название правительства в Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Перу, Польше, Португалии, Турции и некоторых других странах. Во Франции правительство именуется «С. М.», когда оно заседает под председательством Президента Франции. В СССР и союзных республиках так называлось правительство, руководили которыми председатели С. М. В России в 1857 — 1882 гг. так назывался совещательный орган по общегосударственным делам под председательством царя; в 1905—1917 гг. высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств, во главе с председателем (назначался императором).
СОВЕТ МИНИСТРОВ
СОВЕТ МИНИСТРОВ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СОВЕТ МИНИСТРОВ
в 1857-82 совещательный орган по общегосударственным делам под председательством императора; в 1905-17 высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств, во главе - председатель (назначался императором). В РСФСР и СССР в 1917-46 - Совет народных комиссаров. В 1946-90 Совет Министров СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти (правительство) СССР, формировался Верховным Советом СССР (фактически высшими партийными органами). В 1946-91 С. м. действовали также в союзных и автономных республиках в составе СССР. В Российской Федерации - название правительства до 1993.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Совет Министров
высшее государственное учреждение Российской империи. Создан в 1857 г. как неофициальный орган, с 1861 г. существовал официально. В его состав входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Комитета министров и председатель Государственного совета, а также высшие чиновники по назначению монарха. Председателем Совета Министров был император. Совет Министров рассматривал важнейшие дела общегосударственного характера. На его заседаниях обсуждались все важнейшие реформы 1860-х гг. Прекратил свое существование в 1882 г. и возобновился в 1905 г., а в 1906 г. к Совету Министров перешли все дела Комитета министров.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
СОВЕТ МИНИСТРОВ
1857–1917 гг., первоначально совещательный орган при императоре, затем высший государственный орган, российское правительство. С 1857 г. действовал наряду с Комитетом министров; в См. председательствовал император. Новый Орган должен был стать местом коллективного приема всеподданнейших докладов, их всесторонннего обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам государственной жизни. На практике этого, однако, не произошло. Заседания См. Александр II нередко использовал для объявления своей воли.
После реорганизации по указу от 19 октября 1905 г. См. был превращен в постоянно действующий высший орган, в правительство империи. Впервые в истории России учреждалась должность главы правительства – председателя См. Важнейшей задачей реформированного См. стало «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления»; полномочия отдельных министров подверглись известным ограничениям в пользу кабинета в целом и премьера.
После реорганизации по указу от 19 октября 1905 г. См. был превращен в постоянно действующий высший орган, в правительство империи. Впервые в истории России учреждалась должность главы правительства – председателя См. Важнейшей задачей реформированного См. стало «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления»; полномочия отдельных министров подверглись известным ограничениям в пользу кабинета в целом и премьера.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
СОВЕТ МИНИСТРОВ
в царской России - высший правительственный орган. Создан в период подготовки и проведения бурж. реформ 60-х гг. 19 в. Первоначально (окт. 1857) С. м. был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с Государственным советом и Комитетом министров. В состав С. м. входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, пред. Гос. совета и пред. К-та министров, а также - по особому назначению царя - др. высшие чиновники. Пред. С. м. был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение С. м. всех вопросов. С. м. обсуждал дела общегос. характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др. Через С. м. прошли проекты большинства бурж. реформ, мероприятий по борьбе с революц. движением. Большинство заседаний С. м. проходило в 1858-64. Затем, по мере проведения бурж. реформ и укрепления позиций самодержавия и его бюрократич. аппарата, значение совета стало падать. В 70-х гг. его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании С. м. (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. Лорис-Меликова. Работа С. м. возобновилась только в янв. 1905. В июне - июле 1905 С. м. обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещат. учреждения, к-рое именно в совете получило название Государственной думы. 19 окт. 1905 С. м. был утвержден подготовленный пред. К-та министров С. Ю. Витте проект закона "О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений". По этому закону С. м. был преобразован, и на него было возложено "...направление и объединение действий Гл. начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления". С. м., кроме того, рассматривал предварит. предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Гос. думу и Гос. совет; "всеподданнейшие" доклады министров; обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегос. значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене гл. должностных лиц; утверждал уставы акционерных обществ. В состав С. м. входили министры, главноуправляющие, гос. контролер, обер-прокурор Синода, а также пред. Гос. совета и наместник Кавказа. Пред. С. м. назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство С. м. велось постоянной канцелярией С. м. (в 19 в. делопроизводство С. м. вела канцелярия К-та министров) во главе с управляющим делами С. м. Пред. С. м. получил огромные права первого чиновника в гос-ве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в С. м. министры: военный, морской, двора и гос. контролер, имевшие право выносить на рассмотрение С. м. лишь те меры, к-рые находили нужными обсудить совместно. Заседания С. м. проводились регулярно 2-3 раза в неделю и фиксировались в спец. журналах. В период революции 1905-07 С. м. координировал меры различных ведомств по борьбе с революц. движением. С 1906 компетенция С. м. расширилась. По ст. 87 "Основных законов Российской империи" от 23 апр. 1906 в случае прекращения заседаний Гос. совета и Гос. думы С. м. обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как "высочайшие указы", к-рые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало самодержавию принятие любого закона без обсуждения в Гос. думе и Гос. совете. Только между 1-й и 2-й Гос. думами (июль 1906 - февр. 1907) через С. м. было проведено 59 чрезвычайных "указов" по ст. 87, гл. обр. карательных, в т. ч. указ об образовании воен.-полевых судов; по ст. 87 был проведен первый столыпинский аграрный закон 9 нояб. 1906. После упразднения К-та министров 24 апр. 1906 большая часть его адм. функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за земским и гор. самоуправлением, учреждение капиталистич. компаний и др. - всего в 1909 42 категории дел) была передана в С. м. Для рассмотрения этих, унаследованных от К-та министров дел, перегружавших заседания С. м., 22 сент. 1909 был создан т. н. Малый совет министров, состоявший из товарищей министров. Отражая определенный этап в развитии самодержавия в России в сторону бурж. монархии, С. м. царской России не являлся, однако, кабинетом, характерным для западноевропейских бурж. монархий, где кабинет был ответствен перед представит. органом (парламентом). Пред. С. м. и министры в России назначались царем и были ответственны только перед ним, а не перед Думой (ст. 3 закона от 19 окт. 1905). С. м. был ликвидирован Февр. бурж.-демократич. революцией 1917. 28 февр. 1917 большинство членов царского С. м. были арестованы и впоследствии предстали перед Чрезвычайной следственной комиссией Врем. пр-ва. Провозгласив "преемственность" власти, Врем. пр-во указом 8 марта 1917 официально "переименовало" С. м. во Врем. пр-во, а канцелярию С. м. в канцелярию Врем. пр-ва. Председателями С. м. были: С. Ю. Витте (19.X.1905 - 22.IV.1906), И. Л. Горемыкин (22.IV.1906 - 8.VII.1906), П. А. Столыпин (8.VII.1906 - 1.IX.1911), В. Н. Коковцов (11.IX.1911 - 30.I.1914), И. Л. Горемыкин (30.I.1914 - 20.I.1916). Б. В. Штюрмер (20.I.1916 - 10.XI.1916), А. Ф. Трепов (10.XI.1916 - 27.XII.1916), Н. Д. Голицын (27.XII.1916 - 27.II.1917). Лит.: ЗПСЗ, т. 25, СПБ, 1908, No 26820; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2-3, М., 1960; Падение царского режима, т. 1-7, М.-Л., 1924-27; Мироненко К. Н., Совет министров по указу 19 окт. 1905 г., "Уч. зап. ЛГУ", серия юридич., 1948, в. 1, No 106; Ерошкин Н. П., История гос. учреждений дореволюц. России, 2 изд., М., 1968. Н. П. Ерошкин. Москва.