Концертный исполнитель, преподаватель и композитор, в настоящее время – декан испанских гитаристов. Родился в Альмерии 21 ноября 1851 года. Здесь он закончил начальную и среднюю школу, обучение продолжил в Кадисе. С ранних лет полюбил гитару и для него увлечение музыкой было основополагающим. Отец, хороший гитарист и музыкант, знал о плохой протекции и неясном будущем для тех, кто посвятил себя гитаре, резко воспротивился тому, чтобы Лусито занимался на этом инструменте. Но поскольку мальчик не бросал свой обожаемый инструмент, отец купил ему небольшую гитару, когда сыну исполнилось 9 лет. Мальчик учился так, когда и как мог, упражнять свои пальцы; отец попросил друга показать мальчику, как играть на корнет–а–пистоне. Так как этот инструмент не был столь выразительным и симпатичным, как гитара, он быстро его оставил. Вскоре после смерти отца очень молодому Сории посчастливилось услышать выдающегося гитариста Д. Хулиана Аркаса, и это еще больше усилило его страсть к гитаре. Так он провел свои первые годы, и т.к. он знал, что «видеть, слышать и молчать» – лучший путь добиться чего–то практического, он продолжал жить, желая научиться играть на гитаре и работать для того, чтобы прославить и возвысить этот интересный и научный инструмент. Он совершил несколько пробных коротких поездок и в 20 лет уезжает с родины для службы в армии. Будучи новобранцем, он не оставляет гитару. В роте и в комнате сержантов была плохая небольшая гитара, которая помогла ему не забыть свой репертуар. Закончив военную службу, Сория уезжает во французский Алжир, чтобы дать концерты и усовершенствовать свое знание французского языка. Через 4 года он появляется в Аликанте, где проводит примерно столько же времени. У него были здесь хорошие друзья, музыканты и не музыканты, среди них д. Хосе Мария Салазар–и–Моро, с большим литературным даром, который относился к нему как нежный брат.
Однажды в Аликанте приехал д. Хулиан Аркас и на 15 дней маэстро и ученик сошлись, чтобы заниматься гитарой и музыкой. Один раз, когда Сория пришел к Аркасу, тот представил его выдающемуся Франсиско Тарреге; с этого времени они стали неразлучными друзьями. Таррега просил аккомпанировать ему в концерте для двух гитар. Сория аккомпанировал ему на первом сольном концерте Тарреги в театре Аликанте, этот концерт прошел с большим успехом. После концертов в столице, он уезжает с Таррегой в Новельду, чтобы продолжить удачные сольные концерты и концерты для двух гитар. Уехав из Новельды, друзья вынуждены были расстаться, т.к. Таррега должен был уехать в Париж, где у него был заключен контракт, а Сория не мог уехать по семейным обстоятельствам. С этого времени вся жизнь Сории посвящена гитаре; он взвалил на себя крест путешествовать по этому миру с гитарой в руках. Он объехал всю Испанию, большую часть Франции, Бельгии, побывал в Лондоне, Страсбурге и других городах, организовал оркестр из 12 сеньорит в Мадриде, который позже работал по контракту в Америке, дебютировал в Пуэрто–Рико и позже в Гаване. Оркестр выступал в крупнейших населенных пунктах Больших Антильских островов. Заключив контракт, Сория пробыл в Гаване четыре или пять лет. Здесь его навестил выдающийся музыкант–критик Дикрио–де–ла–Марина. Далее я привожу сообщение этого критика:
«Новый инструмент. Уже три или четыре месяца среди нас знаменитый гитарист дон Луис Сория. И хотя он у нас уже не впервые, в тот раз он был так недолго, что у нас едва ли было время оценить по достоинству его выдающиеся качества. Сегодня, несмотря на то, что сеньор Сория очень скромен, мы услышали его солирующим и, хочешь не хочешь, оценили его очень положительно. У него есть умение и талант, поэтому им следует восхищаться и аплодировать ему.
Однако, прежде чем говорить о гитаре сеньора Сории, том инструменте, о котором я говорю в эпиграфе, я хочу дать краткие сведения об образовании и музыкальной карьере этого артиста.
Сеньор Сория родился в Альмерии, здесь и в Кадисе он учился. По завершении этих занятий, уже будучи артистом и обладая необходимыми знаниями в искусстве–науке, он начал путешествовать и, начиная с этого времени, его карьера стала непрерывной серией триумфов в Испании, Франции, Бельгии, Германии, Алжире и Англии. Он давал концерты в узком кругу и для широкой публики в крупных театрах и обществах, в частных домах, академиях и т.д. Он уже имел честь играть во Дворце перед испанским и португальским дворами и на Ла Гранхе в присутствии инфанты Исабелии, большого знатока и покровительницы изящных искусств. Он член общества испанских авторов и композиторов, «Ло Рат Пенат» Валенсии, Центра рабочего просветительского центра в Мадриде и других обществ.
Сеньор Сория отличается ясным, точным, безупречным исполнительским элегантным стилем и тонкостью во всем, что он исполняет. Я его видел несколько раз лично и именно так можно составить самое правильное впечатление, и я действительно не знаю, чем восхищаться больше: силой ли и уверенностью ловких пальцев, расторопной и хорошо поставленной правой рукой или выразительностью, с которой он заставляет петь свой инструмент. И, наконец, сеньор Сория – гитарист в полном смысле этого слова. А сейчас поговорим о его гитаре.
Все знают, что гитара – это оркестр в миниатюре, богатая в арпеджио и довольно сентиментальная. К несчастью, у нее нет сильного звука и энергии, и именно это хотел сеньор Сория, что ему, несомненно в значительной степени удалось. Для достижения этого он сохранил ее старую форму инструмента: единственное, в чем отличается его гитара от обычной, это в том, что вся нижняя часть ее коробки продляется, приобретая форму колокола и касается пола в точке опоры. Тогда исполнитель может выбрать три различных позиции. Естественно, вся эта лишняя часть – большая акустическая коробка, которая делает звук более мощным, одновременно более нежным и густым, чем у всех известных гитар. Ее диапазон – четыре октавы и на ней вместо шести – одиннадцать струн, которые в пустоту дают, начиная с первой струны: ми, си, соль, ре, ля, ми, си, ре, фа, до и соль. Гитара сеньора Сории, которую можно было оценить на одном из публичных концертов, – это красивый инструмент среди инструментов своего класса, и я должен считать, что у нее появятся большие преимущества, когда одна из гитар будет изготовлена из более подходящего дерева. Пусть сеньор Сория примет мои самые горячие поздравления. Подписано: Серафин Рамирес (Дикрино де ла Марина, Гавана, 27 июля 1894 года)».
В первых числах мая 1896 года из Гаваны артист переехал в Ла Корунио и затем в Мадрид, где провел несколько месяцев. Он основал первое общество испанских гитаристов и позже продолжил свои путешествия и артистическое турне. В 1905 году он поехал в Барселону, где прожил несколько месяцев, выступая в некоторых залах, где можно было оценить его гитару. Для автора этих строк дорога память об этих концертах, сольных и дуэтом, с его сыном, выдающимся исполнителем, в зале кинотеатра, которого уже нет, на площади Тетуан. Об его успехах писали с похвалой барселонские газеты. Его обширные знания музыки и инструмента и одновременно его артистические беседы в часы занятий, которые скорее были концертами в узком кругу в его квартире на улице Тринксант, вдохнули в нас больше веры, вселили энтузиазм для продолжения дела, которому мы себя посвятили. С настоящей любовью мы смотрим на его автограф–произведение «Гуахирас», кубинское сапатео, где он любезно написал: «Молодому и прилежному гитаристу Доминго Прату. Автор Луис де Сория. Барселона 21 февраля 1905 года». К этой деятельности концертного исполнителя следует добавить его преданность преподавательской деятельности, которой он занимался везде, где жил: в Мадриде, Сан–Себастьяне, Хироне и т.д. Известно большое число его сочинений, почти все они в народном южно–испанском стиле и интересны с этой точки зрения. Сегодня, когда ему 81 год, он обосновался в столице Испании, где «для отдыха», по его собственному выражению, занимается преподаванием.
СОРИЯ Ирибарни Луис де
СОРИЯ Ирибарни Луис де
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998