СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
(совнархозы), СНХ, органы управления пром-стью и стр-вом в 1918–28, 1957–1965. В янв. 1918 был образован Пенз. губ. совнархоз путем пополнения уже существовавшей коллегии труда и пром-сти Совета губ. комиссаров представителями профорганизаций и фабрично-заводских ком-тов. Имел ряд отделов, в т. ч. экономический, национализации пр-тий, контрольный, с курированием наиб. важных отраслей хоз-ва губ. (кожевенной, винокуренной, крахмалопаточной, спичечной пром-сти и др.). До 1923 имелся ряд уездных С. н. х. В функции совнархоза входила организация заводоуправлений, техобследование пр-тий, выдача им производ. программ, нарядов, хотя эти меры поначалу осуществлялись «не в полном объеме, а по частям». Тяжелым ударом по экономике явилась национализация пром-сти, довершившая коллапс мн. производств. Из 140 национализиров. пр-тий по Мокш. у. на 1 мая 1918 77 бездействовали, и это было типичным. С началом нэпа в пром-сти обозначился подъем, но ограниченный и противоречивый, ибо гос-вом финансировались в первую очередь пр-тия ведущих отраслей пром-сти. К 1926 деятельность С. н. х. становилась практикой централизованной системы управления нар. хоз-вом. Опыт совнархозов как формы территор. управления экономикой регионов использовался в годы хрущевских реформ. Совнархоз Пенз. экон. адм. р-на, созданный в июне 1957, имел 9 функциональных подразделений и 8 управлений отраслевого характера: маш-строения, приборостроения, легкой пром-сти и т. д., курировал до 90 пр-тий различного профиля (73% всей пром-сти Пенз. обл.). Ведущими отраслями пром. произ- ва в области были машино- и приборостроение. Из организационных новаций С. н. х. до кон. 1950-х гг. следует отметить перепись возрастного состава оборудования, давшую немало ценной информации о состоянии техн. уровня производств, работу по кадровому обеспечению пр-тий инженерами и техниками. В итоге за 1958–61 удельный вес практиков- специалистов уменьшился с 45% до 30%. Серьезно наращивали в это время мощности пр-тия радиотехнической, хим. пром-сти, текстильного маш- строения, приборостроения. Укреплял позиции ВПК. В 1958 основан г. Заречный (Пенза-19), один из ядерно-пром. оружейных комплексов страны. Однако терр. система управления не давала нужного эффекта. При совнархозах Пенз. пр-тия испытывали дефицит труб, проката, лесопродукции. Усиление мощностей пром-сти, особенно ее оборонного сектора, вело к дефициту рабочих строит. специальностей. Темпы жилищного стр-ва существенно отставали от потребностей. Число проживающих в общежитиях увеличилось за 1957–60 с 6,5 тыс. до 9 тыс. человек. Недостатки в трудовой, технологич. дисциплине вели к браку. Только по итогам за 1960 пр-тия управления маш-строения Пенз. СНХ получили 240 рекламаций. Значит. недостатком в работе аппарата СНХ была бумажная волокита. В 1960, напр., в адрес Пенз. СНХ поступило 77 тыс. и было, в свою очередь, отправлено 80 тыс. писем, телеграмм, постановлений. Хоз. деятельность СНХ часто перемежалась с полит. акциями. Реалии плановой экономики содействовали все усиливавшемуся вмешательству правительства в дела СНХ За 9 месяцев 1961 в аппарат Пенз. СНХ поступило 632 правит. телеграммы, б. ч. к-рых не была реализована в срок. В дек. 1962 началась реорганизация системы СНХ. Пенз. совнархоз был упразднен. Пр-тия и орг-ции, входившие в него, были включены в Приволжский совнархоз с центром в Саратове. В 1965 совнархозы были упразднены. В. Б. Семёнов.

Источник: Пензенская энциклопедия.

СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Совнархозы) - органы управления пром-стью в СССР. С. н. х. начали создаваться в дек. 1917. Уже летом 1918 они существовали во всех губерниях и уездах Сов. России; существовали также областные С. н. х. (Уральский, Московский, Сев. р-на и др.), к-рые охватывали территории неск. губерний. С. н. х. имели двойное подчинение: Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ) и местным Советам. Во главе совнархозов Коммунистич. партия поставила А. Ф. Артема, И. Ф. Арманд, В. В. Куйбышева, Я. Э. Рудзутака, М. В. Фрунзе и др. видных деятелей. С. н. х. осуществляли функции руководства пром-стью, в нек-рых губерниях и уездах они на первых порах ведали прод. снабжением, транспортом, лесозаготовками, проведением землеустроит. работ и т. д. Разнообразие в функциях определяло и разницу в структуре С. н. х.: наряду с функциональными и отраслевыми пром. отделами в их состав нередко входили отделы финансов, продовольствия, гужевого транспорта и т. п. С. н. х. развернули большую работу по реорганизации пром-сти на социалистич. началах, по предотвращению экономич. катастрофы. Но в деятельности нек-рых совнархозов сказывались элементы местничества, попытки удовлетворить нужды "своего" р-на в ущерб общенар. интересам. В годы гражд. войны подавляющее большинство ф-к и з-дов было подчинено непосредственно отраслевым главкам и центрам ВСНХ; в губерниях создавались местные отделы главков, подведомств. центр. органам. В ведении С. н. х. остались лишь небольшие предприятия местной пром-сти. Подавляющее большинство уездных С. н. х. в 1919 было ликвидировано и их место заняли отделы местного х-ва исполкомов уездных Советов. Задачи воен. мобилизации экономики вызвали появление в структуре губ. С. н. х. отделов воен. заготовок. В деятельности С. н. х. в те годы преобладали адм. методы.

Окончание войны и переход к восстановлению х-ва на основе новой экономической политики потребовали изменения организац. форм управления пром-стыо. При сохранении в составе ВСНХ РСФСР, Украины и Белоруссии отраслевых органов управления ф-ками и з-дами были значительно расширены права местных С. н. х. В сер. 1920 стали возникать новые областные хоз. органы - Промбюро, объединившие деятельность С. н. х. неск. губерний. Всего было создано 7 Промбюро (Северо-Западное, Юго-Восточное, Украинское, Уральское, Сибирское, Киргизское и Дальневосточное). Большинство их просуществовало до 1928. Для координации деятельности всех местных органов по восстановлению х-ва в 1921 были организованы экономич. совещания. Создание трестов в пром-сти, перевод их на хозрасчет и предоставление самостоятельности в решении мн. производств. вопросов изменили функции и объем деятельности С. н. х. Они превратились в органы, планирующие и контролирующие работу местных трестов. В связи с этим были ликвидированы мн. отраслевые отделы С. н. х.; вместо них, как правило, создавался один производственно-технич. отдел. Вместе с тем было сокращено число губ. С. н. х. В губерниях со слабо развитой пром-стью С. н. х. были слиты с пром.-коммунальными отделами губисполкомов в отделы местного х-ва. В РСФСР в 1924 осталось 13 губсовнархозов. Реформы в области управления пром-стью были направлены на развитие принципа демократич. централизма при условии сохранения отраслевых органов в качестве ведущих. Отраслевые директораты Центр. управления гос. пром-сти ВСНХ СССР руководили трестами и предприятиями союзного значения. ВСНХ союзных республик непосредственно управляли только предприятиями респ. значения и координировали развитие всей пром-сти в рамках республики. Губ. С. н. х., помимо координирующих функций, осуществляли руководство местными трестами.

С началом социалистич. индустриализации усиливается отраслевой принцип построения хоз. аппарата. Это было связано с необходимостью направления сил и средств на создание новых отраслей пром-сти, с технич. реконструкцией всех предприятий той или др. отрасли, независимо от их подчиненности. Эти причины вызвали сужение функций обл. и окружных С. н. х., созданных в кон. 20-х гг. после проведения адм.-терр. реформ вместо губ. С. и. х. Постановления ЦИК и СНК СССР от 5 янв. и 27 марта 1932 юридически оформили переход к отраслевой системе управления пром-стью. Вместо ВСНХ СССР были созданы отраслевые пром. наркоматы, а ВСНХ союзных республик, обл. и краевые С. н. х. преобразованы в наркоматы и управления легкой пром-сти.

В 1957 в СССР вновь были созданы С. н. х. Их положительная роль на этом этапе - развитие районной специализации и кооперирования пром-сти, мобилизация значит. скрытых резервов. Однако вскоре стали проявляться недостатки С. н. х. Отсутствие отраслевых органов управления наносило ущерб делу технич. прогресса, получили развитие местнические тенденции. Это сказалось на темпах пром. развития. Сентябрьский (1965) пленум ЦК КПСС принял решение о ликвидации С. н. х. и переходе к отраслевой системе управления пром-стью. Кроме того, он указал на необходимость осуществления руководства х-вом таким образом, чтобы обеспечить эффективное решение межотраслевых и терр. проблем, комбинирование произ-ва, комплексное развитие х-ва р-нов, рациональное использование сырьевых, энергетич., трудовых ресурсов.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 377-86 (т. 27, с. 372-79), т. 37, с. 394-401 (т. 28, с. 352-358), т. 43, с. 266-91 (т. 32, с. 353-75); Национализация пром-сти в СССР. 1917-1920 гг. Сб. док-тов и мат-лов, М., 1954; Советы нар. х-ва и плановые органы в центре и на местах (1917-1932). Сб. док-тов, М., 1957; Венедиктов А. В., Орг-ция гос. пром-сти в СССР, т. 1-2, Л., 1957-1961; Нелидов Б. Б., История гос. учреждений СССР. 1917-1936 гг., М., 1962; Самохвалов Ф. В., Советы нар. х-ва в 1917-1932 гг., М., 1964; Дробижев В. З., Медведев А. Б., Из истории совнархозов (1917-1918), М., 1964; Дробижев В. З., Гл. штаб социалистич. пром-сти. (Очерки истории ВСНХ. 1917-1932 гг.), М., 1966.

В. З. Дробижев, А. А. Нелидов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976