Совнархозы на Урале
Совнархозы на Урале
созданы в конце 1917 - нач. 1918 как подведомственные обл. и местным Советам советы нар. х-ва. С янв. 1918 Уралсовнархоз существовал как экономическая секция обл. Совета раб. и крест. деп. У. Его деятельность распространялась на Вятскую, Уфимскую, Перм., Оренб., ч. Тобольской губ. В это же время нач. орг-ция губ. и окр. совнархозов на У. III Ур. обл. съезд Советов, проходивший 24-29 янв. 1918, создал обл. совет нар. х-ва в составе комиссариатов: финансов, произв., труда, обмена, лесов и земель. Съездом были утверждены комиссары для рук. разл. отраслями работы, избранные 10(23) янв. на расширенном заседании обл. Совета: финансов - Ф.Сыромолотов, снабжения - П.Войков, произв. - А.Кузьмин и др. Управление окр. и отд. з-дами поручалось деловым советам. В Москве при ВСНХ функционировала коллегия "Урал-секция", а затем "Уральский секретариат". С 1930-х и до сер. 1950-х р-ный метод планирования и рук. нар. х-вом отступил на второй план. Это было вызвано сталинской централизацией управления нар. х-вом, трансформировавшейся в тоталитарно-бюрократическую систему. Регион как целостное полит., экономическое, тер. образование перестал быть объектом управления. С. как органы тер. управления пром. были упразднены, планирование и управление произв. стало осуществляться по отраслевым ведомствам. После ХХ съезда КПСС была сделана попытка восстановления разрушенных в 1930-х методов регионального рук. нар. х-вом. В 1957 в стране проведена реорг-ция управления пром. и стр.: пром. министерства упразднились и создавались С. по экономическим р-нам. Учитывая, что на Ср. У. выгодно сочетаются многочисл. природные ресурсы и имеются необходимые предпосылки для дальнейшего комплексного развития всех отраслей нар. х-ва, Совмин РСФСР образовал Свердл. С., в к-ром насчитывалось 411 пром. предприятий с общим объемом вып. валовой продукции в 1957 почти в 30 млрд руб. На У. также были созданы др. обл. СНХ. Структура С. нар. х-ва Свердл. экономического адм. р-на включала планово-экономическое управление, техн. управление, управление оборудования, отд. произв. и кооперирования, гл. механика и гл. энергетика, капитального стр., финансовый отд., управление мат.-техн. снабжения, управление сбыта, отд. кадров и уч. заведений, ц. бухгалтерия, транспортный отд., внеш. сношений и т.д. (всего 16 функциональных подразделений). Отраслевые подразделения состояли из управлений: черной и цветной металлургии, машиностр., электропром., лесной пром., топливной пром., деревообрабатывающей и бумажной пром., стр. материалов, легкой пром., пищевой пром., управления стр. В состав С. было включено также р-ное управление энергетического х-ва (Свердловэнерго). Однако первые гг. их функционирования показали, что дробное управление (малыми совнархозами) нарушает в целом пропорции развития х-ва как единого комплекса. В результате в 1961 произошло укрупнение: на У. было создано три С.: Зап.-Ур. (Перм. обл. и Удм. АССР), Ср.-Ур. (Свердл. и Тюменская обл.) и Юж.-Ур. (Челяб., Оренб. обл. и Башк АССР.). В 1963 из УЭР была выделена БАССР, к-рая вошла в Поволжский р-н, а Тюменская обл. в 1986 стала составной ч. Зап. Сибири. Согласно пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 26 апр. 1961 "Об экономическом районировании и организации советов по координации и планированию в крупных экономических районах" был восстановлен ликвидированный в 1930-е Ур. совет по координации и планированию работы (Уралплан). Функции Уралплана заключались в координации и планировании х-ва Ур. экономического р-на. Попытка обеспечить регионам самостоятельное экономическое развитие пришла в противоречие с сов. экономической системой, к-рой присуща сверхцентрализация в управлении. В соответствии с решением сент. (1965) Пленума ЦК КПСС совнархозы в янв. 1966 были ликвидированы, управление пром. и стр. вновь стало осуществляться по отраслевому принципу. Реформа управления 1957 с самого нач. была ограниченной, сугубо адм., не вносила качественных изменений в экономические условия хозяйствования, планирования, управления произв. деятельностью пром. предприятий. Весь предшествующий опыт хозяйствования и официально принятая идеология орг-ции управления нар. х-вом исключали постановку проблемы сочетания централизованного планового руководства и экономической самостоятельности пром. предприятий. Денисевич М.Н., Личман Б.В., Фарманов Б.И.,