звучать - музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Классический тип сложился в конце XVIII в. в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта.
СОНАТА
СОНАТА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СОНАТА
(ит. sonare — звучать) — один из основ-ных жанров камерной инструментальной музыки. Обычно соната состоит из трех частей, первая и третья — быстрые, вторая — медленная. Термин «соната» известен с XVI в. Так называли церковные сонаты (серьезные 4-частные произведения) и камерные сонаты. Грань между ними стерлась уже в
XVI в. у композиторов итальянской скрипичной школы — А. Вивальди, А. Корелли и др., а также у И. С. Баха. Классическая соната формируется в XVIII в. в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта и, особенно, Л. Бетховена, у которого было 32 сонаты для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано. Они отличаются яркой музыкальной образностью и почти симфоническими масштабами. Композиторыромантики еще больше усилили стремление к симфо-ничности и контрастности образов (Ф. Шопен, Р. Шу-ман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ). В XX в. сонаты приобретают новый облик за счет новых образов и музыкальных средств выразительности в творчестве М. Равеля, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита, Б. Бартока. Такое расширенное представление о сонате привело к тому, что сейчас так нередко называют лю-бую инструментальную пьесу.
XVI в. у композиторов итальянской скрипичной школы — А. Вивальди, А. Корелли и др., а также у И. С. Баха. Классическая соната формируется в XVIII в. в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта и, особенно, Л. Бетховена, у которого было 32 сонаты для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано. Они отличаются яркой музыкальной образностью и почти симфоническими масштабами. Композиторыромантики еще больше усилили стремление к симфо-ничности и контрастности образов (Ф. Шопен, Р. Шу-ман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ). В XX в. сонаты приобретают новый облик за счет новых образов и музыкальных средств выразительности в творчестве М. Равеля, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита, Б. Бартока. Такое расширенное представление о сонате привело к тому, что сейчас так нередко называют лю-бую инструментальную пьесу.