Сорокин Петр Матвеевич

Найдено 1 определение
Сорокин Петр Матвеевич
1860–95) – сотрудник Вятского статистического комитета, краевед, член Вятской ученой архивной комиссии. Учился в СПб., некоторое работал в лаборатории Д.И. Менделеева. Уехав в Вятку, занялся краеведением. Автор ряда статей и неопубликованных работ об истории и культуре чепецких татар. Предками чепецких татар считал арских князей, полагая, что это название происходит от г. Арска – места их переселения. Этническое происхождение князей определял как татарское. Тем самым утверждал, что термин «арский» – не этнографический, а географический. Исследовал ранний период истории каринских татар, т.е. период заселения арских князей в низовье р. Чепцы, основания Карино, складывания патронимических групп и фамилий; охарактеризовал их социальноэкономическое положение, отношения с Москвой и подвластными удмуртами. В основу статьи о татарах Глазовского уезда положены личные наблюдения С. (который знал татарский яз. и арабскую письменность), сделанные им во время спец. поездки по деревням Балезинской, Кестымской и Юмской вол. Статья содержит сведения по материальной и духовной культуре, дается описание поселений, двора, хозяйства, ремесел, одежды, домашней утвари, построек; характеризуются брачно-семейные отношения, патронимический состав, социальное поведение. Особое внимание уделено мус. культуре татар. Автор наблюдал трепетное отношение местного населения ко всему, что касается мира ислама. С. охарактеризовал местных мулл, показал имущественное различие между указными и пятивременными муллами и муэдзинами. Указные муллы, по С., это деревенская аристократия; наравне с зажиточными торговыми людьми они не вели земледельческой жизни, отличались достаточно высоким уровнем грамотности. Доходы муэдзинов и пятивременных мулл маленьких аулов были очень малы, они всегда жили как крестьяне средней руки, сами выполняли всю черновую работу на поле и по хозяйству. С. отмечал, что служители культа иногда делали ошибки при переводах золотоордынских монет и эпитафий старых могильных камней времен Казанского ханства. Описал могильный камень в д. Гордино, почитание бесермянских кладбищ бигер шай. В рукописи «Северо-вятские татары и бесермяне, взаимные соотношения их численности, действительное вероисповедание, расселение и численность» С. проанализировал татаро-бесермянские связи. Он полагал, что в течение нескольких веков эти связи были столь тесными, что подворная перепись 1891 г. не смогла точно определить этнический характер населенных пунктов: с одной стороны, в состав татарского населения ошибочно включили бесермян, с другой – часть татарских поселений вовсе не зафиксировали, неправильно причислив их к бесермянским. Причину совершенных ошибок С. видел в непонимании переписчиками этноконфессиональной ситуации, когда татар и бесермян, исповедующих ислам, считали одним народом. По его мнению, среди них следовало различать 4 группы: татар-мусульман, бесермян-мусульман, татар-христиан и бесермян-христиан. Исходя из такой группировки, С. по-своему интерпретировал этнический состав поселений Глазовского уезда. К перечисленным переписью 1891 г. татарским поселениям исследователь добавил починок Бугашур Ежевской вол. с мус.-татарским населением, а также ряд поселений, в которых проживали татары-христиане: с. Ежево Ежевской вол., поч. Васильевский, д. Турчинскую (Ож’яр), поч. Ивановский (Пиканы), Филимоновский, Истошурский (Пислегово) Юмской вол., д. Битчемшур Балезинской вол. В то же время он исключил из списка те населенные пункты, которые, по его мнению, были заселены не татарами, а бесермянами мусульманами. К таким он отнес д. Гордино Балезинской вол., поч. Зеглуд Юмской вол., дд. Ворца, Моино, поч. Бадеро, Мал. Палагай, Верх. Дасос, Усть-Лемский Ежевской вол. С. тем самым произвел ревизию этнического состава многих деревень, принятых за татарские, разделив их население на мусульман: татар и бесермян. Лит.: Архив СПб. отделения РАН, ф. 811, д. 41, л. 114–116 об.; Голубев П.А. Петр Матвеевич Сорокин // Вятский край. – Вятка, 20.09.1895, № 86, с. 4; Касимова Д.Г. Семейная обрядность чепецких татар (середина XIX – XX вв.). – Ижевск, 2003, с. 25–26; Сорокин П.М. Арские князья в Карине // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1896, с. 85–96; Он же. Татары Глазовского уезда // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1898 г. – Вятка, 1897, с. 85–96. Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009