Создание Персидской державы Ахеменидов
Создание Персидской державы Ахеменидов
Уже в IX—VII вв. до н.э. в ассирийских надписях упоминается государство Парсуаш, находившееся на востоке бывшей эламской территории; по-виднмому, это то же, что Парса, или Персида — основное государство, созданное персидскими племенами. Помимо Парсуаша в VII в. до н.э. на восток от Элама находилось несколько других мелких государств, вероятно зависевших от эламитов и одновременно включенных в персидский племенной союз, который возглавляли вожди из династии Ахеменидов. После разгрома Элама ассирийским царем Ашшурбанапалом в 40—30-х годах VII в. до н.э. персы освободились от эламского господства, но вскоре превратились в данников Мидии. В 558 г. царем Персии стал Кир II. Он объединил персидские племена и основал г. Пасаргады, который стал столицей Персидского государства. В 553 г. Кир поднял восстание против мидийского царя Астиага, которому были подчинены персы. Война длилась три года и окончилась полной победой персов, взятием мидийской столицы Экбатапы (совр. Хамадан) и пленением Астиага. Кир стал царем как Персии, так и Мидии.
Покорив в 550 г. Мидию, Кир в точение следующих двух лет захватил Парфию и Гирканию, входившие в состав бывшей Мидийской державы, В 546 г. персы покорили и Лидию в Малой Азии, которая в то время наряду с Вавилонией и Египтом была одним из крупнейших государств Ближнего Востока. Таким образом, персы вышли к Эгейскому морю. Между 545 и 539 гг. Кир подчинил на Иранском нагорье территории нынешних государств Иран и Афганистан, включая Дрангиану и Бактрию, и проник в Среднюю Азию, завоевав Маргиану (оазис Мары в Туркмении), Согдиаиу (область Самарканда и р. Зеравшап) и Хорезм (низовья Амударьи). Таким образом, персидское господство достигло северо-западных границ Индии, южных отрогов Гипдукуша и бассейна Сырдарьи. Только после того как ему удалось достигнуть этих отдаленных пределов в северо-восточном направлении, Kиp выступил против Вавилонии.
В течение двух месяцев (август — сентябрь) 539 г. Вавилония была захвачена персами. Согласно вавилонским источникам, армия Кира без боя вступила в Вавилон и освободила жителей страны от гнета Пабопида. Кир обвинил его в нарушения благочестия по отношению к богам своей собственной страны и пренебрежении к ним, а сам принес жертвы богу Мардуку. Камбис, сын Кира, присутствовал как представитель своего отца на религиозном празднике в храме Эсагила. Жителям вавилонских городом были обещаны мир и неприкосновенность. Народам, которые были насильственно поселены в Месопотамии вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны.
Захватив Месопотамию, Кир формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилоп стал одной из царских резиденций. В стране на первый взгляд все осталось прежним: вавилоняне продолжали занимать преобладающее положенно в государственном аппарате, а жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. Более того, власть Кира в Вавилонии не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии. Кир принял титул «царь Вавилона, царь стран», который сохранялся за его преемниками до времени Ксеркса.
Однако фактически Вавилония из самостоятельного царства превратилась в сатрапию Ахеменидской державы и лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны высшая военная и административная власть теперь принадлежала персидскому наместнику.
После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта (Сирия, Палестина и Финикия) подчинились персам. Торговые города Финикии, так же как вавилонские и малоазийские купцы, был заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами, где вся посредническая торговля находилась бы в их руках. Захватив весь Ближний Восток до границ с Египтом, Кир решил обезопасить северо-восточные границы своего государства от вторжения кочевых племен Средней Азии. В битве против массагетов на восточной стороне Амударьи в 530 г. Кир потерпел поражение и погиб.
В августе 530 г. царем Ахемепидской державы стал Камбис, который вскоре начал готовиться к нападению на Египет. Египетская армия была быстро разгромлена, флот сдался без боя, фараон Псамметих III оказался в плену. В мае 525 г. Египет превратился в персидскую сатрапию, Камбис был объявлен также и египетским царем и короновался по египетским обычаям. Он пользовался традиционной египетской системой датировки, принял титул «царь Египта, царь стран», участвовал в египетских религиозных церемониях, приносил жертвы египетским богам и оказывал им другие знаки внимания. На рельефах из Египта Камбис изображен в египетской одежде. Чтобы придать захвату Египта законный характер, была создана легенда о рождении Камбиса от брака Кира с египетской царевной Нитетис, дочерью фараона Априя. Следуя политике Кира, Камбис предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. За египтянами сохранились их должности в государственном аппарате.
Захватив Египет, Камбис начал готовиться к походу против Нильской Эфиопии. Согласно Геродоту, Камбис вторгся в Эфиопию без достаточных запасов продовольствия и попал в безводную местность; в его армии началось людоедство, и он вынужден был отступить. Камбис вернулся в столицу Египта Мемфис и подавил волнения, которые тем временем начались в этой стране, при этом оскорбив своими действиями религиозные чувства египтян.
Так, он убил быка Аписа. Современники считали, что он подвергся душевному заболеванию.
В марте 522 г. Камбис получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял восстание в Персии и захватил там царский престол. Камбис направился в Персию, но умер в пути при загадочных обстоятельствах, не успев вернуть себе власть. Согласно официальной версии, изложенной в огромной наскальной надписи его преемника Дарил I на скале Бехистун (или Бисутун). Камбис еще до прихода в Египет велел тайно убить своего брата Бардию; этим воспользовался некий маг Гаумата, который объявил себя Бардией и 11 марта 522 г. стал царем под видом последнего. К 1 июня 522 г. Бардия-Гаумата получил всеобщее признание у народов Ахеменидской державы. Чтобы удержать покоренные народы от восстаний, он отменил налоги и военную повинность на три года. Его внутренняя политика была направлена на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в экономике и обществе. Поэтому Бардия-Гаумата пользовался большой популярностью и поддержкой широких народных масс как в самой Персии, так и в других странах Ахеменидской державы.
Однако по современным данным версия о Гаумате — ложная, и к власти пришел настоящий Бардия. 29 сентября 522 г., после семи месяцев царствования, он был убит заговорщиками — представителями семи знатных персидских родов. Один из заговорщиков, двадцативосьмилетний Дарий, стал царем. Дарий был потомком царьков-Ахеменидов, правивших в Порсиде в VII—VI вв. до н.э., до Кира. Сам принадлежа, таким образом, к верхушке персидской зпати, оп начал с того, что восстановил ее привилегии, отмененные Бардией.
Сразу после захвата престола Дарием I против него восстала Вавилония. Дарий лично возглавил поход против нее. В декабре 522 г. персы захватили Вавилон, и руководители мятежа были преданы казни. Но пока Дарий был занят карательными действиями в Вавилонии, против него восстали Персия, Мидия, Элам, Маргиана, Парфия, Саттагидия (в совр. Афганистане), сакские племена Средней Азии и Египет. Началась жестокая и кровопролитная борьба за восстановление державы Ахеменидов.
Против восставших в Маршале двинулся сатрап Бактрии Дадаршиш, и 10 декабря 522 г. маргианцы потерпели поражение. За этим последовала резня, во время которой каратели убили 55 тыс. человек. Уже одна эта цифра показывает, что восстание в Маргиане было всенародным движением. В самой Персии под именем сына Кира Бардии соперником Дария выступил некий Вахьяздата, нашедший среди народа большую поддержку. Ему удалось захватить восточноирапские области вплоть до нынешнего Афганистана. Лишь 16 июля 521 г., после пяти битв, полководцам Дария I удалось нанести решающее поражение войску Вахьяздаты. Последний был взят в плен и вместе с ближайшими своими соратниками посажен па кол. Победа над Вахьяздатой была крупным успехом Дария, так как теперь вся Персия оказалась в его руках.
Но в остальных странах продолжались волнения. Пока Дарий был занят подавлением двух восстаний в Эламе, почти вся Мидия оказалась в руках Фравартиша (Фраорта II), который утверждал, что он происходит из рода индийского царя Киаксара. Это восстание было одним из наиболее опасных, и Дарий сам выступил против мятежников. Мидяне потерпели поражение, а Фравартиш попал в плен и был приведен к Дарию, который лично жестоко расправился с побежденным. Он отрезал ему нос, уши и язык и выколол глаз. После этого Фравартиша свезли в Экбатаны и посадили там на кол. В Экбатаны также были доставлены и заключены в крепость ближайшие помощники Фравартита, с которых затем содрали кожу. Мидия, до сих пор находившаяся на равных правах с Персией, была низведена на положение одной из рядовых провинций.
К лету 521 г. полководцы Дария после пяти битв с восставшими смогли установить свой контроль и в Армении. Тогда же отцом Дария был подавлен мятеж в Парфии и в Гиркании. В это время в Вавилоне произошло последнее крупное восстание, которое длилось до 27 ноября 521 г. Менее значительные волнения в государстве все еще продолжались. Теперь, через год с небольшим после .захвата власти. Дарий смог упрочить свое положение и вскоре после этого восстановил державу Кира и Камбиса в со прежних границах. Победа Дария над восставшими народами в значительной степени объясняется отсутствием единства между ними. Дария поддерживали полки царской гвардии, армии оставшихся верными Дарию сатрапов и гарнизонные войска, которые, как правило, в каждой области состояли из чужеземцев. Этими войсками Дарий пользовался очень умело, безошибочно определяя, какой мятеж в данный момент наиболее опасен. Не будучи в состоянии вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий подавлял одно восстание, а затем ту же самую армию, при помощи которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.
Источник: История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ. 1983