Спафарий-Милеску Николай Гаврилович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Спафарий-Милеску, Николай Гаврилович

(1636—1708) — молдавский ученый и гос. деятель. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии в Яссах, затем в Константинополе. Находился на службе молдавского господаря, занимал пост "великого спафария" — командующего наемными войсками. После неудавшегося дворцового переворота, в к-ром С. принимал участие, вынужден был покинуть Молдавию и в 1671 переселился в Россию, где стал переводчиком Посольского приказа. С. составил славяно-греко-латинский словарь. В 1675—78 возглавил рус. посольство в Китай. О поездке в Китай С. представил подробный отчет, в к-ром содержались ценные сведения о природе Китая, быте и нравах китайского народа. Написал ряд книг по истории, дошедших до нас в рукописях.


Соч.: Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границу Китая в 1675 году, СПб, 1882 ("Записки Русского географич. об-ва по отдел. этнографии", т. 10, вып. 1); Статейный список посольства... в Китай (1675—1678), в кн.: Вестник археологии и истории, вып. 17, СПб, 1906 (отд. 2, стр. 162—339); Описание первый части вселенный, именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство с прочими его городы и провинции, Казань, 1910.


Лит.: История Молдавии, т. 1, Кишинев, 1951 (стр. 250— 252); Лебедев Д. М., География в России XVII века (допетровской эпохи), М.—Л., 1949.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Спафарий-Милеску Николай Гаврилович

Спафарий-Милеску (Николай Гаврилович) - молдавский боярин греческого происхождения, родился в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование в Константинополе и в Италии, усвоил языки эллинский, новогреческий, турецкий, арабский, румынский, русский, латинский, итальянский. Спафарий-Милеску служил сначала у молдавского господаря, но запутался в политических интригах; по приказанию господаря ему урезан был нос, и он бежал сначала в Валахию, затем в 1671 г. переселился в Россию с лестной рекомендацией иерусалимского патриарха Досифея. В России он удерживает одну фамилию Спафарий, получает место переводчика в посольском приказе и пользуется благоволением боярина Матвеева и царя Алексея Михайловича . Спафарий участвовал в так называемом "строении книг" - перевел и снабдил рисунками несколько книг для поднесения царю. Спафарию принадлежат труды: "Хрисмологион", "О сивиллах", "Мусы", "Арифмология", "Василиологион", "Описание церкви св. Софии в Константинополе", "Книга иероглифийская", "Дневник путешествия по Сибири", "Описание Китая", "Описание реки Амура" и "Татарская книжица". Большая часть этих книг написана в 1672 - 1674 гг., последние три - в 1678 г. Подлинные заглавия очень длинные и витиеватые. Во всех книгах много учености, но большей частью (за исключением "Описания Китая") крайне схоластической. Язык тяжелый. "Хрисмологион, или Книга о 4 монархиях" начинается с пророчества Даниила на сон Навуходоносора и заключает в себе рассказы и анекдоты из древней истории, причем попутно автор кое-где высказывает свое нерасположение к евреям, католикам и магометанам. Книга "О сивиллах" трактует на популярную в старину тему о пророчицах язычницах Сивиллах (12 вместо обычных 10), в числе которых у Спафария оказывается царица Савская, которая "позна древо крестное" (далее следует апокриф о "треблаженном дереве"). Сочинение "О Мусах", т.е. музах, трактует "о седми свободных учениях". При имени каждой музы объясняется ее наука. "Арифмология" Спафария дошла в двух редакциях. В обеих Спафарий нагромождает объяснения на разные цифровые реалии - 9 муз, 9 чинов ангельских, 105 разных случаев употребления счета три (3 горгоны, 3 сирены, 3 силы душевные по Аристотелю и т. д.). "Василиологион" - сборник из 18 царских биографий, причем биографию древних царей (Нин, Семирамида, Кир, Давид, Соломон и др.) излагаются подробно, а биографии русских царей (Иоанн IV , Федор Иоаннович , Михаил Федорович , Алексей Михайлович) изложены кратко. Главные труды Спафария - "Описание Китая", "Амура" и "Монголии" составлены не только по книжным пособиям, но и по личным наблюдениям. Спафарий был послан в 1767 г. в Китай. От Тобольска до Пекина он ехал целый год. В Тобольске виделся со знаменитым ссыльным писателем Крижаничем. В Китае Спафарий пробыл 3 1/2 месяца. Описание Китая у Спафария подробное, с включением Кореи и даже Японии. "Описание Китая" издано Арсеньевым. "Описание Софийского собора в Константинополе" издано в 2 книгах "Летописей" Тихонравова . Спафарий скончался в России около 1709 г. Специальные о нем исследования И.Н. Михайловского "Очерк жизни и службы Н. Спафария в России" (Киев, 1895) и "Важнейшие труды Спафария" (Киев, 1897). В первой статье указаны и другие исследования о Спафарии. Н. Сумцов.

Источник: Биографический словарь. 2008