СОТО
СОТО
Soto), Марко Аурелио (1846-1908) - политич. и гос. деятель Гондураса. Род. в г. Тегусигальпа. Получил юридич. образование. В 1872-76 занимал последовательно посты зам. мин. внутр. дел, мин. внутр. и иностр. дел, мин. нар. образования. В 1877-1882 - президент Гондураса. Провел ряд важных законодат. реформ, секуляризировал церк. земли, преобразовал воен. законодательство, основал Нац. б-ку, реорганизовал Нац. архив и Нац. ун-т, введя новые методы обучения. В период президентства С. были основаны телеграф, монетный двор и Национальная типография, улучшена работа почты. С. был почетным академиком мадридской Академии истории и литературы.
Сото
, Хесус Рафаэль (Soto, Jesus Rafael) Род. 1923, Сьюдад-Боливар, Венесуэла. Французский художник венесуэльского происхождения, представитель кинетического искусства. В 1942—1947 обучался в Школе изящных и прикладных искусств в Каракасе. Был одним из пионеров абстрактного искусства в Венесуэле. В 1950 переселился в Париж. С 1952 начал создавать композиции геометрической абстракции из разнообразно окрашенных металлических и плексигласовых полос, создающих эффект движения форм при перемещении зрителя вдоль картины. В 1955 принял участие в выставке "Движение", состоявшейся в галерее Дениз Рене и ознаменовавшей рождение кинетического искусства. В его работах кон. 1950—1960-х реальное движение создается посредством металлических стержней, подвешенных на нейлоновых нитях на фоне расчерченных тонкими линиями панелей (Горизонтальное движение, 1963, Лондон, галерея Тейт; Маленькое двойное лицо, 1967, Вашингтон, частное собрание). Колебания легких, неустойчивых конструкций создают иллюзорные вибрации, в которых растворяется реальная форма. С 1967 Сото перешел от кинетических панно к пространственным инсталляциям из подвесных элементов. Проходя сквозь чащу нейлоновых нитей, тонких блестящих стержней, зритель получает впечатление некого зачарованного места с меняющимися пространственными координатами. Ряд таких Пенетраблей (Проникновений) художник представил на выставках в Париже и Амстердаме. Завоевав международное признание, Сото выполнил ряд монументальных работ по официальным заказам: кинетические композиции в здании ЮНЕСКО в Париже (1970), на заводе Рено в Булонь-Бийанкуре (1975), в Центре Банавен в Каракасе (1979), в Центре Помпиду в Париже (1986). В Каракасе им основан Музей современного искусства (1973).
Лит.: Boulton A. Soto. Caracas, 1973; Joray M. Soto. Neuchatel, 1984.
В. Крючкова
Лит.: Boulton A. Soto. Caracas, 1973; Joray M. Soto. Neuchatel, 1984.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006