СОВЕТСКО‑КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1945
СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1945
14 августа, о дружбе и союзе. Предусматривал взаимную помощь и поддержку в войне против Японии, содержал обязательства сторон не вступать в сепаратные переговоры с Японией и не заключать сепаратного мирного договора; они обязались совместно принимать меры для предотвращения повторения агрессии со стороны Японии и оказывать друг другу помощь в случае нападения Японии на одну из сторон. Одновременно было подписано соглашение о Китайской Чанчуньскои ж. д., о ПортАртуре (Люйшунь), о порте Дальнем (Далянь) и об отношениях между советским главнокомандующим и китайской администрацией после вступления советских войск на территорию трех восточных провинций Китая в связи с совместной войной против Японии.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
СОВЕТСКО‑КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1945
7 августа 1945 начался второй этап советско‑китайских переговоров, завершившийся подписанием 14 августа советско‑китайского договора, соглашений о КЧЖД, Порт‑Артуре, о порте Дальнем и ряда других документов. Решающее воздействие на ход переговоров оказало вступление СССР в войну против Японии, так как уже 14 августа император Хирохито объявил о безоговорочной капитуляции. Договор о дружбе и союзе между СССР и Китайской Республикой состоял из 8 статей. Ст. 1 содержала обязательство обеих сторон оказывать военную и другую помощь в войне с Японией до окончательной победы. После окончания войны, по ст. 3, СССР и Китай должны были принять все меры, чтобы сделать невозможным повторение агрессии и нарушение мира Японией. Договор заключался на 30 лет.
В день подписания Договора о дружбе и союзе 14 августа 1945 министр иностранных дел Китая Ван Шицзэ огласил в специальной ноте: «Китайское правительство заявляет, что после поражения Японии, если плебисцит народа Внешней Монголии подтвердит это стремление, Китайское правительство признает независимость Внешней Монголии в ее существующих границах.» На плебисците, проведенном 20 октября 1945, за государственную независимость единодушно высказался весь монгольский народ (100 %). 5 января 1946 Законодательная палата Китая признала независимость Монголии. 13 февраля 1946 состоялось подписание протокола об установлении дипломатических отношений между МНР и Китаем.
Соглашение между СССР и Китайской Республикой о Китайской Чанчуньской железной дороге (такое название получила КВЖД) состояло из 18 статей. После изгнания японцев из Маньчжурии в одну железную дорогу под названием «Китайская Чанчуньская железная дорога» (КЧЖД) объединялись основные магистрали КВЖД и ЮМЖД, идущие от станции Маньчжурия до станции Приграничная и от Харбина до Дальнего и Порт‑Артура. Эта дорога переходила в общую собственность СССР и Китайской Республики и должна была эксплуатироваться ими совместно как чисто коммерческое транспортное предприятие. В общую собственность переходили также главные линии КВЖД, ЮМЖД, вспомогательные железнодорожные ветки, построенные в период русского и совместного советско‑китайского управления. Все остальные участки, подсобные предприятия и земли переходили в полную собственность китайского правительства.
В день подписания Договора о дружбе и союзе 14 августа 1945 министр иностранных дел Китая Ван Шицзэ огласил в специальной ноте: «Китайское правительство заявляет, что после поражения Японии, если плебисцит народа Внешней Монголии подтвердит это стремление, Китайское правительство признает независимость Внешней Монголии в ее существующих границах.» На плебисците, проведенном 20 октября 1945, за государственную независимость единодушно высказался весь монгольский народ (100 %). 5 января 1946 Законодательная палата Китая признала независимость Монголии. 13 февраля 1946 состоялось подписание протокола об установлении дипломатических отношений между МНР и Китаем.
Соглашение между СССР и Китайской Республикой о Китайской Чанчуньской железной дороге (такое название получила КВЖД) состояло из 18 статей. После изгнания японцев из Маньчжурии в одну железную дорогу под названием «Китайская Чанчуньская железная дорога» (КЧЖД) объединялись основные магистрали КВЖД и ЮМЖД, идущие от станции Маньчжурия до станции Приграничная и от Харбина до Дальнего и Порт‑Артура. Эта дорога переходила в общую собственность СССР и Китайской Республики и должна была эксплуатироваться ими совместно как чисто коммерческое транспортное предприятие. В общую собственность переходили также главные линии КВЖД, ЮМЖД, вспомогательные железнодорожные ветки, построенные в период русского и совместного советско‑китайского управления. Все остальные участки, подсобные предприятия и земли переходили в полную собственность китайского правительства.
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.