Сорокин Евграф Семенович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сорокин Евграф Семенович

Сорокин Евграф Семенович - см. в статье Сорокин (фамилия трех художников) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Сорокин, Евграф Семенович

Сорокин Евграф Семенович (1891)



исторический живописец, родился 6 декабря 1821 г. в посаде Большие Соли, Костромской губернии и уезда, умер в Москве в 1892 г. Первоначальное ознакомление с живописью С. получил у одного ярославского иконописца. Уже в это время он проявлял большие способности к собственной композиции, чем обратил на себя внимание заказчиков работ по церковной живописи. Особенное участие встретил С. со стороны одного священника, церковь которого он расписывал. По совету этого священника, к приезду императора Николая I в Ярославль С. написал картину: "Петр Великий, за обедней в соборе, замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца". Эта картина была представлена Государю, который повелел определить Сорокина в Петербургскую Императорскую академию художеств. В 1841 г., по Высочайшему повелению, С. был уволен из мещанского сословия и помещен в академию художеств, где и обучался живописи под ближайшим руководством профессора А. Маркова. Уже в следующем, 1842 г. С. получил похвалу совета академии за историческую и портретную живопись; в 1843 и 1845 гг. — малые серебряные медали за рисунок с натуры и за эскиз "Убиение архидиакона Стефана"; в в том же 1845 г. — большую серебряную медаль за картину "Усекновение главы Иоанна Крестителя" и в 1847 г. — малую золотую медаль за картину "Даниил со львами"; в 1849 г. С. за написанную по программе картину "Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира" (находится в музее академии художеств) был удостоен большой золотой медали и затем отправлен на казенный счет на четыре года за границу для довершения своего художественного образования. Осматривая и изучая по пути все замечательное, "что касается до художеств", С. посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет. В Испании он сделал, между прочим, копию с картины Рибейры "Св. Павел". В 1859 г. С. возвратился в Россию и занял должность преподавателя живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где и служил до самой смерти. В 1861 г., за написанную во время заграничного путешествия картину "Благовещение Пресвятой Богородицы", С. был признан академиком. Значительное число из всех живописных работ Сорокина составляют образа разного рода. Ему принадлежат, между прочим, шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви, фигуры св. Лаврентия и Стефана для северных и южных дверей и некоторые образа в иконостасе московского храма Христа Спасителя; ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах этого же храма некоторых произведений Ф. А. Бруни, незаконченных вследствие смерти последнего. За работы в храме Христа Спасителя С. в 1878 г. был возведен в звание профессора. В первое время своей художественной деятельности С. занимался и жанровой живописью: ему принадлежит несколько сцен из итальянской и испанской жизни, например: "Испанские цыгане" и "Свидание" (обе эти картины находятся в собрании К. Т. Солдатенкова) и "Нищая девочка в Испании" (находится в Третьяковской галерее в Москве). Являясь в общем прекрасным рисовальщиком и колористом, С. в своих произведениях не чужд некоторой условности и холодности, являющихся у него следствием продолжительного упражнения в молодых годах в иконописи, а затем в подчинении академической рутине. Портрет его написан Влад. Егор. Маковским.


П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за сто лет ее существования", СПб. , 1864—1866 гг. — А. Сомов, "Картинная галерея Императорской Академии Художеств. Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб. , 1872 г. — А. Новицкий, "История русского искусства", М., 1899—1903 гг. — Д. А. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI — XIX вв.", 1895 г. — А. Н. Андреев, "Живопись и живописцы главнейших европейских школ", СПб. , 1857 г. — И. Ф. Буслаев, "Новые иконы академика Е. С. Сорокина", "Сборник на 1866 г. издание Общества Древне-Русского Искусства", стр. 151—156. — "Спаситель, благословляющий детей, Е. С. Сорокина", "Всемирная Иллюстрация" 1876 г., т. ХV-й. — "Иисус на Кресте" картина Е. С. Сорокина", "Всемирная Иллюстрация" 1876 г., т. ХV-й, стр. 255. — А. X., "Коллекция древней православной иконописи А. Е. Сорокина", "Московск. Ведомости" 1875 г., № 70. — Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон, s. v.


В. Γ.


{Половцов}





Сорокин, Евграф Семенович


(1821—1892) — исторический живописец; род. в Костромской губ., первое знакомство с искусством получил у одного ярославского иконописца. Легкость, с какою давались ему собственные композиции, обратила на него внимание местных заказчиков работ по церковной живописи. Особенное участие в нем принял один священник, церковь которого была им расписана. По его совету, С. написал к приезду имп. Николая I в Ярославль картину: "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца". Это произведение было представлено государю, который и повелел принять его в Академию худ. (в 1841 г.). С. пользовался в Академии руководством проф. А. Маркова. В 1845 г. он получил от Академии больш. сереб. медаль за этюд с натуры, а через четыре года после того, за исполнение конкурсной программы: "Ян Усмовец останавливает разъяренного быка" (нах. в музее Академии), удостоен больш. золот. медали. Будучи затем отправлен на казенный счет за границу, посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет; возвратившись в Россию в 1859 г., поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи, должность которого занимал до конца своей жизни. В 1861 г., за написанную в Риме картину: "Благовещение", получил звание академика. Им исполнены, между прочим, шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелист. Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви и написаны фигуры св. Лаврентия и Стефана для северн. и южн. дверей и некоторые из образов в иконостасе московского храма Спасителя, а также окончены и частью исправлены на стенах этого храма произведения Ф. А. Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За свои работы в храме — С. был в 1878 г. признан профессором. В молодости он написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, каковы, напр., "Испанские цыгане" и "Свидание" (обе у К. Солдатенкова, в М.) и "Нищая девочка, в Испании" (в Третьяковск. гал. в М.). Вообще С. был очень хороший рисовальщик, обладавший приятным, гармоничным колоритом, но долгое упражнение в юности иконописью, а потом — следование академической рутиной наложили печать условности и холодности даже на его лучшие произведения.


{Брокгауз}





Сорокин, Евграф Семенович


род. 1821. Поступил по высоч. повел. в Академию худ. в 1841, где в 1849 получил большую золотую медаль за картину: Ян Усмович останавливает разъяренного быка. За картину Благовещение в 1861 сделан академиком; звание профессора живописи получил за работы в храме Христа Спасителя.


Его литографии: Снятие со Креста: "Е. Сорокин".


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008