Соловьев Николай Феопемптович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Соловьев Николай Феопемптович

Соловьев (Николай Феопемптович) - русский композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории и музыкальный критик, родился в 1846 г. Воспитывался во второй гимназии в Санкт-Петербурге, затем поступил в медико-хирургическую академию, откуда перешел в Санкт-Петербургскую консерваторию, где окончил курс по классу композиции Н.И. Зарембы. Перед публикой С. впервые выступил с увертюрой (es-dur) для большого оркестра на акте в консерватории в 1869 г., а в 1870 г. (тоже на акте) - с драматической кантатой "Смерть Самсона". По желанию покойного А.Н. Серова С. оркестровал 5-е действие оперы "Вражья сила" и дооркестровал интродукцию и арию Петра из 1-го действия той же оперы. В 1874 г. С. был приглашен в Санкт-Петербургскую консерваторию, где читал сперва теорию для обязательных классов и историю музыки, а с 1885 г., получив звание профессора, ведет специальные классы теории композиции. Написал еще симфоническую картину "Русь и Монголы" (1870), петровскую кантату в честь 200-летнего юбилея Петра I , "Слово о Полку Игореве" для голоса и фортепиано (1873), хор "Молитва о Руси", получивший премию на конкурсе русского музыкального общества (1877), симфоническую фантазию "Эй, ухнем" для всероссийской выставки в Москве (1882), оперу "Кузнец Вакула" (1875), поставленную в Санкт-Петербурге в музыкально-драматическом кружке в 1880 г., и два раза там возобновлявшуюся, а также данную в Санкт-Петербургской консерватории в начале 90-х гг. и на частной сцене в Санкт-Петербурге оперу "Корделия", поставленную в Санкт-Петербурге в 1885 г., Москве, Киеве, Казани в 1886 г., Тифлисе в 1887 г., Праге в 1890 г., много романсов и фортепьянных пьес, помещенных в "Музыкальном Мире", "Звезде", "Нувеллисте", а также изданных у В. Бесселя и М. Бернарда . Сверх того С. собрано около 300 русских народных песен; из них некоторые вошли в издание Академии Наук "Великорусс" (материалы, собранные П.В. Шейном). Критическую деятельность С. начал в 1870 г. в "Музыкальном Сезоне", затем был музыкальным критиком в "Музыкальном Листке", "Музыкальном Мире", "Биржевых Ведомостях", "Новом Времени", "Санкт-Петербургских Ведомостях", "Иллюстрации", "Ниве", "Нувеллисте", "Свете", "Новостях", "России". Состоит редактором музыкального отдела в настоящем словаре. В 1899 г. состоялся 25-летний юбилей профессорской деятельности С., а в 1900 г. 30-летний юбилей композиторской и музыкально-критической деятельности, отпразднованный в Мариинском театре 15 февраля. В 1878 г. С. был делегатом от Санкт-Петербургского отделения русского музыкального общества на парижской всемирной выставке; В 1885 г. был представителем того же общества на открытии памятника М.И. Глинке в Смоленске; в 1898 г. явился вместе с графом А.Д. Шереметевым инициатором и организатором общедоступных народных концертов. Состоит помощником управляющего придворной капеллы.

Источник: Биографический словарь. 2008

Соловьев, Николай Феопемптович

Соловьев Николай Феопемптович


— русский композитор, профессор СПб. консерватории и музыкальный критик; род. в 1846 г. Воспитывался во второй гимназии в СПб., затем поступил в Медико-хирургическую акад., откуда перешел в СПб. консерваторию, где окончил курс по классу композиции Н. И. Зарембы. Перед публикой С. впервые выступил с увертюрой (es-dur) для большого оркестра на акте в Консерватории в 1869 г., а в 1870 г. (тоже на акте) — с драматической кантатой "Смерть Самсона". По желанию покойного А. Н. Серова, С. оркестровал 5-е действие оперы "Вражья сила" и дооркестровал интродукцию и арию Петра из 1-го действия той же оперы. В 1874 г. С. был приглашен в СПб. консерваторию, где читал сперва теорию для обязательных классов и историю музыки, а с 1885 г., получив звание профессора, ведет специальные классы теории композиции. Написал еще симфоническую картину "Русь и Монголы" (1870), петровскую кантату в честь 200-летнего юбилея Петра I, "Слово о Полку Игореве" для голоса и фортепиано (1873), хор "Молитва о Руси", получивший премию на конкурсе русского музыкального общества (1877), симфоническую фантазию "Эй ухнем" для всероссийской выставки в Москве (1882), оперу "Кузнец Вакула" (1875), поставленную в CПб. в музыкально-драматическом кружке в 1880 г., и два раза там возобновлявшуюся, а также данную в СПб. консерватории в начале 90-х годов и на частной сцене, в СПб., оперу "Корделия", поставленную в СПб. в 1885 г., Москве, Киеве, Казани в 1886 г., Тифлисе в 1887 г., Праге в 1890 г., много романсов и фортепьянных пьес, помещенных в "Музыкальном Мире", "Звезде", "Нувеллисте", а также изданных у В. Бесселя и М. Бернарда. Сверх того С. собрано около 300 русских народных песен; из них некоторые вошли в издание Академии наук "Великорусс" (материалы, собранные П. В. Шейном). Критическую деятельность С. начал в 1870 г., в "Музыкальном Сезоне", затем был музыкальным критиком в "Музыкальном Листке", "Музыкальном Мире", "Биржевых Ведомостях", "Новом Времени", "С.-Петербургских Ведомостях", "Иллюстрации", "Ниве", "Нувеллисте", "Свете", "Новостях", "России". Состоит редактором музыкального отдела в настоящем словаре. В 1899 г. состоялся 25-летний юбилей профессорской деятельности С., а в 1900 г. 30-летний юбилей композиторской и музыкально-критической деятельности, отпразднованный в Мариинском театре 15 февраля. В 1878 г. С. был делегатом от СПб. отделения русского музыкального общества на парижской всемирной выставке; в 1885 г. был представителем того же общества на открытии памятника М. И. Глинке в Смоленске; в 1898 г. явился, вместе с графом А. Д. Шереметевым, инициатором и организатором общедоступных народных концертов.


{Брокгауз}





Соловьев, Николай Феопемптович (дополнение к статье)


— русский композитор. Состоит помощником управляющего придворной капеллы.


{Брокгауз}





Соловьев, Николай Феопемптович


— композитор, род. 27 апр 1846 в Петрозаводске. Учился в СПб. медико-хирургической академии, но 1868 перешел в СПб. консерваторию, которую и окончил 1872 по классу композиции Зарембы. В 1871 (по желанию умершего Серова) С. оркестровал 5-й акт "Вражьей силы" и дебютировал в концерте И. Р. М. О. симфоническою картиной "Русь и Монголы". В 1874 С. сделался преподавателем СПб. консерватории (обязательная теория, история музыки); с 1885 в качестве профессора ведет класс композиции. В 1878 С. был делегатом от И. Р. М. О. на всемирной парижской выставке. Критическую деятельность С. начал в "Музыкальном сезоне" (1870), затем писал в "Биржевых Ведомостях", "Новом Времени", "СПб. Ведомостях", "Новостях", "Свете", "России", "Ниве", "Всемирной иллюстрации"; в настоящее время сотрудничает в "Биржевых ведомостях". С. состоит редактором музык. отдела большого "Энциклопедического Словаря" Брокгауза и Ефрона. Сочинения С: 3 оперы: "Кузнец Вакула" (1875, на сюжет Гоголя "Ночь перед Рождеством"; 1880 шел в музыкально-драматическом кружке; 1901 в СПб. Народном доме); "Корделия" (позднее, в измененном виде, "Месть"), 4 действия (СПб., 1885; Москва, Киев, Казань, 1886; Тифлис, 1887; Прага, 1890); "Домик в Коломне", комическая опера на сюжет Пушкина; оркестровая фантазия на тему "Эй, ухнем"; Петровская кантата; хоры ("Молитва о Руси" премиров. И. Р. М. О.), романсы, фортепианные пьесы и др. С. собрано множество народных песен, часть которых вошла в издание Академии наук "Великоросс".


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008