Солон
СОЛОН
640/635 — ок. 559 до н.э.) — политич. деятель и соц. реформатор Афин. Происходил из обедневш., но знатн. рода Кодридов; заним. мор. торговлей, путешествовал по Греции, Ионии (до 594), был в Египте, на Кипре, в Лидии (после 593). Прослав. как военач. в войне с Мегарами за Саламин (кон. 7 в.). Будучи избранным в 594 архонтом и айсимнетом, провел ряд соц.-политич. реформ в интересах афин. демоса. Известен также как автор элегий политич. содерж. Имя С. было очень популярно в Др. Греции, его причисл. к «семи мудрецам».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СОЛОН
Solon) (между 640 и 635 - ок. 559 до н. э.) - политич. деятель и социальный реформатор Афин (Др. Греция). Происходил из обедневшего, но знатного рода Кодридов; занимался морской торговлей, путешествовал по Греции, Ионии (до 594), был в Египте, на Кипре, в Лидии (после 593). Прославился как военачальник в войне с Мегарами за Саламин (кон. 7 в.). Будучи избранным в 594 архонтом и айсимнетом, провел ряд социально-политич. реформ в интересах афин. демоса (см. Солона реформы). Известен также как автор элегий политич. содержания. Имя С. было очень популярно в Др. Греции, его причисляли к "семи мудрецам". Лит. см. при ст. Солона реформы.
Солон
Солон (Solon) (ок. 640 - ок. 560 до н.э.), афинский гос. и полит, деятель; разработал свод законов, на основании к-рого в Афинах в первой четверти 6 в. до н.э. осуществлены важные реформы. В частности, было аннулировано большинство долговых обязательств и отменено рабство за долги, что способствовало оживлению торговли и ремесленного произ-ва. Все граждане были разделены на четыре разряда по имущественному цензу; полит, права каждого разряда определялись размером его имущества. С. усилил роль нар. собрания, ослабив влияние аристократии. Возможно, при С. было создано два демокр. органа: Совет (буле) и гелиэя (суд присяжных); тем самым ареопаг лишился значит, части своих полномочий. С. заменил суровые уголовныеДраконовы законы более мягкими, к-рые легли в основу юридич. кодексов классич. эпохи.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
СОЛОН
638 — 558 гг. до н. э.) — знаменитый афинский законодатель, один из семи греческих мудрецов. Еще в юности он проявил поэтическое дарование. Солон вступил на политическое поприще изза отказа афинян от притязаний на остров Саламин, завоеванный мегарцами: он сумел подвигнуть афинян к войне с мегарцами и сам стал во главе войска. Война окончилась в пользу афинян. Затем Солон приступил к составлению нового законодательства, ибо до него в Афинах не было писаных законов, кроме кровавых законов Дракона. Его законы были написаны на деревянных досках и помещены в Акрополе. Они послужили основой, на которой развилась последующая афинская конституция. Взяв с афинян обещание, что они будут исполнять его законы в течение десяти лет, Солон отправился путешествовать. Он посетил Египет, Лидию. В отсутствие Солона афиняне, однако, не сдержали своего обещания; во время возникших смут верховную власть захватил Писистрат. Впрочем, тиран Писистрат отнесся к Солону с большим уважением и часто руководствовался его советами.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Солон
(Solonus) (ок. 640 – 560 гг. до н. э.) — афинский политический деятель и поэт. Политические взгляды нашли отражение в стихотворениях, которые он писал в форме элегий. Он осуждал непорядки в государстве, предлагал меры для улучшения общего положения. В 594 г. до н. э. он был наделен чрезвычайными полномочиями, чтобы преодолеть кризис афинского государства. Солон освободил крестьян от долговых обязательств, отменил долговое рабство. Он создал первую в мире демократию, что по-гречески означает «власть народа». Все граждане были разделены на 4 разряда в соответствии с имущественным цензом. Но Солон столкнулся с растущим сопротивлением и аристократии, и крестьянства. Богатые были недовольны тем, что он урезал их права, а неимущие возмущались тем, что им не удалось добиться передела земли. Тогда Солон решил отказаться от своего поста. В 560 г. до н. э. в Афинах произошел переворот, и власть захватил Писистрат. Годы его правления были отмечены культурным, экономическим и политическим расцветом, однако несомненной заслугой Солона явилось то, что он упразднил большинство привилегий аристократов. В античное время античные предания причисляли Солона к числу греческих мудрецов.
Солон
(между 640 и 635 гг. — ок. 559 г. до н. э.) — афинский политический деятель и реформатор. Став в 594 г. до н. э. афинским архонтом, был наделен чрезвычайными полномочиями для того, чтобы преодолеть затяжной экономический и политический кризис афинского государства. Первым его шагом была сисахфия, т. е. освобождение всех граждан от обязательств, связанных с заложенной за долги землей. Рабство за долги было отменено, афиняне, проданные за границу, были выкуплены за государственный счет. Следующей мерой Солона явилось изменение действовавшей системы мер и весов и чеканки монеты. Вместо эгинской системы он ввел более легкую эвбейскую систему мер и весов, которая тогда была распространена и облегчала развитие афинской торговли. Солон поощрял торговлю и ремесла, приглашая в Афины из других греческих полисов торговцев и ремесленников и предоставляя им в ряде случаев гражданство. В социальной сфере он заменил родовые привилегии имущественными. Все граждане были разделены на четыре разряда в соответствии с имущественным цензом, который зависел от количества земли. Принадлежность граждан к той или иной группе (пентакосиамедимны, или пятисотники, всадники, зевгиты и феты) определялась годовым доходом урожая. Пентакосиомедимны и всадники воевали в коннице, а зевгиты в качестве гоплитов. Феты сражались как легковооруженные или позже — в качестве гребцов. В противовес аристократическому ареопагу Солон создал Совет четырехсот, в который входило по 100 человек от каждой филы. Он упразднил большинство привилегий родовой аристократии, открыв этим дорогу дальнейшему развитию демократии в Древней Греции. Впервые в мировой экономической истории реформы Солона защищали права частных собственников (разрешалась продажа земельных участков после смерти главы семьи и т. д.).
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Солон
(ок. 640–560 до н. э.), афинский политич. деятель и поэт из знатного, но обедневшего аристократич. рода. Вынужд. заботиться о своем существовании, стал заниматься торговлей; при этом он много путешествовал. Воодушевлял своими стихами сограждан в войне за захват о. Саламин. Политич. взгляды С. нашли отражение в стихах, которые он писал в форме элегий, а также ямбов и трохеич. тетраметров. Он осуждал непорядки в государстве, жажду наживы у аристократии, предлагал меры для улучшения общего положения. Став архонтом в 594, С. был наделен чрезвычайными полномочиями, для того чтобы преодолеть затяжной экономич. и политич. кризис афинского государства. Неконтролируемое расширение крупных земельных владений привело к тому, что положение мелких земледельцев крайне ухудшилось, они сильно задолжали и частично лишились своей земли (гектеморы). Они требовали отмены долгов и нового раздела земли. Ремесленники и торговцы стремились участвовать в управлении государством и устранить остатки родового строя, который препятствовал экономич. развитию, установлению демократии. С. решил пойти на компромисс, чтобы преодолеть кризис: удовлетворить часть справедливых требований бедняков, для того чтобы они не настаивали на дальнейших коренных преобразованиях. Первым его шагом была сисахфия (seisachtheia), т. е. освобождение всех граждан от обязательств, связанных с залож. за долги землей. Рабство за долги было отменено, афиняне, проданные за границу, были выкуплены за государств, счет. Следующей мерой С. явилось изменение действовавшей системы мер и весов и чеканки монеты. Вместо эгинской системы он ввел более легкую эвбейскую систему мер и весов, которая тогда была распространена и облегчала развитие афинской торговли. С этим, вероятно, С. связывал сокращение долгов, которые обременяли движимое имущество. С. поощрял торговлю и ремесла, приглашая в Афины из других греч. полисов торговцев и ремесленников и предоставляя им в ряде случаев гражданство. В социальной сфере он заменил родовые привилегии имуществ. Все граждане были разделены согласно имуществ. цензу на четыре группы (первоначально он зависел только от количества земли). Права и обязанности С. распределил так, что зажиточные граждане обладали большими политич. правами, но при этом были обязаны нести и большую ответственность (тимократия). Принадлежность граждан к той или иной группе определялась годовым доходом от урожая. 500, 300, 200 или менее медимнов зерна, масла или вина определяли обществ, положение каждой из имуществ. групп (соответственно пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты). Впоследствии принадлежность к той или иной группе определялась и по денежному цензу, причем один медимн был приравнен к одной драхме. Занимать высокие государств, посты имели право только представители трех первых групп. При этом архонтом или хранителем казны могли быть только пентакосиомедимны. Для фетов было сохранено лишь право участвовать в народном собрании и народном суде. Поскольку военнообязанные должны были сами снабжать себя вооружением, то на службу в качестве тяжеловооруж. гоплитов призывались только представители трех первых групп. Пентакосиомедимны и всадники воевали в коннице, а зевгиты в качестве гоплитов. Феты сражались как легковооруженные или позже — в качестве гребцов. Первая группа была обязана участвовать в дорогостоящих литургиях. В противовес аристократич. ареопагу С. создал Совет четырехсот, в который входило по сто человек от каждой филы. С. заставил афинян поклясться в том, что в течение десяти лет они не будут ничего менять в его законах. Однако уже после 594 внутри афинского общества вновь началась борьба, т. к. С. не задел гл. основу аристократии — крупное землевладение. Тем самым у землевладельцев сохранялась возможность возобновить борьбу за власть. Неимущие были недовольны тем, что не получили таких же политич. прав, как и богатые. Однако несомненной заслугой С. является то, что он упразднил большинство привилегий родовой аристократии, открыв этим дорогу дальнейшему развитию рабовладельч. демократии. В античное время С. был причислен к числу Семи мудрецов.
Источник: Словарь античности. 1989
Солон
греческий государственный деятель и поэт. Был сыном Эксекестида из афинского аристократического рода Медонтидов, по материнской линии находился в родстве с будущим тираном Афин Писистратом. Сыграл важную роль во время долгой войны Афин с Мегарой за остров Саламин, призывая соотечественников к борьбе в знаменитой элегии, из которой нам известно несколько стихов. Ок. 594 г. до н. э. был избран архонтом и посредником, задачей которого было разрешение трудной политической и хозяйственной ситуации в Аттике. С. провел ряд хозяйственных реформ, как то: отмена долгов, лежавших на крестьянских хозяйствах и рабства за долги, денежная реформа, унификация мер и весов, получение афинского гражданства осевшими здесь чужеземцами, ремесленниками и купцами. Эти реформы оздоровили сельское хозяйство и заложили основы развития ремесла и торговли. За основание политических реформ С. принял уже существовавшее разделение населения на четыре класса по имущественному признаку. Таким образом он уничтожил привилегии по праву рождения, а достаток гражданина поставил в зависимость от его участия в делах государства. С. ограничил полномочия аристократического совета Ареопага в пользу народного собрания и Совета Четырехсот, выбираемого родовыми филами. Он ввел народный суд (heliaia), смягчил Драконовы законы. После проведения реформ С. оставил должность и уехал из страны. Он совершил путешествие на Кипр, в Египет и Малую Азию. Поэтическое творчество С. было тесно связано с его политической деятельностью и выполняло публицистические функции. С. высказывал свои мысли в трохеях, литературную форму которым придал Архилох, а также в элегиях, порой напоминающих о Каллине и Тиртее. Многими своими идеями он обязан Гесиоду. От творчества С. сохранились только фрагменты. В поэзии С. выражал свои политические взгляды, защищал проводимые им реформы, объяснял их значение. Он также выступал в роли наставника соотечественников и моралиста, благодаря чему его причислили к семи мудрецам. К воинским элегиям можно отнести упомянутый выше фрагмент (фр. 2), связанный с выступлением С. во время войны за Саламин. В более длинном ямбическом отрывке (фр. 20) С. как бы представляет отчет о своей деятельности. Он призывает в свидетели «черную землю, мать олимпийских богов», которую он освободил от тяготивших ее межевых столбов. Она была рабыней, а теперь свободна. С. гордится тем, что он вернул гражданские права афинянам, которые были проданы в рабство за долги и «уже забыли аттическую речь». Он считает своей заслугой установление единого закона для всех и напоминает, что другой на его месте стремился бы получить власть тирана, а все достижения реформы присвоил бы себе. В трохеических тетраметрах (фр. 16, 19, 21) он отвергает упреки в том, что оказался глупцом, ибо не сумел воспользоваться случаем, чтобы стать тираном. С. полагает, что может гордиться своими поступками, поскольку он поставил общественные интересы выше личных. А тем, кто полагап, что он должен пойти в реформах еще дальше (в том числе произвести передел земельных участков), отвечал, что он дал народу столько власти, сколько было надобно (фр. 5), и не стоит превышать меру. Чрезмерная же свобода столь же пагубна, как и избыток несправедливости. Всякое же излишество рождает гордыню (hybris), причину всех неудач. Следовательно, виной всему является глупость. В других произведениях он остерегал от тирании (фр. 8), а когда она воцарилась в Афинах, утверждал, что их жители сами призвали ее своими неразумными поступками и не должны искать причин в немилости богов. В рефлективно-моральных элегиях С. изложил свою концепцию счастливой жизни (фр. 1). Они напоминают о Гесиоде, но С. гораздо менее пессимистичен, а богатство, к которому человек должен стремиться, является чем-то значительно большим, чем запас, позволяющий ему дожить до нового урожая. Основой же человеческого благополучия представляется благосклонность богов, доброе имя среди соотечественников и не слишком большой, честно нажитый достаток. Нечестность всегда влечет за собой несчастье. Надежда на лучшее будущее позволяет людям переносить трудности и беды, но в конечном итоге все зависит от богов. Похожие мысли он развивает во фр. 11, где выступает против чрезмерной жажды богатства, ибо человеку, который смертен и не может взять с собой свое имущество в загробный мир, для счастья нужно немногое. Те же самые законы, что управляют жизнью одного человека, С. относит и к государству. К упадку приведет погоня его жителей за золотом (фр. 4). Дела плохо идут там, где благородные люди бедны, а дурные - богаты. С. призывает к сохранению существующего общественного порядка (эвномии), приводя аргументы, напоминающие о противопоставлении хорошо и плохо устроенного городов у Гесиода (фр.3). Человеческую жизнь С. разделил на 10 семилетних периодов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Сам он хотел жить 80 лет. На эту тему С. спорит с Мимнермом, считавшим жизнь старика лишенной ценности. Сохранившиеся фрагменты творчества С. доказывают, что в любом деле он последовательно выступал сторонником умеренности и равновесия, противником крайностей. Язык С. еще близок к эпической традиции: живой и выразительный. Сравнения из мира природы подчеркивают тезис о том, что в природе и в обществе царят одни и те же законы.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Солон
греч. Solon)
(ок. 635 - 559 до н.э.)
афинский политический деятель, реформатор и поэт; происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. В молодости С. занимался торговлей, много путешествовал, посетил Египет, Кипр, Лидию и многие города Эллады. После избрания его на должность архонта в 594 г. он провел ряд реформ социально-политического и экономического содержания в интересах афинского демоса: ликвидировал долговое рабство, ввел закон о свободе завещания, унифицировал меры веса и денежную систему, запретил вывоз из Афин хлеба и поощрял занятия ремеслами.
Как писал Плутарх, афиняне, назначив С. правителем и законодателем, «предоставили ему на усмотрение все без исключения - государственные должности, народные собрания, суды, советы, определение ценза для каждого из этих учреждений, числа членов и срока их деятельности; дали ему право отменять или сохранять все, что он найдет нужным из существующих, сложившихся порядков» (Солон, XVI).
Желая оставить все высшие должности за богатыми и одновременно привлечь к участию в гос. делах простой народ, С. ввел оценку имущества граждан. Он разделил их, независимо от происхождения, на четыре имущественных разряда (филы), определив их права и обязанности по величине дохода. Лица, получавшие доход не менее 500 мер (1 мера - 52,5 л) зерном, вином или маслом, относились к 1-му разряду - их называли пятисотмерниками; 2-й разряд (всадники) составили те, кто получал доход не менее 300 мер; граждане 3-го разряда (зевгиты) имели доход не менее 200 мер; 4-й разряд состоял из фетов, доход которых был ниже 200 мер. Представители первых двух разрядов служили в коннице и имели право занимать высшие должности в государстве; граждане 3-го разряда призывались в тяжеловооруженную пехоту, а феты служили легковооруженными пехотинцами и гребцами во флоте.
Новое деление афинских граждан, провозглашенное право зевгитов и фетов участвовать в народном собрании (экклесии), повышение социального статуса средних производителей привели к росту авторитета и полномочий экклесии как гос. органа. С. учредил совет 400, куда избирались по 100 человек от каждой из четырех разрядовых фил. Совет занимался подготовкой дел, обсуждаемых в народном собрании, разбирал текущие дела управления государством, что привело, в свою очередь, к ограничению функций аристократического совета - ареопага. К упомянутым органам управления присоединялся еще один - суд присяжных (гелиэя). Реформаторская деятельность С. стала важным этапом на пути становления афинской рабовладельческой демократии. С. известен и как автор элегий. Древние греки причисляли его к семи мудрецам.
Античная лирика / Сост. С. Апта, Ю. Шульца. М., 1968. С. 132-135; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1. С. 102-126; 142-145; Гриневич К.Э. Солон: В 2 ч. // Ученые зап. Томского ун-та. 1946. № 4; 1947. № 6; Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964; Колобова К.М. Революция Солона // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39; Ленцман Я.А. Достоверность античной традиции о Солоне // Древний мир. М., 1962; Лурье С.Я. К вопросу о роли Солона в революционном движении начала VI в. до н.э. // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 640 - ок. 560 до н. э.)
Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые реформы: с помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, он объявил недействительными все долги, сделанные ранее, и таким образом уничтожил получившее развитие крепостное право. Солон внес также изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Кроме того, Солон - это первый известный афинский поэт; он писал в основном на политические и патриотические темы; некоторые фрагменты его поэзии сохранились. Во второй половине жизни Солон много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии Солон виделся с Крезом, пророчески заметив ему, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь, раньше дня смерти. Эта мысль впоследствии настолько поразила персидского царя Кира, что он сохранил жизнь пленному Крезу, передавшему ему фразу Солона. Впоследствии Солона причисляли к Семи мудрецам Греции.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 635 - ок. 560)
др.-гр. поэт и законодатель. Происх.-из древ, афинского рода; убедил афинян вступить в войну за о-в Саламин и присоединить его к себе. В 594 был избран посредником между знатью и угнетенным ею простым народом. Своими законами С. освободил бедноту от долгов, запретил долговое рабство и вернул проданных в чужие земли сограждан. Разделил афинян по имущественному признаку на 4 класса. В элегиях С. обосновывал свой взгляд на место человека в общ-ве. По его мн., каждому свойственно стремление к благополучию, но на пользу идет только честно нажитое богатство. Хотя Афины находятся под благодатным покровительством богов, корыстолюбие и неудержимая алчность местных богачей способны стать для них источником всяческих бедствий, т. к. боги не прощают высокомерия и нарушения справедливости, но карают либо самих виновных, либо их потомство. Т. о., в элегиях С. был отчетливо поставлен вопрос о личной ответственности человека, получивший дальнейш. разработку в афин. трагедии. Древние причисляли С. к семи мудрецам.
B.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 635 - 559 до н.э.)
афинский политический деятель, реформатор и поэт; происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. В молодости С. занимался торговлей, много путешествовал, посетил Египет, Кипр, Лидию и многие города Эллады. После избрания его на должность архонта в 594 г. он провел ряд реформ социально-политического и экономического содержания в интересах афинского демоса: ликвидировал долговое рабство, ввел закон о свободе завещания, унифицировал меры веса и денежную систему, запретил вывоз из Афин хлеба и поощрял занятия ремеслами.
Как писал Плутарх, афиняне, назначив С. правителем и законодателем, «предоставили ему на усмотрение все без исключения - государственные должности, народные собрания, суды, советы, определение ценза для каждого из этих учреждений, числа членов и срока их деятельности; дали ему право отменять или сохранять все, что он найдет нужным из существующих, сложившихся порядков» (Солон, XVI).
Желая оставить все высшие должности за богатыми и одновременно привлечь к участию в гос. делах простой народ, С. ввел оценку имущества граждан. Он разделил их, независимо от происхождения, на четыре имущественных разряда (филы), определив их права и обязанности по величине дохода. Лица, получавшие доход не менее 500 мер (1 мера - 52,5 л) зерном, вином или маслом, относились к 1-му разряду - их называли пятисотмерниками; 2-й разряд (всадники) составили те, кто получал доход не менее 300 мер; граждане 3-го разряда (зевгиты) имели доход не менее 200 мер; 4-й разряд состоял из фетов, доход которых был ниже 200 мер. Представители первых двух разрядов служили в коннице и имели право занимать высшие должности в государстве; граждане 3-го разряда призывались в тяжеловооруженную пехоту, а феты служили легковооруженными пехотинцами и гребцами во флоте.
Новое деление афинских граждан, провозглашенное право зевгитов и фетов участвовать в народном собрании (экклесии), повышение социального статуса средних производителей привели к росту авторитета и полномочий экклесии как гос. органа. С. учредил совет 400, куда избирались по 100 человек от каждой из четырех разрядовых фил. Совет занимался подготовкой дел, обсуждаемых в народном собрании, разбирал текущие дела управления государством, что привело, в свою очередь, к ограничению функций аристократического совета - ареопага. К упомянутым органам управления присоединялся еще один - суд присяжных (гелиэя). Реформаторская деятельность С. стала важным этапом на пути становления афинской рабовладельческой демократии. С. известен и как автор элегий. Древние греки причисляли его к семи мудрецам.
Античная лирика / Сост. С. Апта, Ю. Шульца. М., 1968. С. 132-135; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1. С. 102-126; 142-145; Гриневич К.Э. Солон: В 2 ч. // Ученые зап. Томского ун-та. 1946. № 4; 1947. № 6; Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964; Колобова К.М. Революция Солона // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39; Ленцман Я.А. Достоверность античной традиции о Солоне // Древний мир. М., 1962; Лурье С.Я. К вопросу о роли Солона в революционном движении начала VI в. до н.э. // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 640 - ок. 560 до н. э.)
Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые реформы: с помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, он объявил недействительными все долги, сделанные ранее, и таким образом уничтожил получившее развитие крепостное право. Солон внес также изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Кроме того, Солон - это первый известный афинский поэт; он писал в основном на политические и патриотические темы; некоторые фрагменты его поэзии сохранились. Во второй половине жизни Солон много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии Солон виделся с Крезом, пророчески заметив ему, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь, раньше дня смерти. Эта мысль впоследствии настолько поразила персидского царя Кира, что он сохранил жизнь пленному Крезу, передавшему ему фразу Солона. Впоследствии Солона причисляли к Семи мудрецам Греции.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 635 - ок. 560)
др.-гр. поэт и законодатель. Происх.-из древ, афинского рода; убедил афинян вступить в войну за о-в Саламин и присоединить его к себе. В 594 был избран посредником между знатью и угнетенным ею простым народом. Своими законами С. освободил бедноту от долгов, запретил долговое рабство и вернул проданных в чужие земли сограждан. Разделил афинян по имущественному признаку на 4 класса. В элегиях С. обосновывал свой взгляд на место человека в общ-ве. По его мн., каждому свойственно стремление к благополучию, но на пользу идет только честно нажитое богатство. Хотя Афины находятся под благодатным покровительством богов, корыстолюбие и неудержимая алчность местных богачей способны стать для них источником всяческих бедствий, т. к. боги не прощают высокомерия и нарушения справедливости, но карают либо самих виновных, либо их потомство. Т. о., в элегиях С. был отчетливо поставлен вопрос о личной ответственности человека, получивший дальнейш. разработку в афин. трагедии. Древние причисляли С. к семи мудрецам.
B.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
СОЛОН
• Solon,
?????, афинский законодатель, сын Ексекестида, из древнего царского рода, родился между 640 и 630 гг. до Р. X. Его образованию и знакомству с практической жизнью содействовали путешествия и раннее участие в общественных делах. Впервые он приобрел себе известность политической ролью, которую он принял на себя при завоевании Саламина (отсюда элегия «Саламин», см. ниже 6) и которая, впрочем, впоследствии разукрашена до сказочного. Затем он стал душой войны против криссейцев, имевшей целью наказать их за давно причиняемые обиды Дельфийскому оракулу, войны, во время которой Афины в первый раз приняли деятельное участие в общих эллинских делах. Но несравненно больше он упрочил свою славу бессмертным творением своих законов. Драконовы карательные законы не были в состоянии восстановить в Афинах продолжительное спокойствие и порядок; грозило, кажется, раздробленнее собранной Фесеем земли, педиеи (жители равнины) требовали олигархии, паралии — смешанного правления, обедневшие и изнемогавшие от долгов гиперакрии совершенного переворота в демократическом духе (ср. ????????, Правления формы, и Clisthenes, Клисфен, 2). Попытка Килона захватить в свои руки тиранию и грех кровопролития, которое бременем лежало на городе вследствие убийства Алкмеонидами приверженцев Килона, еще более ухудшили положение дел. Это преступление было смыто религиозными установлениями призванного, из Крита Епименида, 596 г. С., высокоуважаемый за свой род, получивший образование во время путешествий по торговым делам муж, снискал к себе всеобщее доверие, благодаря своей гуманности и умеренности, при таких условиях мог бы, вероятно, достигнуть тирании, но он предпочел принять на себя роль законодателя и посредника, как первый архонт 594 г. до Р. X. и в следующих годах. Дело государственного переустройства он начал прежде всего с устранения существующих зол, особенно обращая внимание на обременение долгами бедных и соединенные с этим последствия. Для этой цели служила так называемая ?????????? (см. ????, Фила); кроме того, была объявлена амнистия гражданам, подвергшимся из-за долгов атимии, и ограничено право личного задержания, которые отныне не смели более распространяться на личность должника и его семейство. После этих, отчасти временных, постановлений он приступил к определению прав и обязанностей граждан на основании дохода с земли, так что от поземельного владения зависело политическое влияние по основному правилу: «За вполне отбытую повинность и полное право». Таким образом, он сломил законные преграды древней аристократии, положив в основу нового порядка вещей поземельное владение вместо родового происхождения. Он разделил по имущественному цензу всех граждан на 4 класса (см. ????, Фила, 6); по ним определялись также военные обязанности и род оружия (ср. ????????, Доходы государства, ?, 11), но так, что, по весьма вероятному предположению Бека, в низших классах облагалось податью не все имущество, но только часть его принималась в качестве капитала, подлежащего обложению (??????). Между тем как первый класс платил со всего имущества (1 талант), второй платил с 5/6 (3.000 драхм), третий с 5/9 (1.000 драхм), четвертый был свободен от податей. Но этим распределением обуславливались также политические права, так что низший класс совершенно был лишен доступа к должностям, а первому классу было предоставлено исключительное право занимать места архонтов (см. Архэ) и членов совета в Ареопаге (см. Ареопаг). Вследствие этих постановлений лица, пользовавшиеся до сих пор властью, — т. к. они были вместе с тем и самые богатые, — некоторое время сохраняли ее, но преграды были уничтожены, и также низшим сословиям дан был доступ к большей части почетных должностей. Далее, афиняне сделались свободными владельцами своей земли и имущества, не будучи связанными семейными правами, домашняя власть отца была ограничена; равным образом были определены права и обязанности метэков, и даже рабы не были лишены законной защиты. Третья часть законодательства состояла в организации отдельных правительственных учреждений. Произволу отдельных чиновников в судах был положен предел рядом законов, которые касались всех условий общественной и частной жизни (см. ´??????, Аксоны); дозволялось жаловаться и апеллировать в объединяющее всех граждан народное собрание, которое в составе 6.000 выборных (???????) производило судоговорение, как последняя инстанция и также высший контроль над чиновниками. Высшим правительственным учреждением был совет (?????, см. Буле), число членов которого было увеличено С. до 400, по 100 от каждой из 4-х ионических фил. Этот совет ежегодно избирался вновь и своими отделениями (пристаниями) представлял постоянное присутственное место. Это законодательство носило в себе зародыш дальнейшего развития и представляло будущему времени свободную, но вместе с тем законную сферу деятельности; однако остается сомнительным вопрос, ввел ли он ради ревизии институт номофетов (см. Номофеты). Но С. не довольствовался только установлением правового порядка, он стремился побуждать в гражданах живое и самостоятельное участие в общественной жизни, соединять сознательную нравственность и благовоспитанность с законностью, а также поощрять умственное образование. На это указывают запрещение оставаться безучастным к внутренним раздорам, постановление о воспитании, которое должно было утверждать людей в благочестии, заботы о том, чтобы Гомеровские поэмы читались в чистом и неиспорченном виде, тогда как напротив представление трагедий Феспида должно было быть запрещено и т. п. Однако политические учреждения С., отчасти именно вследствие их умеренности, не могли на первых порах достигнуть того, чтобы установить и сохранить спокойствие и согласие; чтобы дать время улечься брожению, он отправился в продолжительное путешествие за границу. В отсутствие его снова вспыхнула борьба партий; возвратившись, он застал Писистрата на пути к тирании; полагаясь на свою глубокую старость, он мужественно восставал против него, хотя и тщетно; однако его законы большей частью остались в силе. Он умер в 559 г. до Р. X. в Афинах или, по другим, на острове Кипр, где он с честью для себя оказывал влияние на царя Кипранора. Однако события последнего периода его жизни неизвестны и разукрашены сказаниями, к числу которых, вероятно, принадлежит посещение им царя Креза, который уже вследствие хронологических несообразностей становится невероятным. С. был не только государственный муж, но стоял высоко в общем умственном образовании, за что ему в особенности было присвоено имя мудреца; остроумные анекдоты о его очаровательном обращении с остальными так называемыми мудрецами, правда, не подтверждаются историей. Изречение ???? ´???? было выражением его житейской мудрости (приписываемое также ему ?????? ???????, по другим, принадлежит Хилону). Наконец, он занимал видное место также как поэт. Он сочинял элегии (как полагают 5.000 стихов), которые хотя и были составлены из отдельных отрывков, все-таки представляли беспрерывный ряд стихов, составные части которых различались по признанным всеми заглавиям. Чаще всего упоминается патриотическая элегия Саламин; сохранилось довольно много отрывков, сочиненных отчасти в элегической форме, отчасти плавными трохаическими тетраметрами и ямбами, состоящих, однако, большей частью в кратких гномах, отчасти политического, отчасти созерцательного, философского направления. В них мы видим просвещенное понимание гуманности, тонкую нравственную умеренность и изобилие опыта, как это проявляется во всем его существе. Изд. Баха (1825) и Бергка, po?t. lyr. Graec., p. 416 слл.