мощная крепость на Большом Соловецком острове в Белом море, один из выдающихся.памятников рус. зодчества. Начало строительства С. к. восходит к XV, а завершение - к XVI в. Удивительная прочность его стен была наглядно продемонстрирована в 1854 г., когда их в упор расстреливали снарядами и ядрами корабли эскадры Англии и Франции.
Несокрушимость кремля обусловлена прежде всего тем, что при его создании найдено оптимальное решение очень древней строительной проблемы. С давних пор в архитектуре боролись два принципа: стремление использовать естественный камень и попытки заменить его искусственным - кирпичом. Кирпич хрупок, естественный камень практически вечен, но, для того чтобы сложить из него крупное сооружение, нужно придать каждому камню ровную поверхность. Это требовало огромного труда. Малейшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Стены кремля на Соловках сложены из огромных многотонных глыб, но их не обтесывали и не подгоняли. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью. Стены получились особенно прочными, ибо внешняя цементирующая камень корка не была нарушена. Кирпич занимая малую площадь, не разрушался, ему некуда было осыпаться, так как со всех сторон он был зажат блоками многотонных валунов. Так издавна строили и в Новгороде, но нигде не использовали столь грандиозных глыб камня, как это было сделано при строительстве С. к.
В XVI в. внутри его возводятся крупнейшие каменные сооружения Руси того времени - Успенская церковь (1552-1556), Спасо-Преображенский собор (1558-1566) и др. Наиболее интересное сооружение - Преображенский собор, построенный на собранные по всей России деньги. Он был заложен в 1558 г.
связи со строительством увеличивается производство кирпича на острове, с материка завозится известь, в Новгороде закупаются железо, стекло и другие припасы. 6 августа 1566 г. был освящен первый придел собора. В летописи говорится: "А прочие храмы освящены каждо во свое время и украшением украшены сии божественные церкви... а доброписцы иконные были у него из Великого Новаграда Таврило Старой да Илья, да Крас... и совершился храм вельми чюден и превелик". Преображенский собор удивлял не только современников. Сильное впечатление производит он и сейчас. По его поводу до сих пор ведутся споры. В основном они касаются несохранившегося завершения храма. Некоторые специалисты считают, что наверху храма стоял высокий шатер, другие склонны иначе видеть его завершение. Преображенский собор сейчас скорее напоминает готический собор, чем православную церковь. Уходящие ввысь на 40 м стены (толщиной до 5 м) без горизонтального членения (что нетипично для рус. храмов того времени), 2 башни, напоминающие беффруа собора Парижской Богоматери, боковые лопатки, похожие на контрофорсы готических соборов, и многие другие его особенности удивляют. Выделяется он и симметричным расположением приделов.
Соловки знамениты не только каменными стенами и храмами. Монахи Соловецкого монастыря уже в середине XVI в., как говорит летопись, "горы высокие копати и проводит воды из езера во езера разные и приводе 72 езера воды во едино езеро иже бе под монастырем и ис того езера ров ископа и испусти воду в море сквозь монастырь и ту сотвори две мельницы". Святое озеро, сооруженное у стен ("иже бе под монастырем"), и каналы, соединяющие его с другими 72 "езерами", до сих пор функционируют. Создание сложной и исключительно трудоемкой по тому времени системы каналов позволяло не только подвести большие запасы воды к монастырю, но и путем сброса в море излишков воды оздоровить влажный климат Соловков, улучшить возможности рыболовства.
Руководил строительными работами настоятель монастыря, будущий митрополит св. Филипп (Колычев), являвшийся выдающимся инженером.
Позднее были построены километровые дамбы, соединяющие острова архипелага друг с другом. Одна из дамб сохранилась до нашего времени. Она связывает о. Большой Соловецкий и Большой Муксалма. Глубина пролива между ними не менее 3 м, ширина около 1 км. Но дамба идет и зигзагом, она имеет 5 крутых поворотов. Ее углы учитывают рельеф дна и, кроме того, служат своеобразными ледорезами. Дамба сооружена из крупных валунных блоков.
центре устроены мощные защитные сооружения из огромных валунов. В дамбе проделаны трое ворот для прохода воды при приливах и отливах. Есть легенда о том, что подобная дамба соединяла о. Большой Соловецкий с о. Анзер и дамба на мысу Реболда является ее началом, но остатки этой дамбы пока не обнаружены.
Грандиозный кремль и палаты на Соловках строили с целью обеспечения оптимальных условий для жизни и освоения этого сурового края при максимально бережном отношении к природе. Соловки почти сплошь покрыты лесом, однако его не вырубали, ибо понимали, что на с. его вырастить трудно и нужно беречь природные богатства. Поэтому каменное строение было единственным способом сохранения окружающей флоры и фауны. С другой стороны, скатанные валуны заполняли берега и использовались на строительстве стен кремля, что позволяло одновременно и очистить от них местность.
Соловки, говоря современным языком, жили не на "дотации", а на "полном хозрасчете" и давали большую "прибыль". Монастырь продал только в Вологде в 1584 г. 55622 пуда, в 1587 г. 60244 пуда, в 1599 г. 94854 пуда соли. Для промысла здесь строились и одни из первых в России каменные производственные сооружения. Здание водяной мельницы на Соловках - древнейшая из сохранившихся построек производственного характера, которая через крытую аркаду соединялась с помещением сушильни (здесь сушилось зерно перед помолом). Любопытна архитектура этих зданий. Фасад мельницы членится широкими лопатками и завершается под карнизом декоративным фризом - богатым на освещенном фасаде и более скромным на фасаде, затененном галереей.
Торцовые фасады завершались щипцами, и линия карниза здесь соответствовала наклонным линиям двускатной крыши. Таким образом, декоративный пояс карниза изменялся в зависимости от линии кровли и условий освещения при одних и тех же декоративных элементах. Стремление к высокохудожественному совершенству архитектуры скромного хозяйственного сооружения, расположенного на скрытом от посторонних взоров хоздворе, весьма интересная черта, свидетельствующая о тонком художественном чутье мастеров.