Соломония - супруга великого князя Василия Ивановича , происходила из незнатного рода Сабуровых . Иван III желал найти невесту своему сыну среди иностранных владетельных домов, но старания его остались безуспешными. Тогда решено было женить Василия на русской, для чего, по рассказу Герберштейна, было собрано и представлено ко двору 1500 девиц. Выбор пал на С. Сабурову, отец которой, один из потомков ордынского выходца мурзы Чета , не был даже боярином. С. не имела такого влияния на Василия Ивановича, каким пользовались супруги прежних великих князей, София Витовтовна и София Палеолог . Воспитанная в России, привыкшая к теремной жизни, она не вносила ничего нового в жизнь великого князя, ничем не выделялась из среды боярынь. К своему несчастию, она была бесплодной. Это нарушало все планы Василия, и у него являлось опасение, что после его смерти престол должен был перейти к брату Юрию , малоспособному князю, враждебно относившемуся к Василию. По совету бояр, великий князь решил развестись с С. Митрополит Даниил и вся иосифлянская партия стояли за развод, но Вассиан Косой , Максим Грек , кн. Симеон Курбский отклоняли Василия от такой крутой незаконной меры. Однако Василий не послушал их, и в ноябре 1525 г. был объявлен развод его с С. Соломонию против ее воли постригли, под именем Софьи в Рождественском девичьем монастыре и потом сослали в Суздальский Покровский монастырь.
Соломония
СОЛОМОНИЯ
2Мак 7) — мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Имя сей матери не читается в свящ. тексте; по преданию она называлась Соломонией. Когда, после ужаснейших страданий и мученической кончины благочестивого старца Елеазара, она приведена была с детьми к царю, царь требовал, чтобы она и дети ее ели идоложертвенное; но они под ударами бичей отвечали ему: “о чем ты хочешь спрашивать нас, или что хочешь узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить законы отеческие.” Раздраженный царь велел казнить их жесточайшими пытками. Но несмотря на молодость лет дети смело шли на встречу смерти, в надежде снова получить жизнь от Подателя ее. Мужественная мать смотрела, как при ее глазах отсекали у ее сыновей руки и ноги, отрезали язык, сдирали кожу со всего тела и сожигали их на раскаленных сковородах, и не только не смущалась духом, но благодушно все переносила в надежде на Господа, ободряла и поощряла страдальцев все терпеть за Подателя жизни. “Творец мира, который образовал природу человека, и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы” — так говорила мать каждому сыну страдальцу. “Умоляю тебя, дитя мое, говорила она последнему сыну, посмотри на небо и землю и видя все, познай, что все сотворил Бог из ничего, и что так произошел род, человеческий. Не страшись убийцы, но прими смерть, чтоб я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими” (7:28-29). Страдальцем окончил жизнь и последний сын. После сыновей скончалась и мать. Память св. мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елеазара празднуется Церковью 1 августа. Начало сего праздника восходит к древним временам. В 4-м веке известны поучения на сей праздник: Григорий Назианзена, Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Страдания, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей Сирийских. Мощи св. мучеников, по преданию Западной Церкви, перенесены были из Антиохии в Константинополь, и после в Медиолан, и потом предание о их положении колеблется между Римом и Кельном.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990