Сомов Константин Андреевич
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Сомов (Константин Андреевич) - живописец и рисовальщик, сын Андрея Ивановича С. (см.). Родился в СПб. в 1869 г. Занимался в Императорской Академии Художеств. Добровольно покинув ее в 1897 г., провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. С 1899 г. живет в СПб. Картины и рисунки С., иногда довольно странные, но всегда оригинальные по замыслу, свидетельствуют об его чуткости к поэзии природы, о присущем ему сильном чувстве красок и нередко об его тонком вкусе. Эти качества отводят ему одно из первых мест среди молодых русских художников. Кроме СПб. и Москвы он выставлял свои произведения в Германии, где талант его уважается в особенности. Из них особенно выдаются: "Дама в голубом платье" (в Третьяковской галерее, в Москве), "Радуга" (пастель, в галерее гельсингфорсского Атенеума), "Сцена из Пиковой дамы Пушкина" (акварель, в Берлинской национальной галерее), "Август" (у г-жи Верендорфер, в Вене), "Остров любви" (у г. фон Мекка, в Москве), "Белая ночь" (у г. Галлиа, в Вене), "Былые времена" (у г-жи Бернштейн, в Берлине). Кроме того, С. исполнил много работ художественно-прикладного характера, каковы рисунки для украшения книжных переплетов, заглавных листов и виньеток, театральных программ, ex-libris и т. п. В последнее время он пробовал свои силы в мелкой скульптуре и вылепил группу "Влюбленные" и фигуру "Дамы, снимающей с себя маску" (воспроизведенные в фарфоре на спб. императорском фарфоровом заводе). Ср. "Константин Сомов" (СПб., 1903); журнал "Мир Искусства",1899, № 20 и 1903, № 1 и 2; "Zeitschrift fur Bildende Kunst", 1903, № 10; "Kunst und Kunstler", 1903 - 4, № 2; "Kunst fur Alle", 1905, № 10.
Источник: Биографический словарь. 2008
— живописец и рисовальщик, сын Андрея Ивановича С. (см.). Род. в СПб. в 1869 г. Занимался в Имп. акад. худ. Добровольно покинув ее в 1897 г., провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. С 1899 г. живет в СПб. Картины и рисунки С., иногда довольно странные, но всегда оригинальные по замыслу, свидетельствуют о его чуткости к поэзии природы, о присущем ему сильном чувстве красок и нередко о его тонком вкусе. Эти качества отводят ему одно из первых мест среди молодых русских художников. Кроме СПб. и Москвы, он выставлял свои произведения в Германии, где талант его уважается в особенности. Из них особенно выдаются: "Дама в голубом платье" (в Третьяковской галере, в Москве), "Радуга (пастель, в гал. Гельсингфорсск. Атенеума), "Сцена из Пиковой дамы Пушкина" (акварель, в Берлинск. национ. гал.), "Август" (у г-жи Верендорфер, в Вене), "Остров любви" (у г. фон Мекка, в Москве), "Белая ночь" (у г. Галлиа, в Вене), "Былые времена" (у г-жи Бернштейн, в Берлине). Кроме того, С. исполнил много работ художественно-прикладного характера, таких, как рисунки для украшения книжных переплетов, заглавных листов и виньеток, театральных программ, ex-libris и т. п. В последнее время он пробовал свои силы в мелкой скульптуре и вылепил группу "Влюбленные" и фигуру "Дамы, снимающей с себя маску (воспроизведенные в фарфоре на СПб. имп. фарфоровом заводе), Ср. "Константин Сомов (СПб., 1903); журнал "Мир Искусства" за 1899 г., № 20 и за 1903 г., № 1 и 2; "Zeitschrift für Bildende Kunst", 1903, № 10; "Kunst und Künstler", 1903—4, № 2; "Kunst für Alle", 1905, № 10.
{Брокгауз}
Сомов,
Константин АндреевичРод. 1869, ум. 1939. Живописец, график, книжный иллюстратор; представитель русского символизма и модерна. Испытал сильное влияние живописи французского рококо. Участник объединения "Мир искусства".
Работы: "Дама в голубом платье. Портрет Е. М. Мартыновой", "Вечер", "Эхо прошедшего времени", "Радуга", "Сцена из "Пиковой дамы" Пушкина", "Август", "Остров любви", "Белая ночь", "Былые времена", "Зима. Каток" и др.; портреты А. А. Блока, М. В. Добужинского, М. А. Кузмина, Е. Е. Лансере, Ф. К. Сологуба (1907—1910) и др.; иллюстрации к изданиям русских символистов (Бальмонта, Блока, Вяч. Иванова и др.), циклы "Граф Нулин" (1899), "Невский проспект" (1901), "Книга маркизы" Ф. фон Блей (1908), "Манон Леско" (1926), "Дафнис и Хлоя" (1930) и др. Сын известного историка искусства А. И. Сомова, который долгое время был старшим хранителем Эрмитажа. В 1923 г. эмигрировал. Умер в Париже.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
Академию покинул под влиянием друзей из «Общества самообразования» - ядра будущего «Мира искусства» во главе с А.Бенуа. Много путешествовал по Европе (с матерью в 1890Польша, Германия, Швейцария, Италия; с отцом в 1894 - Германия, Италия). В 1894 впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов, ав 1895-в Ученической выставке Академии художеств и в графической «Blanc et noir», начал работать в живописи (портреты .матери, А.Бенуа, пейзажи). С сентября 1897 до весны 1899с небольшим перерывом прожил в Париже, где встречался с Бенуа, Л.Бакстом, Е.Лансере, А.0бером: посещал «академию Коларосси» - одну из частных учебных художественных мастерских.
Выезжал из Франции в Англию.
С 1899 участвовал в Петербурге во всех выставках Общества «Мир искусства». С. пробовал себя в разных жанрах. Удачны его портретные работы: отца (1897), Е.Мартыновой (т.н. «Дама в голубом», 1897-1900), сестры А.Сомовой-Михайловой (1900), а также многочисленные зарисовки и законченные портретные изображения многих известных людей, представителей творческой интеллигенции своего времени, выполненные для журналов (напр., «Золотое Руно» - А.Блок, Вяч.Иванов, Е.Лансере, М.Кузмин и др., 1906-10). Всеобщее признание и известность принесли С. его многочисленные жанровые сценки, изображающие костюмированные балы, прогулки дам и кавалеров, фейерверки и т.д.: при этом все персонажи одеты по моде эпохи рококо и стилизованы в духе стиля модерн - они словно играют в воображаемом театре. Среди ранних жанровых композиций стоит отметить: «Конфиденции», «Радуга» (1897), «В боскете» (1899), «Остров любви» (1900). Работал С. и в пейзаже, достигая даже в небольших акварелях монументальности и законченности незамысловатого природного мотива.
В 1901 он совершил поездку в Берлин и Дрезден, знакомился с немецкой графикой модерна (в частности, журналом «Симплициссимус»). В том же году участвовал в выставках Венского Сецессиона и Дармштадской «колонии» художников, известных своей ориентацией на стиль модерн в графике, живописи и прикладном искусстве. Интерес С. к немецкому искусству был взаимен, его часто приглашали на выставки в Германию: в 1902 он экспонировал свои работы в «Художественном салоне» Кассирера в Гамбурге и в Берлине (Берлинский Сецессион). Первая персональная выставка С. состоялась не только в России (в залах салона-предприятия «Современное искусство», организованного участниками «Мира искусства» в Петербурге в 1903), но и в Германии (у Кассирера в Гамбурге и Берлине в том же году было показано почти 100 работ С.).
С этого времени «жанровые сценки» художника наполняются все более очевидным «символическим подтекстом» («Вечер», «Волшебство» - 1902; «Эхо прошедшего времени», «Дама в розовом», «Спящая в синем платье» - 1903: «Арлекин и смерть» - 1907; «Осмеянный поцелуй» - 1908 и т.д.).
Погруженность персонажей «в себя» или их механистичные движения намекают на сверхчувственные, сверхъестественные силы, двигающие людьми как марионетками и распоряжающиеся их судьбами. Игры этих марионеток происходят как бы на грани жизни и смерти, реальности и фантазии. Это главная особенность искусства С., воплотившаяся во всех жанрах его творчества. Помимо станковой графики, С. много работал в книжной графике (илл. к поэме А.Пушкина «Граф Нулин», 1899: оформление журналов «Мир искусства», «Золотое Руно», 1900-е; обложка к книге «Жар-птица. Свирель славянина» К.Бальмонта, 1907; илл. к «Книге Маркизы» Ф. фон Блея, подражающей книжному оформлению эпохи рококо, 1907; в 1918 расширенный вариант книги опубликован на франц.
яз. в России; илл. к «Лирическим драмам» А-Блока, 1908: «CorArdens» Вяч.Иванова, 1911). Он пробовал создать свой стиль в малой фарфоровой пластике («Дама, снимающая маску», «Влюбленные», обе - 1906).
В 1905 С. вновь побывал во Франции. Он активно выставлялся: в России - помимо «Мира искусства», после его распада, участвовал в экспозициях Союза русских художников вплоть до выхода из него вместе со старыми друзьями-мирискусниками в 1910 и организации выставочного объединения со старым названием «Мир искусства» (с 1911); за границей его картины демонстрировались в Германии, в Вене, на Международных выставках в Венеции (1907) и Риме (1909), в Париже на Русской выставке при Осеннем салоне в 1906 и в галерее Жоржа Пти в 1908.
В 1910-е С. занимался, главным образом, написанием парадных портретов жен крупных аристократов и промышленников (Г.Гиршман, Е.Носовой-Рябушинской, Н.Высоцкой и др.). Продолжал портретировать поэтов и художников (Ф.Сологуб, М.Добужинский - нач. 1910-х). С. был заядлым театралом, однако, в отличие от своих единомышленников по «Миру искусства», работал для театра очень мало. Среди нечасто встречающихся театральных эскизов С. первое место, безусловно, принадлежит его занавесу для Свободного театра в Москве (1913), суммировавшему его излюбленные темы и приемы решения образа. В начале 1914 С. был удостоен звания академика Академии художеств. С 1915 преподавал в Школе Е.Званцевой в Петрограде (обучал приемам штудии натуры молодых живописцев). Тогда же участвовал в создании театра марионеток Ю.Сазоновой (Петроград).
В 1919в Третьяковской галерее по случаю 50-летия С. была устроена большая ретроспективная выставка его работ. Художник участвовал в выставках, организованных по инициативе Дома искусств в Петрограде. В декабре 1923 отправился в Америку (через Ригу, Берлин, Лондон) в составе представительной делегации, сопровождавшей Выставку русского искусства (С. участвовал в ее организации вместе с ИТрабарем, оформил каталог: экспонировалось 38 произведений С.; выставка открылась в марте 1924). Из Нью-Йорка, где проходила выставка, С. съездил летом 1924 в Париж, провел там около двух месяцев и устроил небольшую персональную выставку в магазинесалоне В.Гиршмана. По возвращении в Америку С. сблизился с семьей С.Рахманинова, портретировал композитора и его близких. Весной 1925 обосновался во Франции, продолжая поддерживать дружеские связи с Рахманиновыми. Он исполнил большой портрет композитора для фирмы «Стейнвей». Жил на вилле Гранвилье в Нормандии до 1928, когда перебрался в Париж (Бульвар Эксельманс).
Во Франции С. оставался верен своим излюбленным сюжетам и темам: он продолжал рисовать и писать сценки-фантазии на темы «галантного века» (эпохи рококо), исполнил серию акварелей, посвященных русскому балету, занимался пейзажем и портретом. Из работ С. позднего периода следует отметить иллюстрации: к «Манон Леско» А.Ф.Прево; «Дафнису и Хлое» Лонга, 1930: «Опасным связям» Ш. де Лакло (портрет Сесиль Воланж), 1934; а также сценку «Жадная обезьянка» (1929); несколько «Фейерверков»; натюрморты - «с автопортретом» (1934), «с красивыми лилиями и перламутровой коробкой» (1934), «с фарфором и отражением в зеркале» (1933); портреты Т.Брайкевич, Б.Снежковского, В.Будановой и др. За эти годы он участвовал во многих выставках: русского искусства в Брюсселе (1928) и Париже (1932), в Копенгагене (1929), в Берлине, Белграде (1930) и т.д. Его персональные выставки прошли в Париже (магазин Лесника, дек. 1928), в Лондоне (галерея Голицына, июнь 1930).
В 1939 С. скоропостижно скончался от болезни сердца в Париже. Ряд поздних произведений С. был приобретен его другом, инженером М.Брайкевичем, по завещанию которого они в 1949 попали в музей Эшмолиан в Оксфорде. В 1950 там состоялась мемориальная выставка С. В 1969 ретроспективные выставки к 100-летию С. состоялись в Третьяковской галерее и Русском музее. Похоронен С. на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции