(р. 30.10.1939) — казах. философ; спец. по теории познания и истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Ереване. Окончила филол. ф-т Казахского гос. ун-та (1962). Первые пять лет после окончания ун-та работала корреспондентом радио, телевидения и лит. сотрудником в редакции "Огни Алатау". Затем поступила в асп. ИФ. В этом ин-те прошла путь от мл. н. с. до гл. н.с, в должности к-рого работает и в настоящее время. Докт. дисс. — "Негативная диалектика Теодора Адорно в контексте современной западной философии" (1992). Гл. идеи, высказанные ею в публикациях, связаны с разработкой принципов критического, творч. мышления, способствующего децентризации личности и формированию посткласс. образа человека. Идея творч. диалектич. мышления, с т. зр. С., подразумевает реформирование класс. модели рациональности, переосмысление принципов зап. культуры, преодоление лежащего в ее основаниях принципа господства. Класс, тип мышления, конституируемый господством, подчинялся тождественности, идентичности, что препятствовало формированию подлинной диалектичности, нацеленной на открытое, незавершенное, нетождественное. Только восстановление в правах репрессированных пластов опыта, изменение самого типа отношения и к внешн., и к внутр. природе человека дают возможность формирования творч. мышления, ориентированного на нетождественность, саморефлексию.
Соч.
: О роли сомнения в познании. Алма-Ата, 1976; Познай свое "я". Алма-Ата, 1979; Роль противоречия в формировании научной идеи // Роль категории "идея" в научном познании. 1979; Загадка счастья. Алма-Ата, 1983; Отрицание отрицания // Диалектическая логика. Т.2. Алма-Ата, 1987; Негативная диалектика. Два образа критической теории Теодора Адорно. Алма-Ата, 1990.