СОНАТА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОНАТА
звучать - музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Классический тип сложился в конце XVIII в. в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СОНАТА
(ит. sonare — звучать) — один из основ-ных жанров камерной инструментальной музыки. Обычно соната состоит из трех частей, первая и третья — быстрые, вторая — медленная. Термин «соната» известен с XVI в. Так называли церковные сонаты (серьезные 4-частные произведения) и камерные сонаты. Грань между ними стерлась уже в
XVI в. у композиторов итальянской скрипичной школы — А. Вивальди, А. Корелли и др., а также у И. С. Баха. Классическая соната формируется в XVIII в. в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта и, особенно, Л. Бетховена, у которого было 32 сонаты для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано. Они отличаются яркой музыкальной образностью и почти симфоническими масштабами. Композиторыромантики еще больше усилили стремление к симфо-ничности и контрастности образов (Ф. Шопен, Р. Шу-ман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ). В XX в. сонаты приобретают новый облик за счет новых образов и музыкальных средств выразительности в творчестве М. Равеля, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита, Б. Бартока. Такое расширенное представление о сонате привело к тому, что сейчас так нередко называют лю-бую инструментальную пьесу.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Соната-Воспоминание» Н. К. Метнера сквозь призму психологических концепций памяти рубежа XIX XX вв

Ступницкая Марина Александровна
Рассматривается влияние психологических концепций памяти на художественные идеи Н.К. Метнера.
Читать PDF
0.00 байт

Трио-соната как основной жанр музыки позднего барокко

Иванова Грета Еремовна
В статье содержится характеристика особенностей камерно-инструментальной музыки эпохи позднего барокко, ее основного жанра трио-сонаты.
Читать PDF
0.00 байт

Вторая соната для балалайки и фортепиано А. Кусякова: к проблеме исполнительского воплощения

Давлетшин Артур Федаилович
Автором рассматривается персональный вклад А. Кусякова в пополнение современного репертуара для балалайки. Освещаются бесспорные художественные достоинства Второй сонаты, до сих пор ожидающей публикации.
Читать PDF
0.00 байт

Соната для кларнета и фортепиано во французской камерно-инструментальной музыке XX века: черты преем

Метлушко Владимир Александрович
В статье рассматривается ряд показательных камерно-инструментальных произведений сонат для кларнета и фортепиано, созданных французскими композиторами ХХ века. Автором представлены циклы, принадлежащие К. Сен-Сансу, А.
Читать PDF
0.00 байт

Соната для двух фортепиано П. Хиндемита: проблемы стиля

Курасова Тамара Ивановна
Соната для двух фортепиано П. Хиндемита по глубине и масштабности не уступает симфонии и, наряду с преемственной опорой на классическую сонатную форму, явилась отражением философско-этического мышления композитора.
Читать PDF
0.00 байт

Музыка для баяна уральских композиторов (Соната № 1 В. Веккера)

Бычков Владимир Васильевич, Путилов Владимир Дмитриевич
Рассматриваются тенденции в развитии жанра сонаты для баяна (середина 60-х конец 70-х гг. XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Прокофьев. Соната № 2 для фортепиано

Козева Галина Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

Стравинский. Соната для фортепиано fis-moll

Мелик-Тангиева Гаянэ Георгиевна
Читать PDF
0.00 байт

Художественно-философский симфонизм в живописном цикле М. К. Чюрлениса «Соната солнца»

Андреева Екатерина Андреевна
В статье изучается художественно-философский симфонизм в живописном цикле М. Чюрлениса «Соната солнца». Раскрывается взаимосвязь средств художественной и музыкальной выразительности.
Читать PDF
0.00 байт

Соната для саксофона-альта и фортепиано Э. Денисова: к проблеме обновления жанра

Понькина Антонина Михайловна
В статье в ракурсе проблемы обновления жанра рассматривается Соната для саксофона-альта и фортепиано Э. Денисова.
Читать PDF
0.00 байт

Соната как вид музыкально-речевой практики: структурный подход

Морева Е.А.
В статье речь идет о сонате как о структурно-речевом феномене, рассматриваются четыре основные его стороны: соната-форма, соната-жанр, соната-принцип и соната-данность.
Читать PDF
0.00 байт

Камерно-инструментальная Соната казахстанских композиторов: эволюция и особенности стиля

Акпарова Галия Толегеновна
Переход к новому формированию социальной культуры требует понимания музыкальноисторических событий XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Соната для скрипки и фортепиано уральского композитора Леонида Гуревича

Кадесникова Татьяна Юрьевна
Данная статья посвящена Сонате для скрипки и фортепиано уральского композитора Леонида Гуревича.
Читать PDF
0.00 байт

Соната ор. 25 № 4 для альта и фортепиано П. Хиндемита: проблема стиля в контексте творческой эволюци

Иванов Виктор Николаевич, Королева Анна Валентиновна
Статья посвящена сонате ор. 25 № 4 для альта и фортепиано Пауля Хиндемита, которая рассматривается в контексте стилистической эволюции творчества композитора 1920-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Вторая фортепианная соната Михаила Зайчикова: особенности исполнительской интерпретации

Калашникова Ольга Алексеевна
В статье рассматриваются вопросы, посвящённые интерпретации музыки современного воронежского композитора М. Зайчикова.

Похожие термины: