СОРИН Савелий Абрамович (Завель Израилевич)
СОРИН Савелий Абрамович (Завель Израилевич)
26( 14).02). 1878 (Полоцк Витебской губ.) - 22.11.1953 (Нью-Йорк). Живописец. Сын небогатого еврейского портного; мать - из секты молокан. В 16 лет ушел из дома. В 1895-99 учился на живописном отделении Одесской рисовальной школы у К. К. Костанди; окончил школу с медалью, дававшей право на поступление в АХ без экзаменов. С 1899 учился в АХ у И. И. Творожникова и В. Е. Савинского, с 1901 - у И. Е. Репина. В 1907 получил звание художника и, благодаря содействию вел. кн. Марии Павловны, заграничное пенсионерство. Побывал во Франции, Италии и Голландии. В 1900-10-с писал акварелью, пастелью и карандашом портреты деятелей литературно-художественного мира и представителей знати: Ф. И. Шаляпина, А. С. Лурье, А. А. Ахматовой, Элеоноры Дузе («Вдохновенная минута»), Т. П. Карсавиной, М. Горького (1902; один из первых портретов писателя), кн. С. М. Волконского, кн. О. К. Орловой, баронессы Ю. Т. Штейгель. Участвовал в выставках «Мир искусства» (СПб., М., 1913; Пг., 1915, 1917) и Нового общества художников (Пг., 1917), Международной выставке в Риме (1911) и др. Работы воспроизводились в журналах «Солнце Россию), «Столица и усадьба» и «Аполлон». В 1917-18 жил в Ялте. Принял участие в 1-й выставке картин и скульптуры Ассоциации объединенных художников (декабрь 1917) и выставке «Искусство в Крыму » (1918). Дружил с супругами Судейкиными. Летом 1919 вместе с ними перебрался в Тифлис. Участвовал в выставке «Малый круг» и вместе с С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры кафе «Ладья аргонавтов». В мае 1920 выехал с Судейкиными из Батума в Марсель, поселился в Париже. В 1921 участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Париже (галерея La Boetie и Осенний салон) и Выставке русского искусства в Лондоне (галерея Whitechapel). В 1923 провел персональную выставку в Лондоне. Выставлялся в Осеннем салоне (1922 и 1923) и салоне Тюильри (1926-30; член салона). В эмиграции продолжил галерею портретов (Лилиан Гиш, Н. Н. Евреинов, Дж. Баланчин, Л. И. Шестов, С. Г. Поляков, Н. А. Тэффи, А. Н. Бенуа, М. М. Фокин, члены британской королев537 ской семьи, в том числе принцесса Елизавета - будущая королева). Портрет Анны Павловой (1922) был приобретен Люксембургским музеем Парижа. В берлинском издательстве «Ганимед» вышел альбом «Портреты» (1929). С 1923 неоднократно бывал в США, работал в Нью-Йорке. Ему покровительствовал миллионер Кон, который ввел его в высшие круги американского общества. Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Париже (Bemheim-Jeune, 1927), Уилмингтоне (1932). Персональные выставки прошли в Питтсбурге (1924/25) и Нью-Йорке (Wildenstein, 1927, 1934, 1948; Knoedler, 1942, 1949). Во время П мировой войны поселился в США. В послевоенные годы изредка приезжал в Париж. Вдова Анна Степановна Сорина передала советским музеям 20 картин, включая портреты Наталии Кованко (1923), М. М. Фокина (1926), И. Бароновой (1939), А. С. Лурье (1943), А. С. Сориной (1943), Ф. И. Шаляпина (1943) и А. Н. Бенуа (1946). В 1974 они были показаны на специальной выставке в Москве и Ленинграде.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999