СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1668-76

Найдено 1 определение
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1668-76
Соловецкое сидение, - антифеод. нар. восстание в Соловецком монастыре. В С. в. приняли участие различные социальные слои. Аристократич. верхушка "старцев", используя снятие сана патриарха с Никона, выступала против плодов его церк. реформы, осн. масса черной братии (рядовые "старцы") - против централиз. церкви и пр-ва, усиливавшего эту централизацию, "бельцы" (послушники и монастырские работники) и пришлые люди - против феод. угнетения, в частности против монастырских крепостнич. порядков. Число участников С. в. достигало 450-500 чел. С. в. началось под лозунгом борьбы "за старую веру" в связи с движением раскольников (см. Раскол). За активное противодействие властей монастыря церк. реформе и, в частности, за отказ принять "новоисправленные богослужебные книги" царь Алексей Михайлович приказал осадить монастырь. 22 июня 1668 на Соловецкие о-ва прибыл стрелецкий отряд под командой стряпчего И. Волхова. Монастырь "заперся" и отказался пропустить стрельцов в стены крепости. Начало восстания совпало с разгоравшейся крест. войной под рук. С. Разина. И крест. война, и С. в. были выражением стихийного протеста крест. масс против растущего феод.-крепостнич. гнета. С началом вооруж. борьбы обострились социальные противоречия внутри монастыря. На первый план выдвинулась масса "бельцов" и пришлых людей. Власти же монастыря и значит. часть черной братии выступали против "стрельбы" и пытались вести переговоры с царскими воеводами. С. в. пользовалось широкой поддержкой окрестных крестьян и работных людей. Благодаря этой поддержке монастырь смог выдержать более чем 7-летнюю осаду (с перерывами), не испытывая до последнего времени серьезных затруднений с продовольствием и др. запасами. Помимо регулярной продовольств. помощи, мн. работные люди, беглые солдаты и стрельцы приезжали на о-в и примыкали к восставшим. В нач. 70-х гг. усилился приток в монастырь участников крест. войны, что значительно активизировало восстание, углубило его социальное содержание. Идея старообрядчества фактически перестала служить лозунгом движения; восставшие больше не обращались к царю с просьбой "чина не переменять", заявляя, что "никакого указа нам от великого государя не надобно, и не служим ни по новому, ни по старому, делаем по своему". Прежние трудники стали посылать "старцев в хлев и в поварню и в мукосейню", т. е. заставляли "тружаться" тех, на кого работали прежде сами. Осажденные предпринимали все более частые вылазки, к-рые возглавляли выборные сотники - беглый боярский холоп И. Воронин, монаст. крестьянин С. Васильев и др. Беглые донские казаки П. Запруда и Г. Кривонога руководили строительством новых укреплений. К 1674 под стенами монастыря было сосредоточено до 1000 стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Мещеринов. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, бежавшего к И. Мещеринову и указавшего незащищенное окно Белой башни, ускорило поражение восстания, к-рое было подавлено с невероятной жестокостью (янв. 1676). Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60. Все они, за исключением неск. человек, позже также были казнены. С. в. - одно из крупнейших в 17 в. нар. антифеод. движений.

Лит.: Барсуков Н. A., Соловецкое восстание 1668-1676 гг., Петрозаводск, 1954; Борисов А. М., Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с сев. монастырями в XVI-XVII вв., Петрозаводск, 1966, гл. 4.

Н. А. Барсуков. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976