Сонки, Станислав Максимович

Найдено 1 определение
Сонки, Станислав Максимович

(сцен. псевд.; наст. фам. Зонкинд) (1844 — февраль 1941, Ленинград) — арт. оперы (баритон) и педагог. Пению обучался в Милане у Ф. Ламперти. В 1876 дебютировал в партии Риголетто и до 1884 выступал на оперных сценах Италии (Неаполь, Венеция, Флоренция), Англии (Лондон), США (Нью-Йорк) и др. Рано был вынужден оставить сцену.


Занимался вокально-пед. деят-стью. Изучал анатомию, физиологию, акустику певческого голоса, ларингологию (под рук. милан. проф. Лябуса), знакомился с методологией вокальной педагогики в Париже (у проф. Обридье), Вене (у X. Рокитанского). В 1885 организовал в Милане курсы пения С 1888 жил в России, где вел активную пед. работу вначале в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонического общества, затем с 1891 в Петербурге. Выступал с лекциями и докладами в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове. В 1908 вместе с А. Зилоти и Н. Финдейзеном организовал "Общество друзей музыки", в к-ром возглавлял вокальную секцию, в 1911 — организовал и возглавил "Вокальное общество". После 1917 часто выступал с лекциями и докладами по методике сольного пения в Ленинграде (Центр, дом просвещения, Дом ученых. Центр. Дом искусств). В 1925 выступил с докладом о старой итал. школе на I Всерос. конференции вокальных ученых и педагогов. В 1926 провел цикл лекций для профессоров-преподавателей вокального искусства и студентов-вокалистов старшего курса Ленингр. конс. на тему "Методика сольного пения в связи с физиологией и акустикой органов, воспроизводящих звук". В 1925 организовал научно-вокальную секцию при Ленингр. Центр. Доме искусств, в к-рой работали вокальные педагоги, научные работники по ларингологии, физиологии, акустике, рефлексологии и психологии. В 1928 секция была реорганизована в самостоятельное научно-вокальное общество. Среди учеников —С. Борисоглебский, В. Лазарев. А. Маклецкая, М. Цыбущенко, Е. Ширяева.


Соч.: Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания, воспроизводящих звук: Методика сольного пения. — М.. 1985: 8-е пересмотренное и значительно пополненное изд.— Л., 1925: По поводу библиографической заметки "Музыкального обозрения" / о рецензии С. Габеля на кн.: Теория постановки голоса Сонки // Театр и жизнь. 1885. № 246, 247; Деятельность мышц, при открывании голосовой щели (опыт критики классической теории) — теория напряжения голосовых струн при издании звуков. Доклад // РМГ. 1909. — 2: По поводу книги Кржижановского // Там же. 1910. № 11, 12; О резонаторах звука, образуемого в гортани // Голос и речь —СПб.. 1912. Дек., вып. 1. С 18— 19; Доклад по научному разбору книги артиста императорских театров В. Л Карелина "Новая теория постановки голоса" — СПб., 1912; Педагогика пения: Преподаватели и учащиеся // Голос и речь. 1913. № 1; Как преподавать пение//Жизнь искусства. 1925. № 2. С 15.


Лит.: Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. В 3 т.— М., 1956. Т. 3. С. 150— 156: Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. - М., 1962. С. 447—448; Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. —2-е изд. — М., 1963. С. 190—191.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008