СОКОТО ХАЛИФЫ
СОКОТО ХАЛИФЫ
Династия халифов Сокото (Нигерия). Находится у власти с 1804 г.
Халифат Сокото - одно из крупнейших государств Западного Судана - было образовано в начале XIX в. кочевниками-фульбе на территории проживания негритянской народности хауса. К этому времени история хаусанской цивилизации насчитывала уже около восьми веков (первые города-государства появились здесь еще в конце X в.). Хауса были известны во всей Северо-Западной Африке как искусные ремесленники и предприимчивые торговцы. Единого политического центра они не имели - их страна делилась на множество эмиратов, находившихся друг с другом в постоянной вражде. Порою какому-нибудь эмирату удавалось добиться кратковременной гегемонии и подчинить своему влиянию другие города-государства. Первоначально таким гегемоном был Кано, потом - Кацина, позже - Замфара. Во второй половине XVIII в. лидерство перешло к Гобиру.
Что касается фульбе, то они резко отличались от хауса и остальных негритянских народов Судана более светлым цветом кожи, высоким ростом и сухощавым сложением. Издревле их основным занятием считалось скотоводство. Впервые фульбе появились на берегах Сенегала еще в Х в. Позже арабские авторы упоминают о созданном ими государстве Текрур, история которого нам ближе неизвестна. В XV в. фульбе двинулись из западной части Сахеля через саванны и степи на восток, прокатились через территорию Масины и Кебби, земли хауса, Борну и достигли Дарфура, где встретили сопротивление со стороны арабов и были вынуждены остановиться. В следующие века они кочевали небольшими группами по всему Западному и Центральному Судану. Особенно много было их в стране хауса. Фульбе, владевшие огромными стадами скота, вели патриархальный образ жизни под главенством родовых старейшин (ардо). Собственного государства они не имели. Многие знатные фульбе занимали должности придворных чиновников или мусульманских священнослужителей, но ни богатства, ни звания не уравнивали их в политических правах с аристократией и даже простолюдинами хауса.
В начале XIX в. положение в корне переменилось - фульбе сделались господами страны, а хауса оказались у них в подчинении. Своим возвышением фульбе были обязаны прежде всего их великому соотечественнику - маламу (кораническому учителю) Усману дан Фодио. Этот популярный исламский вероучитель впервые выступил с проповедями в 1774-1775 гг. Вскоре его имя сделалось широко известным, и Усман приобрел множество последователей. Царь Гобира Бава питал к этому святому человеку огромное уважение и даже назначил его наставником своего сына Юнфы. Позже, когда Бава умер, Усману удалось возвести своего ученика на престол. Поначалу между ними было полное согласие, но потом произошел внезапный и полный разрыв. Есть много версий того, что именно послужило причиной ссоры, но наиболее приемлемым кажется объяснение, приведенное в хасуанской хронике: один из военачальников Юнфы напал на уважаемого священнослужителя города Гимбана, захватил и обратил в рабство многих его последователей и жителей города. Усман был глубоко возмущен этим беззаконием и силой освободил всех пленных. Юнфе не понравилось самоуправство наставника, он вспылил и послал против Усмана и его последователей войска. В феврале 1804 г. Усману дан Фодио пришлось срочно покинуть свою резиденцию в Дагеле. Однако он не смирился и обратился за поддержкой к своим ученикам, число которых достигало к этому времени нескольких тысяч человек. Те взялись за оружие и сплотились вокруг любимого малама. 21 июля 1804 г. произошло большое сражение при Квардаме, близ водоема Кото. Хотя хаусанские солдаты были оснащены гораздо лучше и располагали огнестрельным оружием, они не смогли противостоять стремительной, хорошо обученной коннице фульбе и их метким лучникам. Брат Усмана, Абдуллахи, стоявший во главе повстанцев, одержал полную победу - разгромил правительственные войска и захватил много оружия.
Воодушевленный успехом, Усман дан Фодио призвал своих последователей к священной войне против хаусанских правителей. Он объявил, что целью его борьбы является возврат к строгой морали, к истинному Корану и Сунне, а также восстановление централизованного государства в его первоначальной чистоте и простоте. Учитель прямо обвинил хауса в том, что они изменили исламу постоянно нарушают мусульманские правовые нормы, следуют анимистическим традициям и совершают языческие ритуалы. Неизвестно, насколько основательны были его упреки, но призыв к священной войне не остался без ответа - тысячи фульбе взялись за оружие и начали борьбу против хаусанского господства. Один за другим пали все важнейшие города хауса: в 1805 г. была взята Кацина, в 1807 - Кано, в 1808 - Зария. В том же году повстанцы овладели столицей Гобира Алькалавой. Царь Юнфа был убит в сражении под ее стенами.
Таким образом, в результате пятилетнего джихада в стране хауса произошли кардинальные перемены: гегемония Гобира пала, независимые государства хауса прекратили свое существование. На их месте возникло одно большое теократическое государство, известное позже в истории как халифат Сокото. Его территория охватывала наряду с отдельными эмиратами в коренных районах хауса (в том числе, Кано, Зария, Замфара, Гвандо, Нупе и др.) вновь завоеванные области на востоке, вплоть до озера Чад и Северного Камеруна. В целом государственная система хауса сохранилась. Изменилась только налоговая система. Сбор налогов отныне осуществлялся в строгом соответствии с нормами ислама. Главным налогом стала установленная шариатом десятина. Верховным религиозно-политическим главой нового государства был провозглашен Усман дан Фодио. Однако сразу после победы восстания он отошел от активной политической деятельности и в последние годы вел замкнутый и строгий образ жизни. Правителем восточной части государства халиф объявил сына Мухаммада Белло, который в 1809 г. сделал своей ставкой деревню Сокото в стране Кебби, где уже раньше у него было свое имение. Правителем западной части халифата тогда же стал брат Усмана дан Фодио, Абдуллахи, сделавший своей резиденцией город Гванду. Впрочем, в действительности страна делилась не на две части, а на несколько десятков практически независимых уделов. С самого начала халиф должен был признать за своими военачальниками, его прежними соратниками по джихаду, определенные сферы влияния. Многие из них были поставлены во главе завоеванных ими провинций и получили титул эмира. Зависимость эмиров от центральной власти выражалась в уплате дани. Кроме того, по требованию халифа эмиры должны были участвовать в военных походах. В остальном они были совершенно самостоятельными.
Основатель государства Усман дан Фодио недолго жил после победы и скончался 21 апреля 1817 г. Престол наследовал его сын Мухаммад Белло. Будучи посредственным военачальником, он оказался способным администратором и талантливым ученым. После него осталось много трудов на арабском языке. На протяжении всего своего правления Мухаммаду пришлось вести тяжелую войну за сохранение завоеванного господства. То и дело против фульбе вспыхивали восстания хауса. Особо мощное пришлось на последние годы его жизни. Тогда против халифа и власти фульбе поднялись Гобир, Замфара и Маради (в этом городе нашли убежище кацинава - остатки войск кацинских царей). На помощь повстанцам пришли туареги. Однако в битве при Гавакуке в 1835 г. объединенное войско союзников было разбито.
В 1837 г. Мухаммаду Белло наследовал его брат Абу Бар Атику I. Новый халиф был храбрый воин. Он воевал с замфара и гобирава (так называли жителей Замфары и Гобира), которым помогал правитель Маради, и умер в 1842 г., возвращаясь из похода против Тибири - новой столицы Гобира. Преемником ему стал племянник Алиу Бабба, сын Мухаммада Белло, унаследовавший многие из отцовских добродетелей. Это был жизнерадостный и добрый человек, имевший значительные познания в различных областях и живо интересовавшийся религиозными вопросами. Однако он не был воином. Гобирава при Алиу Баббе совершали постоянные набеги на Сокото и доходили едва ли не до самых стен столицы. Приемником Алиу сделался в 1859 г. его двоюродный брат Ахмаду Атику. Он совершил несколько успешных военных походов, но в основном его царствование было мирным. В 1866 г. ему наследовал другой сын Мухаммада Белло, Алиу Карами. Он правил недолго, и в 1867 г. халифом сделался третий сын Усмана дан Фодио, Ахмаду Рафаи. Его правление также протекало в полном мире. В 1873 г. престол перешел к сыну Мухаммада Белло, Абу Бакру Атику II. Он воевал с гобирава и кацинава Маради, разрушил Гидан, Гарер и некоторые другие города, но не смог захватить Маради и умер в 1877 г., передав власть брату Муазу. Короткое правление последнего ничем не было примечательно. В 1881 г. халифом стал сын Алиу Баббы, Умар. Он не пользовался популярностью, так как находился под влиянием фаворитов и все делал по их подсказке. Его война с гобирава и кеббава (жителями Аргунгу) окончилась полной неудачей.
В 1891 г. престол наследовал Абд ар-Рахман, сын Абу Бакра Атику I. Центральная власть при нем значительно ослабла. Многие эмиры находились в оппозиции халифу, а в Кано и Зарии власть захватили неугодные халифу претенденты Али Бабба и Квассау. Между тем над страной нависла угроза порабощения. Еще в середине XIX в. англичане утвердились в устье Нигера и стали постепенно расширять свои владения в Западной Африке. В 1897 г. под их власть перешли южные эмираты Нупе и Илорин. Узнав об этом, Абд ар-Рахман разорвал дипломатические отношения с Англией и велел изгнать всех европейцев с территории халифата. Той же жесткой политики он придерживался и в дальнейшем. В ответ на послание английского генерала Лугарда, пытавшегося склонить его к признанию английского господства, халиф писал: "Я никогда не соглашусь с тем, чтобы кто-либо из вас жил среди нас. Я никогда не приду к соглашению с вами. Я не желаю иметь с вами никаких дел. Между нами не может быть других отношений, кроме тех, которые существуют между мусульманами и неверными - отношений войны". Англичане приняли вызов и стали готовиться к завоеванию Сокото. В 1900 г. было объявлено о создании протектората Северная Нигерия, в состав которого должна была войти вся территория халифата, вплоть до озера Чад. Сразу после этого началась война. В 1901 г. были захвачены южные эмираты Биду и Контагору, а затем и Адамаву. В феврале следующего года колониальные войска, почти не встретив сопротивления, вошли в Баучи. Затем были захвачены Зариа и Гомбе. Известие об этом вызвало панику в рядах знати фульбе. Многие эмиры бежали. Широко распространились слухи о применении европейцами неведомого смертоносного оружия, которое косило людей как траву (пулеметов). Одни эмиры готовы были добровольно признать власть захватчиков, другие готовились к войне. В разгар этих событий, в октябре 1902 г., Абд ар-Рахман умер. Власть наследовал его племянник Аттахиру Ахмаду. Но позиции его были очень шаткими, поскольку сыновья умершего также выступили с претензиями на трон. Среди эмиров возникли две группировки: более многочисленная поддерживала прямых наследников Абд ар-Рахмана, другая была на стороне Аттахиру. В результате силы фульбе оказались расколоты. Когда халиф выступил против англичан, его поддержала только часть эмиров. В подчинении у Аттахиру было около 3 тысяч пехотинцев и 1,5 тысяч всадников. Правда, англичан было еще меньше - численность их отряда не превышала 900 человек. Однако они имели в своем распоряжении 20 крупнокалиберных орудий и большое число пулеметов. Техническое превосходство в конечном счете и принесло им победу. Когда началось сражение, боевые порядки фульбе были буквально сметены огнем "максимов" и шрапнелью. "Пули падали как дождь, - рассказывали позже участники этого исторического сражения. - Вскоре 10 видных вождей были убиты? Кучка храбрецов собралась вокруг знамени и доблестно защищала его своей грудью?" Несмотря на свою отвагу, фульбе потерпели полное поражение и в беспорядке отступили. В феврале 1903 г. под власть англичан перешел эмират Кано. Вслед за тем в конце марта пала столица страны Сокото. Халиф отступил в восточный районы страны, в бассейн Гонголы, откуда обратился ко всем эмирам с призывом забыть о внутренних противоречиях и объединить силы для отпора внешнему врагу. Вскоре под знамена Аттахиру собралась новая армия, численностью до 30 тысяч человек, и 15 апреля халиф одержал под Бурми победу над одним из колониальных отрядов. Англичане потеряли в этом бою до 400 солдат. Но переломить неблагоприятный ход компании халифу не удалось. Собравшись с силами, англичане в июне 1903 г. после кровопролитных боев захватили Бурми. Аттахиру с остатками войск вынужден был покинуть пределы страны.
Таким образом вся территория халифата оказалась под властью англичан, которые учредили здесь колониальную администрацию. Страна была разделена на 16 провинций, каждая из которых включала в себя один крупный эмират и несколько мелких. Еще в марте 1903 г. генерал Лугард возвел на престол Сокото сына Алиу Баббы, Мухаммада Аттахиру. Он был верным сторонником англичан и в 1906 г., во время большого восстания, охватившего многие провинции страны, оказал им деятельную поддержку. В 1914 г. все английские владения на нижнем Нигере (то есть Северный и Южный протектораты) были объединены в единую колонию Нигерия. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках генерал-губернатора - высшего представителя английской короны. Контроль над отдельными провинциями осуществляли английские резиденты.
Халиф и местные эмиры сохранили свои престолы. Согласно "Закону о туземных властях" (1916) они были приравнены по своему статусу к нижнему звену английской администрации. Эмирам разрешалось иметь в подчинении небольшие полицейские отряды, но им категорически запрещалось формировать воинские части. Одной из важнейших обязанностей "туземной администрации" был контроль за своевременным и полным сбором налогов. Кроме того, эмиры могли решать вопросы хозяйственного порядка и сохранили за собой право вершить суд над подданными. Любое их решение могло быть отменено губернатором.
В то время как роль эмиров в составе английской администрации давала им возможность проявлять свою власть (пусть в сильно урезанном виде), роль самого халифа сделалась чисто декоративной. Правда, Мухаммад Аттахиру еще пользовался некоторым влиянием. В 1914 г. он даже был включен в Нигерийский совет (совещательный орган при губернаторе, в который тогда входило всего шесть африканцев). Но его преемник Мухаммад Маитураре (прозвище переводится как "кошачий правитель"; Мухаммад получил его за горячее пристрастие к кошкам), наследовавший престол в 1915 г., уже не пользовался сколько-нибудь значительным влиянием даже в провинции Сокото. Назначения и смещения "туземной" администрации происходили не только без консультаций с ним, но зачастую даже без уведомления об этом халифа. Эмиры более не наносили ему обязательных ранее визитов вежливости. Его сын Мухаммад Тамбари, наследовавший престол в 1924 г., окончательно потерял, по словам губернатора, "престиж и доверие народа" и был вынужден в 1931 г. отречься от престола.
Его преемник Хасан до некоторой степени восстановил престиж халифата. В силу своих личных достоинств этот халиф имел гораздо большее влияние на политическую жизнь государства, чем два его предшественника. При нем, в частности, было открыто несколько учебных заведений, организованных на европейский манер. Смерть Хасана в 1938 г. вызвала всеобщее сожаление. Как мусульманин он вел безукоризненную жизнь, как правитель был полон забот о своих подданных, и вообще мог считаться образцом честности, мудрости и справедливости.
Хасану наследовал племянник Сиддик Абу Бакр, сумевший сделать Сокото одним из главных мусульманских центров Западной Африки. Долгое, продолжавшееся 50 лет, правление этого халифа было заполнено множеством важных событий. Главное из них пришлось на октябрь 1960 г., когда Англия объявила о предоставлении Нигерии независимости. Несмотря на то что страна была провозглашена республикой, местные вожди (таковыми являлись не только эмиры, но и немусульманские правители Южной Нигерии), сохраняли поначалу значительное влияние на политическую жизнь. Так, согласно конституции Северной области (одной из четырех областей, на которые делилась колониальная Нигерия) верхняя палата парламента - Палата вождей - целиком формировалась из эмиров. При этом и в нижней палате (Палате представителей) выходцы из прослойки вождей (sarakuna) составляли 85% всех депутатов. Но такое положение сохранялось недолго. Тяжелый удар по влиянию эмиров нанесла административная реформа 1966 г., когда вместо четырех областей было образовано 12 штатов. Палата вождей была ликвидирована и впоследствии больше не восстанавливалась. В результате эмиры лишились официальных прерогатив государственной власти и сохранили за собой только религиозные, совещательные и представительные функции. Их экономическое могущество было во многом подорвано декретом о землепользовании от 1978 г., согласно которому все свободные земли перешли в распоряжение правительств штатов. Однако и после этого эмиры продолжают пользоваться на севере Нигерии значительным влиянием и авторитетом. По декрету о местных органах управления от 1976 г. на них официально возложено руководство советами вождей при правительствах штатов, разработка рекомендаций для местных властей, поддержание правопорядка. Они могут устанавливать свои местные налоги и взимать их. Кроме того, халиф Сокото обладает значительным религиозным влиянием и считается главой мусульман не только Нигерии, но и всей Западной Африки. Он назначает высших блюстителей мусульманского права и следит за чистотой веры. В 1988 г., после смерти Сиддика Абу Бакра, новым халифом стал 65-летний Ибрахим Дасуки. В прошлом крупный государственный чиновник, дипломат, человек с обширными финансовыми и деловыми связями, получивший образование в Оксфордском университете, он считается одним из самых богатых людей Нигерии.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV-XX вв. 2005