СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
крепость, религиозный центр и крупное феодальное хозяйство на Севере России. Основан в конце 20—30-х гг. XV в. На Соловецком острове в Белом море. В XVII в. один из центров раскола, был также местом ссылки, в советские времена — один из первых концлагерей, созданных по инициативе В. И. Ленина для «перевоспитания» «буржуазных элементов» и врагов Советской власти. Здесь находился СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения и действовал произвол «Соловецкой власти» — власти охранников.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
мужской, на Соловецком озере в Белом море. Основан в 30-х гг. 15 в. Крупный религиозный и культурный центр; играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. В 60-70-х гг. 17 в. один из центров раскола. В 16 - начале 20 вв. место ссылки. Упразднен после Октябрьской революции 1917. В 1923-39 на его территории Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) - главным образом для политических заключенных. В 1942-45 Школа юнг ВМФ. С 1967 музей-заповедник, возвращен в 1991 Русской православной церкви. В архитектурном ансамбле: крепостные стены с башнями, трапезная с Успенским собором, Преображенский собор (все - 16 в.), церковь Благовещения (кон. 16 - начало 17 вв.), каменные палаты (17 в.).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Крымская война, 18531856). Оборона русскими Соловецкого монастыря 6—8 июля 1854 г. В июле 1854 г. к Соловецкому острову, где находился монастырь, подошло два английских пароходофрегата. Англичане стремились захватить Соловецкий монастырь, который являлся важным (стратегическим пунктом России. Владея им, они могли контролировать Белое море и получали удобную базу для нападения на Архангельск. Несмотря на слабую защиту монастыря (там жили монахи и богомольцы, а военный гарнизон представлял собой небольшой отряд), местное руководство решительно отвергло английский ультиматум о сдаче. Тогда англичане начали обстрел монастыря из 60 орудий. Артиллерийским огнем они разбили монастырские ворота и разрушили ряд домов. Однако овладеть Соловецким монастырем англичанам не удалось. Высаженный на берег десант был обстрелян монастырской артиллерией (10 старых пушек) и, понеся потери, отступил к судам. Получив отпор, англичане еще два дня вели обстрел с моря, а затем покинули район Соловков. Их попытка проникнуть к Архангельску также была отражена огнем береговой артиллерии. В сентябре 1854 г. союзники (англичане и французы) покинули Белое море, не добившись здесь существенных результатов (см. Бомарзунд, Петропавловская оборона, Одесса У).

Источник: Самые знаменитые войны и битвы России. 2002

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
оплот христианства на далеком севере. Основан в 1436 году святыми иноками Савватием, Германом и Зосимою. Располагаясь на одном из островов Белого моря, раньше владел обширными волостями и на материке.
После изгнания Казаков с Дона некоторая часть их оказалась и на землях С. монастыря; Казаки неоднократно упоминаются в монастырских Уставных грамотах. Например, в грамоте 1548 г. говорится о денежных повинностях Казаков, проживающих в волостях Виремской, Сумской, Шиженской, Сухонаволоцкой и в Слободке. Снова о Казаках из Сумской волости говорится в грамоте 1564 г. Там приказывается выбирать в восьмичисленную комиссию по податным окладам и двух местных Казаков: "да те бы восмь человек сидели у вас в окладе и окладывали земских людей и Казаков в Божью правду, кого чем пригоже, кто чего достоин, другу бы не дружили, и недругу не мстили". "А у которых Казаков дворы свои, и лошади, и коровы держат и на тех бы есте клали выть не целую, по разсуждению, который чего достоин". Там же упоминаются некоторые льготы для Казаков "в котором году лучится служба ратчина" (очевидно боевая).
Из монастырских волостей, так же как из соседних с ними земель, вышли поколения Казаков - землепроходцев, закаленных в студеном климате севера. В XVII столетии они прошли через всю Сибирь до берегов Сев. Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
один из крупнейших православных монастырей России. Осн. в кон. 20-30-х гг. 15 в. монахами Кирилло-Белозерского монастыря на берегу Соловецкого о-ва в Белом м. В 15-16 вв. С. м, быстро увеличил свои земельные владения, к-рые располагались по берегам Белого м. и впадающих в него рек. С. м. развил промысловую и торг. деятельность, став экономич. и политич. центром Беломорского края. Ведущую роль в х-ве С. м. играли соляной (в 1660-е гг. - 54 варницы), морской, зверобойный, рыбный, слюдяной, железный, жемчужный и др. промыслы, на к-рых было занято большое количество монаст. трудников и наемных работных людей. В С. м. в сер. 17 в. насчитывалось до 350 монахов, 600-700 слуг и трудников. Архимандриты в С. м. назначались непосредственно царем и патриархом и были независимы от местной светской и церк. власти; с 1765 С. м. стал ставропигиальным, т. е. непосредственно подчинявшимся Синоду. В 18 в., особенно после секуляризации церк. земель в 1764, хоз. мощь С. м. была подорвана, но он вплоть до нач. 20 в. имел немалые богатства (земельные владения, 0,5 млн. денежного капитала с ежегодным доходом в 22 тыс. руб.). В 50-70-е гг. 17 в. С. м. являлся одним из оплотов раскола. В 1668-76 в нем происходило восстание, направленное против церк. реформы Никона и принявшее антифеод. характер (см. Соловецкое восстание 1668-76).

С. м. получил большое значение как важная пограничная крепость с мощными крепостными стенами (6 м толщины, до 10 м высоты), башнями, десятками орудий и сильным гарнизоном. Он имел два острога (Сумский и Кемский) на берегу Белого м. С. м. не раз успешно отбивал нападения иноземных захватчиков (в 1571, 1582, 1611, 1854). С 16 в. до нач. 20 в. С. м. был также местом ссылки противников самодержавия и официального православия. Являлся центром христианизации на С.; в его книгохранилище было много рукописных и старопечатных книг. В С. м. составлялся Летописец Соловецкий.

Комплекс С. м. - выдающийся памятник рус. архитектуры. Среди мн. культовых, хоз. и жилых построек 16-19 вв. особое значение имеют здание трапезной (1552-57), грандиозный пятиглавый Преображенский собор (1556-64), церковь Благовещения (1596-1601), крепостные стены (1584-94) и др.

Лит.: Колчин М., Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI-XIX вв., (М., 1908); Савич A. A., Соловецкая вотчина XV-XVII вв., Пермь, 1927; Барсуков Н. A., Соловецкое восстание 1868-1876 гг., Петрозаводск, 1954; Фруменков Г. Г., Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI-XIX вв., (Архангельск), 1963; Борисов А. М., Х-во Соловецкого монастыря и борьба крестьян с сев. монастырями в XVI-XVII вв., Петрозаводск, 1966; Вереш С. В., Соловки, "ИСССР", 1967, No 3.

В. И. Буганов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СОЛОВЕЦKИЙ МОНАСТЫРЬ
(Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь). Соловецкий архипелаг состоит из шести крупных (Большой Соловецкий остров, остров Анзер, острова Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие острова) и нескольких десятков небольших островов и расположен при входе в Онежский залив Белого моря. Добраться до островов можно водным путем от городов Kемь и Беломорск (в Kарелии) и через Архангельск, откуда ходят по Белому морю до архипелага регулярные теплоходы, а также авиарейсы Архангельск (Васьково) – Соловки.
До XV в. острова были практически необитаемы. Естественная их удаленность и особенности климата (зимой Соловки, близ которых проходят теплые морские течения, отрезаны от большой земли слоем непрочного льда – припая) послужили причиной того, что только в летнее время они давали приют заходившим сюда рыбакам. Соловецкий монастырь создавался в XV в. молитвенными подвигами и трудами прпп. Зосимы, Савватия и Германа.
Своего расцвета обитель достигла в середине XVI в. в игуменство Филиппа, впоследствии митрополита Московского, которое длилось 18 лет (с 1548 по 1566 гг.). При нем было начато каменное строительство, освящена Успенская трапезная церковь и близилось к завершению возведение Спасо-Преображенского собора.
В конце XVI в. монастырь становится «великой государевой крепостью». Началось строительство могучих стен и башен. Строительство продолжалось до 1594 г. Соловецкий монастырь стал сильнейшей крепостью на Севере Рос- сии. Сторожевую службу нес отряд стрельцов (1040 человек), состоящий на монастырском содержании.
В многовековой истории обители выделяются события, связанные с «Соловецким сидением» (1668-1676 гг.), восстанием иноков против церковных реформ, предпринятых при патриархе Никоне. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря.
В наше время гранитные глыбы крепости напоминают и о другой трагической и страшной странице русской истории – начале XX в. После октябрьского переворота 1917 г. монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 г. превращен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения, политических противников новой власти, раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. В 1932-1938 гг. многие церковные деятели погибли на Соловках или в местах пересылки. Более тридцати новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Среди них сщмчч. Евгений, митрополит Горьковский (1937); Александр, архиепископ Семипалатинский (1937); Иларион, архиепископ Верейский (1929); Петр, архиепископ Воронежский (1929); прмчч. архимандрит Вениамин (1928) и иеромонах Никифор (1928).
25 октября 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. В обители начала возрождаться монашеская жизнь. 19-21 августа 1992 г. честные мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. В 1999 г. на острове Анзер были обретены честные мощи архиепископа Воронежского Петра (Зверева), в 2000 г. подняты из-под спуда мощи прп. Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: «Спасо- Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь».

Источник: Православие. Словарь-справочник.