считался одним из лучших баритонов своего времени. "Очень яркой фигурой был баритон Сокольский, обладатель прекрасного голоса с беспредельными верхами. Несмотря на обилие в голосе Сокольского металла, он был богат тем тембровым своеобразием, которое дает неиссякаемое наслаждение слуху" (Н. Боголюбов)*.
1-й исп. партий: Боярина Орши ("Боярин Орша"): в Киеве — Леско ("Манон"); в Екатеринбурге — Шарля Жерара ("Андре Шенье"). Себастьяно ("Долина"), Эскамилио ("Кармен"); в Петербурге — Моряка-Скитальца ("Летучий голландец"). Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Онегин, Елецкий, Кочубей, Троекуров, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто, Амонасро, Яго, Нелюско, Тонно, Каскар, Валентин ("Фауст"), Др. партии: Князь Игорь. Красное солнышко. Грязной, Веденецкий гость. Бес ("Черевички"), Роберт ("Иоланта"), Беппо ("Каморра"); Ренато, Жермон, Барнаба, Скарпиа, Шарплес. Партнеры: Орешкевич, Л. Собинов, Н. Сперанский, П. Цесевич. Пел п/у С. Барбини, М. Ипполитова-Иванова.
Выступал также и как камерный певец. Записывался на грампластинки (12 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1907; "Стелла", 1911).
Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер.—Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 121; М. Б. Сокольский. (Некролог) // Театр и искусство. 1915. № 18. С. 303; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. М., 1962. С 74; Боголюбов Н. Н.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 114.