— автор небольшого сочинения "Мысли Израильтянина", представляющего собою известный историко-культурный интерес; род. в 1778 г. в Минске, в семье синагогального чтеца и казначея. Тайком от отца изучил польский и русский языки, испытывая "пламенную страсть к словесности". Обремененный семьей, С., не желая заниматься "мещанскими промыслами", решил добывать пером средства к существованию. В 1800 г. он состоял переводчиком с еврейского языка на русский и польский; в 1802—8 гг. служил письмоводителем при Минском главном суде; в 1814—20 гг. он занимал в Минске выборную должность бургомистра; позже состоял секретарем и переводчиком при "депутатах еврейского народа" в Петербурге, а затем занимался здесь "стряпчими делами", вернее ходатайствами по делам еврейских обществ и отдельных лиц — в 1829 г. Сенат дал ему специальное разрешение проживать в столице. Ведая корреспонденцию депутатов, С. не мог не усмотреть, что стремление правительства привлечь еврейское юношество к общему образованию не встречает поддержки со стороны господствовавшего еврейского класса. И вот, на склоне лет, в 1844 г., проживая в Минске, С. написал "Мысли Израильтянина", долженствовавшие убедить евр. общество, что и Талмуд, и раввинская письменность поощряют к ознакомлению с языком окружающего народа, не препятствуют быть на уровне века. Подобные мысли почитались в широких еврейских кругах еретическими — еще в 1842 г. минское евр. общество крайне отрицательно отнеслось к проповеди Макса Лилиенталя (см.). Правительство поддерживало стремления радетелей просвещения, но, по-видимому, для того, чтобы напечатать книжку (Вильна, 1846; в двух частях; заглавие гласит: "Сочинение Еврея Абрама Соломонова"), С. пришлось обратиться к авторитетному покровителю, каковым и явился виленский раввин Израиль Гордон, которому книжка посвящена. — Ср. предисловие С. к сочинению.
Ю. Г.
{Евр. энц.}