СОВЕТСКО‑ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1939

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1939
23 августа, о ненападении. Подписан в условиях, когда в ходе Московских переговоров 1939 проявилось явное нежелание Великобритании и Франции вступить в союз с СССР против агрессоров. Кроме того, СССР не мог не учитывать обстановки, сложившейся на Дальнем Востоке в результате вторжения японских войск на территорию МНР. Стороны обязались воздерживаться от агрессивных действий и от нападения в отношении друг друга; в случае нападения третьей державы на одну из договаривающихся сторон другая не должна оказывать поддержку нападающей державе; не участвовать в группировках держав, направленных против одной из договаривающихся сторон; разрешать все споры мирным путем. Подписав С.-г. д., Советское правительство сорвало планы империалистических кругов западных держав, рассчитывавших на столкновение СССР и Германии в крайне невыгодных для СССР условиях. С.-г. д. предотвратил образование единого фронта империалистических держав против СССР; способствовал созданию более благоприятной обстановки на Дальнем Востоке. Хотя договор не избавлял СССР от угрозы фашистской агрессии, он давал возможность выиграть время в интересах укрепления обороноспособности страны. 22 июня 1941 фашистская Германия, вероломно нарушив договор, напала на СССР.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

СОВЕТСКО‑ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1939
договор о ненападении, заключенный 23 августа 1939. В условиях надвигавшейся угрозы войны партия и правительство принимали решительные меры для того, чтобы переломить грозное развитие событий, возможность сговора мировых империалистических сил против СССР. Прикрываясь лозунгами борьбы против большевизма, советского коммунизма, Гитлер рассчитывал, что ему удастся привлечь на свою сторону Англию и США и, таким образом натравить все капиталистические страны на разгром Советского Союза. В свою очередь, Англия и США рассчитывали натравить гитлеровскую Германию на СССР и, таким образом, разделаться с Советским Союзом, а одновременно и германским конкурентом на мировой арене.
Однако на деле получилось все иначе. На одной стороне оказались Гитлер и Муссолини, а на другой стороне – Сталин, Черчилль, Рузвельт. И это в условиях, когда двадцать лет формировалась антисоветская коалиция, когда и Германия, и Англия, и США в едином фронте выступали против Советского Союза. Расколоть единый империалистический фронт удалось Сталину, его дипломатии. Разве это не свидетельствует о И.В. Сталине как гениальном политике, искусном дипломате?
Поэтому, когда фашистская Германия обратилась к СССР с предложением о заключении пакта о ненападении, Советский Союз это обращение не отверг. Пакт обеспечил социалистическому Советскому Союзу еще два года для подготовки к отпору грозящей фашистской агрессии.
Оценивая пакт о ненападении, И.В. Сталин в выступлении 3 июля 1941 говорил: «Мы обеспечили нашей стране мир в течение полутора годов и возможность подготовки своих сил для отпора, если фашистская Германия рискнула бы напасть на нашу страну вопреки пакту. Это определенный выигрыш для нас и проигрыш для фашистской Германии». И продолжил: «Германия добилась этим некоторого выигрышного положения для своих войск в течение короткого срока, но она проиграла политически, разоблачив себя в глазах всего мира как кровавого агрессора. Не может быть сомнения, что этот непродолжительный военный выигрыш для Германии является лишь эпизодом, а громадный политический выигрыш для СССР является серьезным и длительным фактором, на основе которого должны развернуться решительные военные успехи Красной Армии в войне с фашистской Германией».
Важно подчеркнуть, что политические и военные деятели страны были едины в оценке пакта о ненападении с Германией в 1939. Так, Г.К. Жуков писал: «…В момент, когда наша страна могла быть атакована с двух фронтов – со стороны Германии и со стороны Японии, – нет никаких оснований утверждать, что И.В. Сталин полагался на него» (т. е. пакт. – Авт.). ЦК ВКП(б) и Советское правительство исходили из того, что пакт не избавил СССР от угрозы фашистской агрессии, но давал возможность выиграть время в интересах укрепления нашей обороны, препятствовал созданию единого антисоветского фронта.
И еще чрезвычайно важное обстоятельство. Пакт позволил СССР закрепить новые геополитические позиции, сложившиеся на западных границах Советского Союза, отодвигавшие угрозу нашим важнейшим экономическим и политико‑культурным центрам.
Все это посрамляет нынешних хулителей советско‑германского договора 1939 о ненападении, показывает, как надо на деле бороться за коренные национальные интересы России и обеспечение нашей национальной безопасности.
Достойно сожаления, что такой дальновидный и поистине судьбоносный шаг советской внешнеполитической стратегии Президент РФ В.В. Путин считает личным делом Сталина и Гитлера. Это значит отрицать, что Советский Союз получил почти два года для подготовки отражения фашистской агрессии. Говорить так – значит отрицать, что СССР удалось расколоть мировые силы империализма перед нападением фашистской Германии на СССР. На чем же и как тогда строить защиту национальных интересов России, заключать международные договора в интересах мира.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.