СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич
В 1953 г. был освобожден из лагеря и три года провел в ссылке. Преподавал в школе. В 1962 г. опубликовал повесть «Один день Ивана Денисовича»-одно из первых произведений о жизни в советских лагерях. Она принесли известность С. После этого он стал работать над книгой о системе советских лагерей, основанной на документальных материалах-«Архипелаг ГУЛАГ». Она была опубликована за рубежом и принесла С. Нобелевскую премию по литературе 1970 г. В СССР его начали преследовать. С. был исключен из Союза писателей СССР, подвергнут официальной критике, а в 1974 г. выслан из СССР. Жил в США. Вернулся в Россию в 1994 г. Начав с критики ТОТАЛИТАРИЗМА, С. впоследствии принял христианские идеи. Главная тема его произведений-личность в условиях тоталитарного общества. Написал также книги, в центре которых историческая судьба России XX в., в частности, 10-томную эпопею «Красное колесо».
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
В США с 1976, 18 лет прожил в Вермонте. Основной труд амер. периода (полностью не воплощённый в действительность) — многотомный историч. труд «Красное колесо», посвящённый судьбам России в годы Первой мировой войны и революции. Проживая в Вермонте, собрал среди эмигрантов много свидетельских показаний и документов, относящихся к жизни под сов. властью и о насильственных репатриациях сов. граждан союзниками в 1945—47. Помимо лит. творч. выступал с докладами и лекциями перед разными аудиториями о положении в стране, высказывал свои мысли о будущем России. С конца 80-х гг. произведения С. стали публиковаться на родине. В 1990 возвращено гражданство и присуждена Гос. премия за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990 в Москве была опубликована острая социально-полит. брошюра С. «Как нам обустроить Россию». В 1994 с женой вернулся на родину, продолжил лит.- публицистич. деятельность. В 1998 увидел светсб. публистич. статей писателя «Россия в обвале», с перечислением всех бедствий, которые затронули Россию, и изложением взглядов автора, посвящённых вопросам возрождения земства, народовластия, состояния Церкви, положения этнич. рус. населения в отколотых от России окраинах. На центральном рос. ТВ С. вёл публистич. программу, в которой резко критиковал власть, демонстрируя независмость и резкость суждений, после чего программа перестала выходить в эфир. Последний труд С. в двух частях («Двести лет вместе». М., 2001; 2002) посвящён болезненной и проблемной теме рус.-еврейск. взаимоотношений. Родственники: жёны — в первом браке (урожд. Решетовская) Наталья Алексеевна, во втором браке с 1970 (урожд. Светлова) Наталья Дмитриевна; сыновья (от второго брака): Ермолай, Игнат, Степан.
Ист. Архив КРА. Материалы.
Лит. Казак В. С. 719-722.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
(р. 11.12.1918) — писатель, историк, публицист, обществ. деятель. Род. в Кисловодске. Окончил физ.-матем. ф-т Ростовского ун-та, учился в ИФЛИ. С 1943 по 1945 — участник Великой Отеч. войны, с 1945 — заключенный ГУЛАГа, затем ссыльный. Реабилитирован в 1957. В 1970 С. присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1974 выслан из СССР. В мае 1994 вернулся в Россию. Обл. филос. интересов: филос. истории, проблемы человеч. существования, эстетика. В развитии своих филос. взглядов С. пришел к отрицанию марксизма и продолжил то направление рус. филос., представителями к-рого были Ф.М.Достоевский и И.А.Ильин. Соотнося свои взгляды с прошлой и совр. филос., С. формирует собственное филос. миропонимание. Критичность его сознания не тождественна скептицизму, сопереживание трагедии не приводит его к пессимизму, столкновение с абсурдом не убеждает в правоте агностицизма. "Как бы ни были остроумны и беспощадны системы скептицизма или там агностицизма, пессимизма... они по самой сути своей обречены на безволие",— утверждает один из его гл. персонажей. В согласии с традициями православной мысли С. видит мир в его определяемости Божественной силой. Он верит в предназначенность жизненного пути человека. Пережив тяжелейшие испытания, приходит к выводу: "Вся возвращенная мне жизнь с тех пор — не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель". Мир представляется ему в глубинных связях человеч. судеб с историей как органическим процессом, не подвластным произвольным в него вторжениям. "История — иррациональна... У нее своя органическая, а для нас может быть непостижимая ткань... История растет как живое дерево...". С. не принимает рационалистических схем переустройства обществ. жизни: "История не правится разумом... Законы лучшего человеческого строя могут лежать только в порядке мировых вещей. В замысле мироздания. И в назначении человека". В его филос. видении мира неразрывно связаны ист. предопределенность и человеч. активность, свобода человека как свобода выбора жизненных ориентиров, предполагающая личную ответственность за совершаемые поступки и принимаемые решения. Осмысливая реалии XX столетия, устами своего персонажа С. делает вывод о соотношении цели и средств в человеч. деятельности: "...чем выше цель, тем выше должны быть средства! Вероломные средства уничтожают и самую цель!". Универсальная, дух. основа мира предполагает, по С., существование единой и единственной Истины. Множественность и разнообразие усилий в постижении Истины не означают множественности самой Истины. Идея плюрализма в отношении истины — опасное, вед. к распаду духовности явление, "энтропия мысли", угрожающе расширяющаяся как в зап., так и в рус. культуре. "А истина, а правда во всем мировом течении одна — Божья, и все-то мы, кто и неосознанно, жаждем именно к ней приблизиться, прикоснуться... Искать истинные взгляды на вещи, приближаться к Божьей истине, а не просто набирать как можно больше “разных”". У С. собственные подходы в обосновании единства Истины и Добра. Размышления относительно об-ва и его познания приводят к идее того, что не только истина невозможна вне нравственности, но и нравственность вне истины. Добро и Истина едины по своей природе. Поэтому особую важность приобретает вопрос об истине в знании человека об об-ве. "Во всех науках строгих, то есть опертых на математику,— истина одна, и этот всеобщий естеств. порядок никого не оскорбляет... А множественность истин в др. науках есть показатель нашего несовершенства... если разнообразие становится принципом, тогда невозможны никакие обществ. ценности, а применять свои ценности при оценке чужих суждений есть невежество и насилие... Если не существует универсальной основы, то не может быть и морали". Следовательно, "энтропия мысли" предполагает "энтропию морали", отказ от нравств. устоев жизни. Филос. взгляд С. на мир и его познание определил его эстетич. принципы. Художеств. творч. рассматривается им как художеств. иссл., как такой способ постижения Истины, к-рый не подменяется рациональными, теор., науч. формами познания и потому является незаменимым. Сформированное на этой основе понимание художеств. метода определяет принципы оценки художеств. стилей и направлений в эстетике. Для С. неприемлемо сведение искусства ни к примитивности натурализма, ни к узости самовыражения, ни к апологетическому служению полит. целям. Филос. сознание С. деятельно: ему важно не только понимание теор. принципов, но и осознание способов воплощения их в жизнь, личное участие в обществ. жизни. Филос.-художеств. осмысление современности приводит его к выводу о том, что вторая пол. XX столетия становится переломным периодом ист. развития. Утверждавшийся в течение нескольких веков приоритет рационализма и технократизма, материальных благ обусловил дух. дисгармонию об-ва. Подчеркивая опасность абсолютизации этих ориентиров, С. рассматривает восстановление дух. гармонии как условие дальнейшего развития об-ва и человека. В утрате дух. жизненных ориентиров, утрате нравств. основоположений во всех сферах человеч. деятельности, и прежде всего в политике, видит С. истоки кризиса совр. жизни, особенно болезненного в России. Гл. составляющая ист. прогресса — в нравственности, в следовании добру. Нравственность об-ва определяется нравственностью человека: прогресс "истинно м.б. только один: сумма дух. прогрессов отдельных людей. Степень самоусовершенствования их на жизненном пути". Нравств. возрождение в об-ве требует следования сверхличным ценностям и возвращения у человека сознания Целого и Высшего над ним, способности смирения. Это возможно на основе самовоспитания, дух. совершенствования и самоограничения как свободного выбора человечеством иного, по сравнению с нынешним, пути. Автор произведений: "В круге первом", "Один день Ивана Денисовича", "Раковый корпус", "Архипелаг ГУЛАГ", "Красное колесо", а также рассказов, очерков, пьес и публицистических произведений, в т.ч. "Бодался теленок с дубом", "Наши плюралисты", "Как нам обустроить Россию" и др.
А.А. Иванова
Солженицын, Александр Исаевич
Писатель, публицист, общественный деятель, действительный член РАН (1997), лауреат Нобелевской премии 1970 г. по литературе; родился 12 декабря 1918 г.; в 1936 г. поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, в 1939 г. — на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории; в 1941 г. работал преподавателем математики и астрономии в школе; в октябре 1941 г. был призван в армию, окончил артиллерийское училище; в годы Великой Отечественной войны награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды; получил воинское звание капитана; 9 февраля 1945 г. был арестован и осужден на 8 лет лагерей за негативные отзывы о Сталине, допущенные в переписке с друзьями; 6 февраля 1956 г. по решению Верховного суда СССР реабилитирован; работал учителем в деревне во Владимирской области; в 1958 г. закончил работу над романом "В круге первом"; в ноябре 1962 г. в журнале "Новый мир" опубликовал повесть "Один день Ивана Денисовича", которая в 1963 г. была выдвинута на Ленинскую премию по литературе; в 1967 г. написал Открытое письмо делегатам 4-го съезда Союза писателей с требованием отменить цензуру; в 1968 г. на Западе издал книги "В круге первом" и "Раковый корпус"; в том же году завершил работу над книгой "Архипелаг ГУЛАГ"; в 1970 г. опубликовал роман "Август четырнадцатого" — первый том исторической эпопеи "Красное колесо" (в которую вошли позднее романы "Октябрь шестнадцатого", "Март семнадцатого" и "Апрель семнадцатого") завершенной лишь четверть века спустя; 4 ноября 1969 г. был исключен из Союза писателей Рязанским отделением СП; в октябре 1970 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе; в сентябре 1973 г. в Париже вышел первый том книги "Архипелаг ГУЛАГ"; в феврале 1974 г. был арестован и на следующий день выслан за пределы СССР в ФРГ; в 1976 г. переехал с семьей в США; 27 мая 1994 г. возвратился в Россию; награжден высшей наградой Российской академии наук Золотой медалью им. Ломоносова (1998); лауреат Большой премии (Гра-при) французской Академии нравственных и политических наук за выдающуюся роль в литературе XX века и в мировом процессе (2000); женат, имеет троих сыновей.
В декабре 1998 г. в связи с 80-летием писателя президент Ельцин подписал указ о награждении А. Солженицына высшим в России орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Однако Солженицын отказался принять награду "от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния", заметив при этом, что, "может быть, через немалое время" эту награду примут его сыновья. Несмотря на свое заявление, официально Солженицын остается четвертым кавалером восстановленного в 1998 г. ордена Святого апостола Андрея Первозванного вслед за академиком Лихачевым, конструктором Калашниковым и президентом Казахстана Назарбаевым.