Сорокин - фамилия трех художников. 1) Евграф Семенович С. (1821 - 1892), исторический живописец, родился в Костромской губернии, первое знакомство с искусством получил у одного ярославского иконописца. Легкость, с какой давались ему собственные композиции, обратила на него внимание местных заказчиков работ по церковной живописи. Особенное участие в нем принял один священник, церковь которого была им расписана. По его совету С. написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину "Петр Великий, за обедней в соборе, замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца". Это произведение было представлено государю, который и повелел принять его в Академию Художеств (в 1841 г.). С. пользовался в академии руководством профессора А. Маркова . В 1845 г. он получил от академии большую серебряную медаль за этюд с натуры, а через четыре года после того за исполнение конкурсной программы "Ян Усмовец останавливает разъяренного быка" (находится в музее академии) удостоен большой золотой медали. Будучи затем отправлен на казенный счет за границу, посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет; возвратившись в Россию в 1859 г., поступил на службу в московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи, должность которого занимал до конца своей жизни. В 1861 г., за написанную в Риме картину "Благовещение" получил звание академика. Им исполнены, между прочим, шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви и написаны фигуры святого Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе московского храма Спасителя, а также окончены и частью исправлены на стенах этого храма произведения Ф.А. Бруни , оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За свои работы в храме С. был в 1878 г. признан профессором. В молодости он написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, каковы, например, "Испанские цыгане" и "Свидание" (обе у К. Солдатенкова , в Москве) и "Нищая девочка, в Испании" (в Третьяковской галерее в Москве). Вообще С. был очень хороший рисовальщик, обладавший приятным, гармоничным колоритом, но долгое упражнение в юности иконописью, а потом - следование академической рутиной наложили печать условности и холодности даже на его лучшие произведения. 2) Василий Семенович С., брат предыдущего, родился в 1833 г., в 1854 г. поступил в Академию Художеств и занимался пейзажной живописью. В 1862 г. получил малую золотую медаль за "Вид Кунцева, близ Москвы" и в 1865 г. был удостоен звания классного художника. С 1863 г. занялся изучением мозаичного производства, а потом служил в санкт-петербургском мозаичном заведении. За исполненный мозаикой образ святого Спиридония для левого придела Исаакиевского собора получил в 1869 г. звание академика мозаичного искусства. 3) Павел Семенович С. (1836 - 1886), брат предыдущих, исторический живописец, ученик А. Маркова в Академии Художеств. Получил от нее все установленные серебряные медали за классные работы и похвалу за картину "Богоматерь всех скорбящих радость" (1853; находится в церкви во имя этой иконы в Санкт-Петербурге), приобрел в 1854 г. большую золотую медаль написанной по программе картиной "Вулкан, кующий стрелы для Юпитера" и был отправлен за границу в качестве пенсионера академии, но из-за тоски по родине вскоре возвратился в Россию. Поехав через два года снова в чужие края, он написал в Риме образ "Распятие" (1863) и в Париже - "Воскресение Христово". По возвращении своем из путешествия, в 1870 г., поселился в Москве, где состоял преподавателем училища живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в украшении живописью стен в московском храме Спасителя и за произведенные в нем работы был, в 1883 г., признан академиком.