объединение русских художников (1903-23). Создан бывшими передвижниками и членами "Мира искусства", объединившимися в 1901 на "Выставке 36 художников". Первоначально включал московских (А.Е. Архипов, A.M. Васнецов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, С.В. Иванов, К.А. Коровин, С.В. Малютин, В.В. Переплетчиков, П.И. Петровичев, А.А. Рылов, А.С. Степанов, Л.В. Туржанский, К.Ф. Юон и др.) и петербургских живописцев (А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов и др.). Стилистическое единство "Союз русских художников" приобрел после выхода из него в 1910 из-за творческих разногласий группы петербургских художников. Для творчества основного ядра "Союза русских художников" (преимущественно пейзаж и бытовой жанр) характерны интерес к родной природе и самобытным чертам русской народной жизни, декоративность живописной манеры, основанные на эффектах свето-воздушной среды, иногда тяготение к импрессионизму. "Союз русских художников" организовал 18 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
объединение художников, основанное бывшими передвижниками и членами объединения «Мир искусства» (1903–23). В Союз вошли А. Е. Архипов, С. В. Иванов, К. А. Коровин, С. В. Малютин, К. Ф. Юон, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, А. С. Степанов, И. Э. Грабарь, Ф. А. Малявин, С. Ю. Жуковский, А. А. Рылов и др. – ведущие представители московской школы живописи (в отличие от «Мира искусства», объединившего петербуржцев). Предметом изображения для художников были прежде всего русская старина (Малютин, Рябушкин, Васнецов) и поэтические образы родной природы (Грабарь, Юон, Остроухов).
В противоположность утонченному аристократизму мирискусников, московские живописцы, продолжившие традиции передвижников, были приверженцами демократических идеалов. Это проявлялось не только в выборе тем и сюжетов из народной жизни (Архипов, Малявин, Иванов), но и в принципах взаимоотношений между членами Союза. Отменялась кружковая замкнутость, на выставки принимались произведения не по выбору жюри, а решением большинства художников. Живописцы сами отбирали для экспонирования свои работы. Расцвет выставочной деятельности Союза пришелся на сер. 1900-х – 1910-е гг.
В противоположность утонченному аристократизму мирискусников, московские живописцы, продолжившие традиции передвижников, были приверженцами демократических идеалов. Это проявлялось не только в выборе тем и сюжетов из народной жизни (Архипов, Малявин, Иванов), но и в принципах взаимоотношений между членами Союза. Отменялась кружковая замкнутость, на выставки принимались произведения не по выбору жюри, а решением большинства художников. Живописцы сами отбирали для экспонирования свои работы. Расцвет выставочной деятельности Союза пришелся на сер. 1900-х – 1910-е гг.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007