СОСТОЯНИЯ ДРАМА
СОСТОЯНИЯ ДРАМА
С помощью этого, возникшего в немецкой критике, понятия определяется тип драматического произведения, появившийся в эпоху к. 19 – нач. 20 в., откровенно нарушающий все канонические правила традиционной классической драмы и прежде всего правило единства действия. Традиционная драма, как показал еще Гегель, в отличие от эпоса не нуждается в многообразии пространства, времени и действия. Драматургия эпохи Классицизма эти родовые свойства драмы превратила в обязательную для исполнения «норму», которая в последующие эпохи была воспринята оценена как искусственная преграда для писателя-драматурга. Вместе с тем даже романтическая драма (Г. фон Клейст, В. Гюго и др.), казалось бы отбросившая правила единства места и единства времени (шекспировской традиции отводилось здесь почетное место), все равно в силу своей родовой специфики тяготела к концентрации времени и пространства, так или иначе всегда обнаруживался некий центральный временной этап развития действия и «центростремительность» пусть даже обильно и многообразно представленных топосов. Показательно, что единство действия в драме эпохи Романтизма и последующих стадий, несмотря на его некоторое ослабление и «расшатанность» (чаще всего, связанная с желанием автора придать своему творению т. н. «эпический» характер) сохраняется. Дело обстоит принципиально иначе в условиях завершения процесса «романизации» драмы в к. 19 – нач. 20 в. Обновление драмы как литературного рода в этот период связано с интенсивным использованием норм и компонентов поэтики эпического произведения и вместо магистрального стремительного движения к «единой, конечной цели» (Гегель), каковое мы наблюдаем в традиционной драме, обнаруживается аморфность драматического действия, оно не всегда однонаправлено, часто осложнено дополнительными, казалась бы, «избыточными» для драмы фрагментами и эпизодами, отступлениями, создающими атмосферу эпической ретардации. Вполне закономерно, что эти процессы в драматургии к. 19 – нач. 20 в. увенчались появлением образцов драматургической продукции полностью лишенных единства действия. Драма состояния, таким образом, может быть понята как такая жанровая модификация драматического произведения, в котором единство действия очень сильно «размыто» или вообще отсутствует: перед зрителем (читателем) проходят сменяющие друг друга «куски», фрагменты жизни, персонажи, события, фабульно никак не связанные друг с другом. Показательно, что драма состояния впервые возникает как разновидность натуралистической драмы, в силу того, что именно натуралистическая драма является в наибольшей степени «романизированной», и лишь впоследствии начинает входить в жанровый состав других литературных направлений и прежде всего в жанровый «репертуар» импрессионизма. Хрестоматийными образцами драмы состояния до сих пор продолжают считаться пьеса Г. Гауптмана «Ткачи» и драма Гуго фон Гофмансталя «Смерть Тициана». Лит-ра: Г. В. Ф. Гегель. Лекции по эстетике: в 4 т. – М., 1971. – т. 3; М. Кургинян. Драма // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. – М., 1964.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.