СОВЕТСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

Найдено 1 определение
СОВЕТСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
вид Вооруж. Сил СССР; предназначен для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и мор. театрах воен. действий самостоятельно или совместно с др. видами Вооруж. Сил. Важнейшими задачами ВМФ являются: нанесение мощных ракетно-ядерных ударов по воен. объектам на терр. противника, уничтожение его ударных сил флота на море и в базах, действия на мор. коммуникациях противника и обеспечение своих коммуникаций, содействие сухопут. войскам в операциях на приморских направлениях. После победы Окт. вооруж. восстания в Петрограде 26 окт. (8 нояб.) 1917 в составе СНК был образован Комитет по воен. и мор. делам, а для руководства флотом - Воен.-мор. революц. к-т. 18 нояб. (1 дек.) 1917 была создана Верховная мор. коллегия. 29 янв. (11 февр.) 1918 был издан декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного флота. 22 февр. 1918 СНК учредил Нар, комиссариат по мор. делам; Верховная мор. коллегия была переименована в коллегию Наркомата по мор. делам. Для оперативного руководства действиями флотов и флотилий был назначен командующий мор. силами с подчинением Главкому Вооруж. Сил Республики. Одновременно был образован Мор. генеральный штаб. Воен.-Мор. Силы Республики в нач. 1918 включали Балт. и Черномор. флоты, небольшие отряды и отд. корабли на реках и озерах. Основой С. В.-М. Ф. явился старый Русский военно-морской флот, осн. масса матросов и значит. часть офицеров к-рого перешли на сторону революции. В С. В.-М. Ф. поэтому сохранились многие прогрессивные черты и традиции, свойственные рус. воен.-мор. флоту. Ввиду угрозы захвата флота немцами по указанию В. И. Ленина с 22 февр. по 2 мая 1918 был совершен героич. Ледовый поход Балтийского флота 1918 из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Часть кораблей Черномор. флота во избежание захвата немцами была переведена из Севастополя в Новороссийск и 18 июня 1918 там затоплена. В ходе гражд. войны и борьбы с воен. интервенцией на речных и озерных театрах в различное время действовали совместно с Красной Армией многочисл. воен. флотилии: Каспийская, Амурская, Сибирская, Северо-Двинская, Волжско-Камская, Астрахано-Каспийская, Днепровская, Западно-Двинская, Азовская, Онежская, Чудская, Аральская, Амударьинская, Донская и др. Активно оборонял мор. подступы к Петрограду Балт. флот. На сухопутных фронтах в составе общевойсковых частей и соединений участвовали в боевых действиях св. 75 тыс. воен. моряков. В связи с крайне тяжелым экономич. положением Сов. республики корабли оставались без ремонта, часть их была потеряна в боях, большое число кораблей и судов было захвачено и уведено интервентами. Личный состав флота в 1921 насчитывал всего 35 т. ч. Оценивая состояние флота после гражд. войны, М. В. Фрунзе писал: "В сумме все это означало, что флота у нас нет" ("О молодежи", 1937, с. 62).

В марте 1921 X съезд партии принял решение "принять меры к возрождению и укреплению Красного Военного Флота". В апр. 1921 на флот были возвращены св. 1200 моряков-коммунистов. В окт. 1922 5-й Всеросс. съезд комсомола по инициативе В. И. Ленина принял шефство над флотом. В 1922-23 по трем добровольным призывам на флот было направлено ок. 8 тыс. комсомольцев, ок. 1000 комсомольцев было зачислено в воен.-мор. уч. заведения. На флотах развернулись работы по восстановлению и ремонту кораблей и в 1922-24 было введено в строй ок. 40 боевых и вспомогат. кораблей. К концу 1924 в составе флота было 2 линкора, 2 крейсера, 17 эсминцев, 14 подводных лодок и др. В 1923-24 были проведены первые крупные походы кораблей, в т. ч. с заходом в иностр. порты. В 1922 был создан Наркомат по воен. и мор. делам (с 1934 - Наркомат обороны). Руководство флотом с 1926 осуществляло Управление ВМС РККА. В дек. 1926 была принята первая судостроит. программа, рассчитанная на 6 лет и предусматривавшая строительство торпедных катеров, сторожевых кораблей, подводных лодок и др. В 1927 восстановление и модернизация осн. кораблей были завершены. В 1929-30 из Кронштадта в Севастополь были переведены линкор "Парижская Коммуна" и крейсер "Профинтерн". В 1927-31 в строй вступили первые новые корабли и подводные лодки. В 1932 для защиты мор. рубежей на Д. Востоке был создан Тихоокеанский флот, а в 1933 для обороны Сов. Заполярья сформирована Сев. воен. флотилия, преобразованная в 1937 в Северный флот. В 30-х гг. широко развернулось строительство кораблей разл. классов (крейсеров, эсминцев, подводных лодок и др.). В 1938 в состав флота вошел крейсер "Киров". Всего с конца 20-х гг. до Вел. Отечеств. войны было заложено 533 корабля (без катеров), из них было сдано флоту 314 кораблей. В 1929-38 более чем в 6 раз увеличилась численность мор. авиации, в 2,5 раза - число береговых батарей. Одновременно со строительством флота разрабатывались основы его использования. В 1937 был введен в действие новый Боевой устав мор. сил. 30 дек. 1937 в целях улучшения руководства мор. силами был создан общесоюзный Наркомат ВМФ и в его составе Гл. штаб ВМФ (первоначально наз. Гл. мор. штаб). С 1939 по 1941 общий тоннаж надводного флота вырос на 107 718 т., подводного - на 50 385 т. В 1939-40 флот получил новые крейсера типа "Ворошилов" и "Максим Горький". К нач. Вел. Отечеств. войны ВМФ представлял собой грозную силу: в составе Балт., Черномор., Сев. и Тихоокеанского флотов было 3 линкора, 7 крейсеров, 59 лидеров и эсминцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 5 канонерских лодок, 16 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 50 тральщиков и 2581 самолет. Флоты были хорошо укомплектованы личным составом. Флотами командовали: Северным - контр-адмирал А. Г. Головко, Балтийским - вице-адмирал В. Ф. Трибуц, Черноморским - вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, Тихоокеанским - вице-адмирал И. С. Юмашев. Наркомом ВМФ был адмирал Н. Г. Кузнецов.

В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 флот успешно выполнил стоявшие перед ним задачи. Надводные корабли, подводные лодки, мор. авиация и береговая артиллерия потопили за время войны 1307 транспортных судов противника общим тоннажем св. 3 млн. т и 1245 боевых кораблей. Флот по решению пр-ва передал в Красную Армию в мор. стрелк. бригады, бригады мор. пехоты, отд. полки, дивизионы и отряды св. 405 т. ч., а всего в боях на сухопутных фронтах под Москвой и на Смоленщине, под Старой Руссой и Киевом, под Одессой и на Дону, под Сталинградом и Харьковом, под Ленинградом и в Крыму участвовало до 500 тыс. моряков, к-рые проявили безграничное мужество и героизм. Св. 350 тыс. матросов, старшин, офицеров, генералов и адмиралов было награждено орденами и медалями, 513 морякам было присвоено звание Героя Сов. Союза, а 7 чел. удостоены этого звания дважды. 78 кораблей получили наименование гвардейских, 238 кораблей награждены боевыми орденами. В первые послевоен. годы были проведены ремонт и модернизация кораблей (в частности, на крейсерах и эсминцах было усилено зенитное вооружение, установлены новейшие радиолокац. и гидроакустич. станции). Были разработаны новые проекты боевых кораблей различных классов и осуществлено их строительство. Высокие достижения сов. экономики, науки и техники позволили оснастить корабли Сов. ВМФ, береговые части и мор. авиацию ракетно-ядерным оружием и отличной совр. боевой техникой. В наст. время одной из осн. ударных сил флота являются атомные подводные лодки, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками, способные решать задачи стратегич. значения. Столь же важную роль в составе флотов играет мор. ракетоносная и противолодочная авиация, способная действовать на сверхдальние расстояния. Оснащенные мощными энергетич. установками подводные лодки способны плавать в любых р-нах Мирового океана в полной боевой готовности. Их оружие может поражать как морские, так и наземные объекты противника, расположенные в глубине его территории. Получили свое дальнейшее развитие и приобрели новые качества др. рода сил флота: надводные корабли-ракетоносцы, береговые средства борьбы с мор. противником. Большое насыщение совр. систем оружия средствами радиоэлектроники, акустики и др. потребовало высокой выучки личного состава флота. Св. 90% старшин и матросов имеют высшее, среднее и незаконченное среднее образование; это обеспечивает высокий уровень боевой подготовки экипажей кораблей.

Лит.: Боевой путь Сов. Воен.-мор. флота, М., 1964; Мордвинов Р. Н., Курсом "Авроры", М., 1962; Козлов И. А. и Шломин В. С, Сев. флот, М., 1966; Балт. флот, М., 1960; Тихоокеанский флот, М., 1966; Яковлев В. Д., Сов. Воен.-мор. флот, М., 1966; Черноморский флот, М., 1967; Боевой путь Сов. Воен.-мор. флота, 2 изд., М., 1967.

Л. М. Еремеев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976