• Notae,
???????, которыми пользовались при письме греки и римляне.
I. Греческие С. известны нам из надписей и некоторых списков на папирусе. Происхождением они обязаны, кроме стенографической цели, частью действительной потребности, частью случайным обстоятельствам, а разнообразная форма их была уже делом вкуса. Действительной потребностью были знаки для изображения чисел. Древнейшие цифры были так называемые numeri decadici. I означает единицу, следовательно, II — два, III — три, ???? — четыре; далее употребляли начальные буквы числительных ?????, ????, ??????? (по древнему правописанию ??????), ?????, ?????, для изображения этих чисел, так что ? или F равнялось 5, ? 10, Н 100, X 1000, M 10.000. К ? прибавлялось число единиц до 10, ПГ = 6, ПII = 7, ???? = 8, ПIIII = 9. Остальные знаки повторялись столько раз, сколько было необходимо для известного числа: ?? = 20, ??? = 30, НН = 200, XX = 2000. Если основание числа было 5, как 50, 500, 5000, то знаки 10, 100, 1000 писались в П, так что = 50, = 500, = 5.000. Соединением знаков ?, ?, ?, ? можно было выразить какую угодно сумму. Эти numeri decadici обыкновенно употреблялись на надписях для счета денег. В аттических надписях преобладающий был счет по драхмам, и под знаками ?, ?, ?, ? и сложенными с ними разумеются драхмы; I означает, напротив, не одну драхму, а обол, для изображения же одной драхмы служил знак ?. Талант обозначался через Т, сумма от 2 до 4 выражалась через повторение этого знака: ТТ = 2 талантам и т. д.; при больших суммах составляли монограмму из Т и знаков ?, ?, ?. Рядом с этими числовыми знаками употребляли для той же цели и 24 буквы алфавита. Эта последняя система употреблялась, конечно, только для небольших чисел или когда что-либо цельное состоит из 24 частей, так «Илиада» и «Одиссея» разделены были александрийскими грамматиками на 24 песни и обозначены буквами. Но и этим способом нашли возможным изображать любую сумму; так, включили в число знаков древнюю дигамму, ? для изображения 6, коппу для числа 90 и так называемую ????? для 900 (последний знак только на папирусных списках). Считали от А до 1= 1 — 10 и потом по десяткам К — Р = 20 — 100 и по сотням ? — = 200 -900, между тем как единицы прибавлялись по порядку от А-?. Тысячи опять начинали с А и отличали чертой с левой стороны буквы, напр., ´В = 2000. Остальные С. можно подвести под следующие 4 разряда:
1. собственно С., когда в слове отбрасывали несколько букв по произволу, напр., ???, ????, ??????, ???????, вместо ´????????;
2. лигатуры, т. е. такое соединение букв, при котором последняя черта предыдущей буквы служит первой чертой для буквы последующей (употреблялись преимущественно для буквы квадратной формы), напр., в слове ????? так соединяли 5 букв: N?HVH;
3. сплетение слогов в виде монограммы, причем они ставились не рядом, но шли один над другим или один в другом, что употреблялось преимущественно для букв круглой формы;
4. собственно монограммы, т. е. сплетение нескольких букв слова для обозначения всего слова.
II. У римлян, кроме обыкновенного, существовали еще 4 способа письма:
1. письмо с измененной или мало измененной формой букв, и притом с С.;
2. письмо, в котором при обыкновенной форме букв изменено их значение (шифр);
3. письмо, в котором совершенно изменены формы букв, и притом с С. (notae Tironianae. см. Tullii, Туллии, 12);
4. символическое письмо. При сокращениях писали вместо целого слова одну, две или три начальные буквы, напр., М. вместо Marcus, Ti. вместо Tiberius, Cos. вместо consul. Повторение тех же самых букв означает или множественное число, coss. = consules, или, если повторяется одна буква, столько лиц, сколько раз повторена буква, MMM = Marci tres. Самые обыкновенные С. у римлян были:
a) С. собственного имени (praenomen),
b) родины,
c) происхождения,
d) даты числа,
e) названия гражданских и военных должностей и званий и
a) некоторые аббревиатуры в письмах.
Уже Цицерон употреблял шифрованное письмо (notae) в своих дружеских письмах к Аттику, также Цезарь и Август. Notae Tironianae — это стенографические знаки для скорого записывания произносимой речи. Искусство скорописи (стенография) перешло к римлянам от греков, хотя у греков и римлян оно было самостоятельным. О стенографах (??????????, notarii) в Риме упоминается со времени Августа, хотя сама стенография существовала раньше.
III. Александрийскими грамматиками употреблялись еще различные критические знаки:
1. ???????, горизонтальная черта -, для обозначения заимствованного места в сочинении, ?? ??????????????: , для обозначения излишнего места в сочинении;
2. ??????????? *, для обозначения особенно хороших мест в сочинении. ?????????? и ??????? соединялись вместе для обозначения удачных выражений, но находящихся не на своем месте. ср. Anleitung zur griechischen, desgl. zur r?mischen Pal?eographie Wattenbach´a.